Домой Транспорт Вокзалы Вокзал «Олимпийский парк»

Вокзал «Олимпийский парк»

9350
0

«Студия 44»

Авторский коллектив:
Архитекторы: Явейн Н. И. (руководитель авторского коллектива), Зенкевич В. А. (руководитель проекта), Разумова Ж. В., Романцев В. А. (ГАП), при участии Виноградовой М. С., Жуковой В. С., Купцовой Е. В., Станчинского А. В. Сулимовой У. В.; Счастливцевой К. О.
ГИП: Герштейн Л. В.
Визуализация: Ашметьев Ю. Н.
Макет: Ициксон Я. С. (руководитель)

Анна Мартовицкая,
arhi.ru, 21.06.2010

В июле этого года в Сочи начнется строительство нового железнодорожного вокзала – одного из основных пассажирских терминалов предстоящей Олимпиады-2014, который обеспечит сообщение между Адлером, Красной Поляной, международным аэропортом и Абхазией. Архитектурный облик этого сооружения разработан «Студией 44», которая спроектировала транспортный узел с учетом особенностей ландшафта и традиций приморского зодчества.

Архитекторам предстояло решить, прежде всего, очень сложную функциональную задачу: спроектировать комплекс, служащий одновременно и железнодорожным вокзалом, и автостанцией. При этом в проекте изначально следовало предусмотреть сценарии его постолимпийского использования – понятно, что транспортный узел, который примет на себя основной пассажиропоток Олимпиады, не может получиться маленьким и незаметным, но что делать потом со столь масштабным инфраструктурным объектом? Заказчик – ОАО «РЖД» – в своем ТЗ предусматривает (а архитекторы, соответственно, обязаны найти способ воплотить эти замыслы в объеме), что впоследствии вокзал «Олимпийский парк» будет обслуживать поезда дальнего следования, с количеством которых в высокий сезон не очень справляется существующий вокзал Сочи, а также развивать пригородное сообщение с близлежащей Абхазией.

Не секрет, что сегодня это одно из самых востребованных туристических направлений – море почище, цены пониже, мандарины послаще, – но пока добраться до Абхазии могут только те, кто водит машину или рискует прибегать с услугам лихих таксистов. Подробно прописана в ТЗ и вся сопутствующая крупному междугороднему вокзалу инфраструктура: система хранения багажа, гостиница, рестораны, необходимые сервисы, – и их «Студии 44» также предстояло максимально рационально разместить в структуре комплекса. Стояла перед архитекторами и амбициозная эстетическая задача – главный вокзал Олимпиады по определению не может быть серым и унылым, а значит, все многообразие функций следовало упаковать в максимально эффектную и долговечную обертку.

Никита Явейн вспоминает, что работа над проектом началась с тщательного анализа места строительства будущего вокзала. Участок, выделенный под эти цели, расположен прямо за Олимпийским парком (которому вокзал, как не сложно догадаться, и обязан своим названием), то есть примерно в полутора километрах от моря. В этом месте ландшафт Сочи резко меняет свой равнинный характер и устремляется в горы: будущая стройплощадка фактически представляет собой террасированный склон, перепад между «ступенями» которого составляет около 6 метров.

«Мы понимали, что расположение вокзала над Олимпийским парком не только выигрышно, но и чрезвычайно ответственно, – рассказывает архитектор. – «Транспортные ворота» можно сравнить с воронкой, из которой в дни Олимпиады в парк хлынут людские потоки. Так мы и решили трактовать наш вокзал – как волну, как реку».

Облицованные серо-голубым цинко-титановым покрытием дебаркадеры действительно напоминают потоки воды, однако если это и река, то повернутая вспять. Потому что распростертые над Олимпийским парком крылья навесов, соприкасаясь друг с другом, неожиданно разворачиваются на девяносто градусов (строго говоря, образуют в прямом смысле узел) и вырываются вперед, к морю, образуя козырек, как будто собранный из нескольких лент, трепещущих на ветру. Тему стремительного проникновения подхватывает широкая белокаменная лестница, ведущая от вокзала к парку, – функционально она служит кровлей для автостанции, а эстетически придает всему сооружению торжественность и помогает вписать его не только в существующий ландшафт, но и в архитектурный контекст курортного города.

«У лестницы есть и еще одна важная роль, – добавляет Никита Явейн, – она призвана задержать прибывающих пассажиров на какое-то время – в противном случае пиковая нагрузка окажется критичной и для входной зоны олимпийского комплекса, и для Олимпийского парка в целом. Этой же цели служит и привокзальная площадь на платформе с отметкой +6,3 м над уровнем моря. Она предназначена только для пешеходов и трактована как место встречи, обширное публичное пространство перед входом в Олимпийский парк. Праздничный, торжественный характер этой площади подчеркивают элементы благоустройства: фонтаны, скульптура, башня с часами и т.д.».

Существующие перепады высот архитекторы использовали максимально эффективно. Во-первых, разведены транспортные потоки: под пешеходной площадью (условно говоря, в самом низу) размещено автобусное сообщение (частично носящее временный характер, после Олимпиады оно будет ликвидировано) и вестибюль пригородного вокзала, уровнем выше – железнодорожные платформы и вестибюль вокзала дальнего следования. Во-вторых, само здание спроектировано как система видовых площадок: панорамный ресторан на отметках +10,50 – +11,12 м, распределительный зал вокзала дальнего следования на отметке +14,4 м и, наконец, зал ожидания на отметке +18,6 м. Каждый видовой уровень опоясан широкими террасами, с которых Олимпийский парк виден как на ладони, что позволит пассажирам легко сориентироваться в пространстве.

В композиции вокзального комплекса нельзя не отметить и сильное сходство с эмблемой РЖД – правда, не нынешней, а той, что появилась еще в советское время и просуществовала до 2007 года, – знаменитым крылатым колесом («птичкой»). Никита Явейн – искусный мастер по созданию многослойных архитектурных образов (достаточно вспомнить хотя бы бизнес-центр «Линкор», в котором можно усмотреть аллюзии и на творения Ле Корбюзье, и на пришвартованную по соседству «Аврору») и свое намерение увековечить в объеме полюбившийся символ не скрывает. Узел, «птичка», река, волна – все это в равной степени относится к зданию нового железнодорожного вокзала Сочи. Впрочем, своей главной творческой удачей архитекторы считают то, что масштабный комплекс удалось органично вписать в существующий ландшафт, подчеркнув характер и достоинства последнего.

Генплан

План первого этажа

План второго этажа

План третьего этажа

Разрезы

«Архитектура Сочи»

источник: agency.archi.ru

5/5 - (1 голос)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.