Прогуливаясь около железнодорожного вокзала, почему-то всегда хочется вернуться в недалёкое прошлое, когда привокзальная площадь не встречала и не провожала гостей курорта уродливыми заборами и досмотровыми павильонами.
История не стоит на месте и новые реалии выдвигают новые требования к безопасности, которые необходимо реализовывать, не навредив первоначальному облику вокзального комплекса. Именно эта проблема была затронута на сайте ПриветСочи в статье «О транспортной прокуратуре, заборах, сараях и вокзале — визитной карточке Сочи» .
Автор публикации Елена Негоруца перечислила актуальные проблемы, волнующие сочинцев, которым не безразлично, как сегодня выглядит главная достопримечательность города, памятник архитектуры федерального значения — здание железнодорожного вокзала станции «Сочи» и привокзальная площадь.
После того, как на сочинском вокзале была реализована программа безопасности на транспорте, на фоне архитектурного чуда появились огромные временные постройки типа а-ля «сарай», а красивую ограду с гербом города заменили на дешёвую зелёную сетку.
Во время проведения Олимпиады 2014 года, в этих сооружениях находились досмотровые зоны (рамки металлоискателя, транспортерная лента для проверки багажа). Люди прекрасно понимают, что строительство таких павильонов было вынужденной мерой и в интересах нашей безопасности. Олимпиада прошла, а досмотровые павильоны, многие из которых стоят с демонтированным оборудованием, продолжают занимать вокзальную площадь, мешая подъезду к вокзалу.
Уже несколько лет ОГД «ПриветСочи» ведёт переписку с различными инстанциями, которые призваны следить за состоянием культурного наследия нашего региона, но пока, к сожалению, это лишь формальные ответы, либо откровенные отписки.
Или вот цитата из ответа ОГД «ПриветСочи» от заместителя транспортного прокурора г.Сочи, советника юстиции В. В. Калинько:
«Пункты досмотра выполнены из облегчённых отдельно стоящих конструкций в цветной гамме, гармонирующей со зданием вокзала и не искажают архитектурный облик объекта культурного наследия. Металлическое ограждение, установленное вокруг здания вокзала не оказывает негативного влияния на его визуальное восприятие и окружающую среду».
Вот, то самое ограждение, «не вызывающее дискомфорта». О вкусах не спорят.
На территории архитектурного шедевра опять разрешили устанавливать ларьки.
Елена Негоруца в публикации задаёт вопрос, когда именно эти временные «красоты» покинут вокзальную площадь курортного города, а также о необходимости такого количества досмотровых павильонов.
Настораживает, что до сих пор ни один из временных павильонов не разобран, поэтому создаётся впечатление, что скоро некоторые из них, обзаведутся новой функцией, например, под торговые площади и это не просто догадки.
В досмотровых павильонах на станции «Мацеста» уже торгуют сельхозпродукцией.
Понятно, что город опять готовится к принятию больших спортивных мероприятий, на этот раз к Чемпионату мира по футболу 2018 года, и на первое место по-прежнему выдвигают проблему обеспечения безопасности, а уже потом интересы жителей и гостей курорта, которым как ни странно, кроме безопасности зачем-то нужен комфорт, удобство и красота.
Из заявления ОГД «ПриветСочи» к заместителю транспортного прокурора г.Сочи, советника юстиции В. В. Калинько:
Требуем открыть привокзальную площадь для кратковременного въезда и остановки транспортных средств, устранить нарушения, допущенные при проектных и изыскательских, строительных работах ТПУ «Сочи» и обустроить на з/у 23:49:0204005:1025 территорию для высадки и посадки пассажиров, выгрузки и погрузки багажа, обеспечить свободный подъезд на транспортных средствах к досмотровому павильону, людям с ограниченными возможностями, согласно действующему законодательству РФ.
Демонтировать павильоны №2,3,4 как препятствующие транспортной доступности железнодорожного вокзала, нарушающие гражданские права жителей и гостей города-курорта Сочи и уродующие внешний вид памятника архитектуры федерального значения.
Территория привокзальной площади давно нуждается в новой концепции развития и вместо того, чтобы решать сложные транспортные проблемы, это знаковое место наоборот застраивают и дополняют досмотровыми павильонами и ларьками.
Город не владеет территорией привокзальной площади и вокзалом, они находятся в ведении ОАО «РЖД», но эта территория расположена не на острове, а является неотъемлемой частью градостроительной структуры города Сочи и решать проблемы, даже с безопасностью, надо вместе с местными органами власти и специалистами в области архитектуры.
В идеале, привокзальной площади давно требуется реконструкция и возможна она только за счёт освоения подземного или надземного пространства. Это позволит развести потоки движения пешеходов и автотранспорта, выделить места для парковок и озеленить привокзальную площадь.
Но это в идеале, а пока остаётся надеяться, что транспортная прокуратура услышит требования горожан и временные сооружения не превратятся в стационарные (пример неудачной реконструкции на картинке ниже), а возможность подъезда к вокзалу будет обеспечена.