С недавних пор на улицах Сочи можно услышать песни о нём или другую музыку. Но не постоянно, а лишь в промежутках между рекламой. И радость от приятной родной мелодии быстро сменяется негодованием от навязчивости ненужной информации. Рекламная компания «Голос Сочи» транслировала звуковую рекламу с помощью рупоров и динамиков почти по всему городу-курорту.
Установка оборудования началась с фасадов торговых центров и за пару лет звуковая реклама окутала практически весь курортный центр, добралась до пляжей, здания органного зала и Зимнего театра, памятника архитектуры федерального значения. Рупоры были установлены буквально на каждом городском фонаре вдоль центральной набережной, на пляже «Ривьера», новомодных набережных Имеретинской бухты и других местах курорта. Их число постоянно росло и превысило 200 штук.
Рекламные слоганы и назойливые призывы из громкоговорителей мешают жителям многих городов: утомляют жильцов близлежащих домов, портят отдых, отпугивают клиентов кафе и ресторанов с летними верандами, а в городах-курортах ещё и снижают туристический рейтинг. В отличии от других городов, в Сочи не нужно бороться за запрет такой рекламы. В нашем городе она и так незаконна. Установка наружной рекламы на набережных прямо запрещена муниципальным законодательством г. Сочи. Кроме того, в целях развития санаторно-курортного отдыха и туризма, решением Городского собрания Сочи, создан ограниченный перечень разрешённых видов наружной рекламы, в который звуковая реклама не входит, и, таким образом, не может быть установлена ни в одном месте, ни на одном здании на территории города-курорта, включая здания ТЦ, магазины, ларьки и любые другие торговые объекты… Однако «Голос Сочи» самовольно устанавливает динамики в самых людных местах: без разрешительных документов, не оплачивая госпошлину, не участвуя в обязательных торгах на право установки рекламы на объектах государственной собственности, нарушая целый ряд законов: «Об ограничении конкуренции», «О рекламе», «О защите объектов культурного наследия».
Несколько лет подряд местные жители, городские депутаты и рекламные компании регулярно направляли жалобы в городскую администрацию, сочинские подразделения ФАС, Роспотребнадзора и полицию о нарушении своих прав, о причинения вреда здоровью чрезмерным и непрерывным шумом. Чиновники и правоохранители не инициировали проверки, ссылаясь на то, что это не входит в их юрисдикцию, перенаправляли заявителей в другие органы, где также никто не хотел брать на себя ответственность за решение проблемы.
Более того, администрация города в ответ на жалобы неоднократно заявляла, что громкоговорители установлены в целях предотвращения ЧС. Министерство Гражданской Обороны и Чрезвычайных Ситуаций Краснодарского края официально опровергло данную информацию. Данные рупоры к системе звукового оповещения не имеют никакого отношения, установлены без согласования министерства. Соблюдая требования к установке и контролю таких систем, трансляция музыки, рекламы и любых посторонних сообщений технически исключена. Администрация экс-главы Сочи не только закрывала глаза на незаконную деятельность «Голоса Сочи», но и способствовала её реализации, обязывая устанавливать громкоговорители как средства оповещения.
После безуспешных попыток добиться справедливости через местные органы власти, жители города и представители бизнеса составили обращение в Администрацию Президента РФ. Оттуда его перенаправили в Администрацию губернатора Краснодарского края, где было проведено расследование. Краснодарское управление ФАС вынесло Администрации Сочи предупреждение о прекращении противоправных действий и бездействия в отношении установленных без разрешения громкоговорителей.
Удивляет бездействие комитета по наружной рекламе в Сочи. Ведь невозможно просто не заметить такое количество рупоров на пляжах города, направленных прямо на отдыхающих и загорающих на берегу туристов и горожан. Громкоговорители были установлены даже напротив здания сочинской администрации. Такие вещи должны отслеживаться чиновниками.
После расследования начался демонтаж рупоров. Казалось бы – горожане должны были вздохнуть спокойно. Однако на деле окончание этой скандальной истории обернулось ещё большим кошмаром. Рупоры срезали с фонарей прямо с плафонами. Провода и крепления рекламных установок при этом остаются на месте.
Это при том, что эти фонари были установлены всего несколько лет назад и совсем недавно была проведена реконструкция улицы Навагинской и набережных, где все провода между фонарями были спрятаны под землю. Набережная Имеретинской бухты была благоустроена к Олимпиаде-2014, на это было потрачено немало бюджетных средств. Звуковая реклама с памятников культуры и зданий торговых центров до сих пор не удалена.
В итоге бесконтрольная деятельность компании «Голос Сочи» обернулась не только дискомфортом для жителей и туристов, нарушением законов, испорченным имиджем курорта, но и порчей городского имущества. Главный вопрос сейчас: кто и на какие средства будет устранять последствия этой истории, менять фонари, реставрировать Зимний театр и возмещать материальный и репутационный ущерб курорта?