Домой События Архитектурный мост: Крым-Кавказ. Стратегическое планирование и проектирование курортных объектов

Архитектурный мост: Крым-Кавказ. Стратегическое планирование и проектирование курортных объектов

2043
0

18 августа 2017 г. в городе Сочи прошла шестая архитектурно-градостроительная конференция «Архитектурный мост: Крым-Кавказ. Стратегическое планирование и проектирование курортных объектов», организованная Национальным агентством по архитектуре и градостроительству при поддержке Администрации г. Сочи.

По доброй традиции почётным гостем конференции стал глава г. Сочи Анатолий Пахомов, который, открывая мероприятие, отметил, что количество туристов в Сочи с каждым годом становится всё больше. Именно поэтому территории курортов Лазаревского района должны стать новыми точками роста, эффективными инвестиционными проектами.

Ожидается, что осенью этого года новая концепция генерального плана города Сочи уже будет вынесена на всеобщее рассмотрение.

Стратегические вопросы пространственного развития города-курорта Сочи

Концепция – упрощённый подход к территории, состоящий из нескольких каркасов: расселения, транспортный, энергетический, экологический, курортно-туристический и инновационно-инвестиционный.

Прежде, чем приступать к корректировке генерального плана, специалисты Гипрогора сделали предварительный демографический прогноз. Выступая на конференции, Сергей Иванович Бычков признался, что при разработке генерального плана Сочи 2009 года его авторы ошиблись с демографией: население Сочи растёт намного быстрее, чем они рассчитывали, благодаря увеличению рождаемости и иммиграции из других городов страны. Большая миграционная привлекательность Сочи ставит перед властями задачи пропорционального расселения по территории города, а значит расселение вновь прибывающих должно быть направлено на Лазаревский район. Эта тенденция должна быть закреплена в генплане планировочно.

Наконец-то произошло размежевание городских земель с территорией Национального парка, что будет также отражено в новой редакции генплана.

Также будет исправлен и другой недостаток предыдущей редакции генплана – слишком укрупнённый масштаб. Напомним, что генплан 2009 года был сделан в масштабе 1:25 000, что не позволило планировку более детально. Сейчас администрацией города подготовлена топосъёмка не только в 1:10 000 масштабе, но в скором времени будет актуализирован и масштаб 1:2 000.

Помимо кольца Черноморской автомагистрали, в докладе были представлены и несколько вариантов пересечения Главного Кавказского хребта с выходом в сторону курортов Кавминвод. Сергей Иванович высказался против продления железной дороги сквозь хребет. По его мнению, для этой связи лучше использовать альтернативные виды транспорта, например – современные дирижабли, которые могут быть не только видом транспорта, но и аттракционом. Если говорить об автомобильном сообщении, то лучше его планировать в Лазаревском районе, что только усилит его привлекательность для расселения. Кстати, дирижабли рассматривались как вид транспорта для связи олимпийских кластеров, но было принято решение строить совмещённую дорогу.

В докладе также были затронуты вопросы продовольственной безопасности территории и новой инновационной составляющей генерального плана, которые нужно прощупать и заложить для развития города до 2032 года.

Крым и Кавказ в российской культуре и российском пространстве

Практика, которой мы занимаемся, оценки, которые мы даём тому, что происходит вокруг нас, тому, что мы должны сделать, могут строиться только при достаточно чётком представлении о целях и ценностях, которые формируются только в системе культуры. То, что мы делаем, диктуется не только меркантильными, денежными или практическими обстоятельствами. На самом деле работают достаточно глубинные, серьёзные и сложные культурные механизмы, которые влияют на наши предпочтения и определяют всё, что вокруг нас происходит. Они носят базовый характер. И все наши проблемы с мусором, нежеланием людей поддерживать свои дворы – это проблемы не экономические, а прежде всего культурные.

Необходимо понять откуда это всё берётся, почему мы такие, а не другие – это чрезвычайно интересная задача, потому что без этого выстроить картину будущего не представляется возможным. А без этой картины мира жить нельзя. Мы все сейчас пребываем в мучительном поиске национальной идеи: ради чего мы живём и что мы делаем. Эта национальная идея формируется только в системе культуры. Наше национальное пространство, в котором мы обитаем, в значительной степени является проекцией, слепком национальной идеи, но при этом отражает также наше переживание античности.

Несмотря на огромную территорию нашей страны, пространства, пригодного для качественной жизни и воспроизводства не так много и большая её часть укладывается в том пространстве, которое называется Юг России. Отсюда его уникальность для нашей страны.

Юг всегда был чарующе привлекательным для русского сознания. Нет ни одного писателя XIX века, который бы не воспел в своих произведениях Юг России. Но также всегда он был связан с кровавой борьбой. И эта борьба, к сожалению, продолжается до сих пор.

Пространство Юга весьма специфично и имеет свои особенности, позволяющие считать его аналогом американского Дикого Запада. Самое главное отличие этой территории от Центральной России – это свобода. Пространством свободы Юг России был всегда: здесь не было крепостного края, не было такой большой зависимости от государства, а большую часть территории населяли свободолюбивые казаки и другие свободные люди. В отличие от многих других российских пространств, Юг является внешне открытым, экстравертным пространством.

Ландшафт территории Юга также сильно отличается от ландшафта Среднерусской возвышенности. Это степи, горы и, конечно же, море. Удивительное сочетание этих трёх сред формирует особое отношение, характер и границы этого пространства.

Удивительно и этническое разнообразие. Ни один другой регион России не формирует столь быстро и эффективно новый тип социального сообщества, которое носит не этнический, а характер социальной общности. Прежде всего это казачество, которое формировалось не по этнической принадлежности, а по принятию определённого образа жизни.

