В прошлом году Сочи был включён в список пилотных городов для участия в федеральном проекте «Умный город», который предусматривает использование цифровых технологий в различных сферах городской жизни. 4 февраля 2019 года в Парке науки и искусств образовательного центра «Сириус» состоялась первая стратегическая сессия по этому проекту под руководством заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса.
Наш город выбран неслучайно для проведения первой стратегической сессии, так как её результаты в виде 10 пилотных приложений и сервисов для решения наиболее острых городских проблем будут представлены на Российском инвестиционном форуме, который пройдёт в Сочи с 14 по 15 февраля.
Первая стратегическая сессия собрала около 70 экспертов из Москвы, Краснодара и Сочи по восьми основным направлениям:
- Строительство и градоустройство;
- Транспорт;
- Городское (муниципальное) управление;
- Туризм;
- Городская среда и ЖКХ;
- Экономика и предпринимательство;
- Безопасность;
- Социальная сфера
«Кстати, хочу отметить активность всего Краснодарского края: работали дружной командой администрации края, Сочи и Краснодара, все вместе, думая над тем, как сделать Сочи умным, — поделился впечатлениями о прошедшем мероприятии на своей странице в соцсети Андрей Чибис. — Из Москвы прилетели 30 экспертов по всем направлениям городского развития.
Спасибо всем, кто посвятил этот насыщенный и продуктивный день стратегической сессии, а это почти 70 человек!
Говорить об «Умном городе» невозможно без разговора о Стратегии его развития. Ведь все приложения и сервисы «Умного города» лишь инструмент реализации этой Стратегии. В Сочи пока лишь идёт обсуждение Технического задания. Именно поэтому местные эксперты, обсуждая проблемы города 4 февраля, почти во всех тематических группах говорили о необходимости скорейшей разработки Стратегии. А сами итоги мозгового штурма больше подходят для дальнейшей работы над Стратегией развития Сочи, нежели для простого выбора проблем, которые удобно упаковать в цифровые сервисы. Не хотелось бы в итоге получить замену проектом «Умный город», который реализуется на федеральные деньги, Стратегии социально-экономического развития Сочи, которую город готовит за счёт своего бюджета.
Стратегия развития города — это в первую очередь ответы на вопросы «кто мы?» и «куда идём?» Стоит отметить, что многие представители городской администрации, присутствовавшие на Стратегической сессии, понимали стратегию именно так . Но при этом чувствовался диссонанс различных видений дальнейшего развития нашего города. Так федеральный центр видит Сочи как туристический центр, в который нужно приезжать за различными впечатлениями, но не оздоравливаться. Многими нынешними жителями нашего города тема курорта поднималась лишь как парадигма, сдерживающая развитие Сочи как города удобного и комфортного для проживания. Но ведь Сочи обладает столь уникальными природными ресурсами, что игнорировать их (а тем более застраивать) просто преступление перед всей страной и будущими поколениями.
Думаю, одна из ближайших стратегических сессий в рамках работы над Стратегией развития Сочи должна быть посвящена как раз разговору о целях развития Сочи, пониманию кто мы, в каком городе хотим жить. То есть это должна быть скорее философско-мировоззренческая сессия, с определением смысловой триады: ландшафт — деятельность — опыт с привлечением городских идеологов, краеведов, культурологов, философов. И, основываясь на выработанной совместной позиции, готовить Техническое задание на разработку Стратегии развития Сочи.
Возвращаясь к Стратегической сессии 4 февраля, хочется поделиться выявленными основными проблемами по темам:
Строительство и градоустройство:
- Нет стратегии развития, основанной на объективных данных и прогнозах;
- Нет механизма учёта интересов стейкхолдеров;
- Непрозрачность принятия решений
Транспорт:
- Неэффективное использование транспортной инфраструктуры Большого Сочи;
- Неразвитость общественного транспорта: качество, скорость, регулярность;
- Неразвитость экологического транспорта.
Городское (муниципальное) управление:
- Неэффективность управления: скорость, рассинхронизация, качество, система принятия решений;
- Невовлечённость граждан, бизнеса, общества;
- Нет стратегии развития города: какой город и для кого.
Туризм:
- Нет бренда города: концепции и лицо;
- Низкая культура сервиса;
- Отсутствие коммуникации с туристом
Городская среда и ЖКХ:
- Неэффективность и недостаточность инфрастуктуры;
- Город не для жителей: мало общественных пространств, пешеходная и велосипедная несвязанность, недоступность для маломобильных граждан;
- Стоки, ливнёвка.
Экономика и предпринимательство:
- Теневая экономика;
- Инвестиционный климат: данные, процедуры, стимулы, синхронизация планов развития;
- Моноэкономика (туризм).
Безопасность:
- Общественная безопасность;
- Жизнестойкость: продуктовая безопасность, топливо, оповещение, берегоукрепление;
- Сохранение зелёных насаждений.
Социальная сфера:
- Дефицит социальных объектов и качество услуг;
- Невозможность использования инфраструктуры / наследия олимпиады;
- Недостаточность информации о возможностях.
Видно, что далеко не все эти проблемы имеют решение в виде цифровых технологий. Это говорит о том, что в нашем городе скорее запрос не на «умные» инструменты, а на решение базовых проблем, открытость, логичность и осмысленность принимаемых решений.
После выявления проблем эксперты в группах сосредоточились над выработкой предложений по их решению, которые в дальнейшем могли бы стать городскими приложениями или сервисами. Было предложено несколько решений по каждой из тем, из которых рабочая группа при Минстрое отберёт 10. Итоги работы будут представлены в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи уже совсем скоро.
Правда, есть опасение, что выбор проектов будет основан не на их значимости для города, а на минимальности времени реализации при достаточно сильном воздействии на ситуацию в городе.