Всё это позволило сформироваться определённому типу свободного человека, самостоятельность которого основывалась в том числе и на плодородии почв. Здесь не было крестьянских общин, которых так ненавидел Столыпин. Люди могли не только прокормить свою семью, но и экспортировать излишки в остальную Россию. То есть это было пространство относительного счастья, где можно было не только выживать, но и торговать. Именно жители Юга России более активно поддержали белое движение и поэтому эта территория стало пространством самых тяжёлых репрессий. Если сегодня посмотреть на социальный портрет, то самыми активными группами людей являются краснодарские фермеры, дальнобойщики Юга России.

Таким образом Юг России – это совершенно другое пространство, где преобладает третий образ жизни – ни городской и ни сельский, а пригородный, объединяющий и то, и другое. То есть обязательная связь с землёй при определённом уровне комфорта.

Ещё одно отличие Юга России – здесь нет ярко выраженной столицы. Каждый город имеет свой смысл, свой характер и играет свою роль.

Юг Росси должен иметь свою «картину мира». Да, соотнесённую с тем, что строит и делает страна, но имеющая свои существенные отличия и в первую очередь в системе самоуправления. Естественно преуспевающий Юг России может стать эталоном для всей остальной России как прообраз удачного соединения города и деревни, а также экологического благополучия. Речь идёт о системе сетевого расселения.

Все, кто приезжает в Сочи сегодня, отмечают его грандиозные изменения, произошедшие за последние 5-6 лет. И прежде всего, это приведение города к единому архитектурному облику. Специалисты готовы делиться новыми идеями. При этом в приоритете — сохранение природной среды, а также курортной индивидуальности.

Архитектурный проект как катализатор градостроительной активности

Архитектор Н.И. Явейн показал свои последние работы как в разных городах Севера, так и проект реконструкции комплекса детского центра «Сириус». Созданному на базе отеля, центру не хватает специальных помещений для учёбы и занятий спортом, музыкой и искусством.

Никита Игоревич рассказал о своих экспериментальных методиках проектирования на примере проектов мастерской «Студия 44» в городах Пушкин, Псков, Санкт-Петербург и Сочи.

В нашем городе уже есть один объект, построенный по проекту Н. Явейна и «Студии 44» — это здание вокзала станции «Олимпийский парк» (теперь «Имеретинский курорт»). Сегодня студия работает над проектом комплекса «Сириус» по заказу фонда «Талант и успех».

Никита Явейн отметил, что это один из самых тяжёлых проектов, поскольку постоянно меняется задание на проектирование. В целом, эксперимент по созданию школы работает фантастически, но здание центра изначально проектировалось как гостиница, а потому совершенно не приспособлена для обучения. Подключившись к разработке проекта, Н. Явейн предложил вместо одного блока построить три: школу, спортивный комплекс и для искусства. На конференции были представлены проекты и образы новых зданий и вариант переделки Главного медиацентра (ГМЦ) под нужды детского центра. Помимо Росконгресса в ГМЦ планируется разместить технический музей с выставочной частью, Дом пионеров (студии внешкольного образования) и большой универсальный концертный зал. Таким образом в Сочи возникнет образовательный центр мирового масштаба.

Идентичность как элемент бренда территории при создании комфортной городской среды

По словам Виктории Семёновой, вице-президента Союза дизайнеров России (г. Санкт-Петербург), «очень важна красота визуального облика города, тем более такого сложного города. Сложного по градостроительной специфике, и сложного с точки зрения функции, которую Сочи выполняет. Это и курорт, и основное презентабельное лицо страны, поэтому все аспекты визуального восприятия города стоят остро для Сочи — комфортное, качественное и системное развитие может дать необыкновенные результаты».

Приоритеты городской среды в проектах массовой застройки Урала

Алексей Куковякин, руководитель архитектурной фирмы «Алкута», член градостроительного совета г. Екатеринбурга, почетный архитектор России (г. Екатеринбург), рассказал о своём опыте проектирования и приоритете природной среды в проектах массовой застройки Урала.

Пилотный проект градостроительной концепции комплексного развития рекреационных территорий города-курорта Сочи

Ольга Шебзухова прикладывает немало усилий не только к разработке концепции комплексного развития территории посёлка Головинка, но и в её продвижении. Территория Лазаревского района имеет огромный курортный потенциал, но сейчас наблюдается недостаток качественной туристической инфраструктуры.

Посёлок Головинка уникален тем, что находится в устье реки Шахе, то есть на стыке шапсугской и убыхской культур. Именно этот факт лёг в основу концепции развития посёлка как межкультурного центра.

Русский авангард прямого действия: от «Курортограда» к ТЕРРИТОРИУМУ

Алексей Комов, бывший главный архитектор, а ныне советник главы Евпатории, член Правления Союза архитекторов России, рассказал о своей практике Территориум, которую он чаще всего называет мастерскими, и о работе смены архитекторов и урбанистов молодёжного форума Таврида.

Территориум – это скорее практика работы с городом, но в то же время и работа с архитектурной молодёжью. Результатом нескольких лет работы прежде всего со средой и территорией Крыма и других городов стали курсы средовых и урбанистических практик.

Настоящий авангард – это знание места, истории, культуры и борьба за молодёжь. Вот что приоритетно для Алексея Комова.

Изучение деревянной павильонной архитектуры времён русского авангарда позволило разработать методику смычки конструкций и образа: когда конструкция становится образом.

«Архитектура Сочи»

5/5 - (1 голос)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.