На протяжении уже более 80 лет инфраструктурный транспортный объект — Московский метрополитен продолжает всех удивлять, и как уникальное инженерное сооружение и как произведение архитектуры и искусства. Одни спускаются в метро, чтобы просто быстро проехать, минуя пробки, другие бродят по станциям и внимательно рассматривают облицовку стен и колонн, пытаясь найти останки различных морских обитателей палеозойской эры, третьи приходят ради легенд и примет, и трут нос собаке на удачу (скульптура на станции «Площадь Революции»), но все вместе восхищаются московским метро, как грандиозным памятником архитектуры и искусства.
12 станций московского метро признаны памятниками регионального уровня. Сейчас пытаются московский метрополитен включить в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и он по праву достоин войти в этот список.
В Музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве 17 марта 2016 года открылась выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры». Нам удалось побывать на этой выставке и для читателей нашего сайта мы подготовили небольшой фоторепортаж.
На выставке представлены нереализованные и осуществлённые проекты оформления станций и большое количество фотографий четырёх очередей строительства с 1935 по 1954 год.
Число станций:13 («Чистые пруды», «Красные ворота», «Комсомольская» Сокольнической линии, «Красносельская», «Сокольники», «Парк культуры» Сокольнической линии, «Кропоткинская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд», «Лубянка», «Смоленская» Филёвской линии, «Арбатская» Филёвской линии, «Александровский сад»).
Число павильонов: 17.
1 из 10
Кроме фотографий представлены проекты великих мастеров А. Н. Душкина, братьев Весниных, А. В. Щусева, Д. Н. Чечулина, Н. Я. Колли, И. Г. Таранова и Н. А. Быковой, И. А. Фомина, Б. М. Иофана, Л. С. Теплицкого и других архитекторов, выполненные на ватмане. Здесь нет компьютерной графики, все перспективы тогда выполняли вручную, а для дополнительной выразительности использовали акварель, карандаш, белила и сангину.
Жители Москвы сразу узнали в проекте павильон станции «Арбатская», но он оказывается по задумке архитектора должен иметь шпиль.
Арки на пилонах символизируют утраченный памятник архитектуры XVIII века — Красные ворота.
Многих посетителей заинтриговал этот рисунок, где пассажир метро посреди перронного зала прикуривает трубку.
На перроне станции «Охотный ряд» предлагали установить фонтанчики.
Вторая очередь:
Даты открытия: 20 марта 1937 г., 13 марта 1938 г., 11 сентября 1938г.
Число станций : 9 («Сокол», «Аэропорт», «Динамо», «Белорусская» замоскворецкой линии, «Маяковская», «Киевская» Филёвской линии, «Курская» Арбатско-Покровской линии, «Площадь Революции», «Театральная»).
Число павильонов: 9.
Изящная станция «Маяковского»- основной мотив полукруглая арка.
Архитектор А. Душкин первоначально предлагал на станции метро «Площадь Революции» установить декоративные барельефы, но потом их заменили на большие скульптуры.
Наземный павильон станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская») остался на бумаге, а проект станции был осуществлён.
Колонны станции «Кропоткинская» А. Душкин завершает пятиконечными звёздами, благодаря этому они становятся похожими на гигантские цветы лотоса.
Третья очередь:
Дата открытия: 1 января 1943, 7 ноября 1943, 20 ноября 1943.
Линии: Замоскворецкая, Арбатско-Покровская.
Маршруты: «Новокузнецкая»-«Завод им. Сталина» (Автозаводская»), «Бауманская»-«Измайловский парк культуры и отдыха им. Сталина» («Партизанская»).
Протяжённость: 13,9 км.
Число станций: 7 («Бауманская», «Электрозаводская», «Семёновская», «Партизанская», «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская»).
Число павильонов: 8.
Первая скульптурная композиция посвящена Грузинской ССР.
На «Новокузнецкой» предлагали установить десятки бюстов героев Великой Отечественной войны.
Станция «Бауманская» проектировалась архитектором Борисом Иофаном, как «Спартаковская». На её оформление повлияла Великая Отечественная война. Галерею скульптур героев восстания Спартака в Древнем Риме заменили в итоге скульптурами воинов советской армии и тружеников тыла работы В.А. Андреева.
Сын Таранова и Быковой, архитектор Андрей Таранов для выставки предоставил фотографии макета и чертежи двухъярусных станций. Макет «Киевской», был изготовлен Метростроем в 1947 году — к 70-летнему юбилею И.В. Сталина.
Четвёртая очередь:
Дата открытия первого участка Кольцевой линии: 1 января 1950 года;
Число станций:16 («Проспект Мира»,»Добрынинская», «Павелецкая» Кольцевой линии, «Таганская», «Курская», «Комсомольская» Кольцевой линии, «Парк культуры» Кольцевой линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Новослободская», «Октябрьская», «Краснопресненская», «Белорусская» Кольцевой линии,»Смоленская» Арбатско-Покровской линии, «Киевская» Кольцевой линии, «Киевская» Арбатско-Покровской линии).
Число павильонов: 18
1 из 11
1 из 3
Великие архитекторы выполнили поставленную сверхзадачу, они создали «дворец для народа». После хрущёвского постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» дворцовый стиль Московского метро меняется на упрощённый и даже типовой.
Как жаль, что так много проектов осталось на бумаге… Нынешнему молодому поколению необходимо продолжать сохранять и изучать это наследие.
Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.
We use cookies on our website to give you the most relevant experience by remembering your preferences and repeat visits. By clicking “Accept All”, you consent to the use of ALL the cookies. However, you may visit "Cookie Settings" to provide a controlled consent.
This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience.
Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly. These cookies ensure basic functionalities and security features of the website, anonymously.
Cookie
Duration
Description
cookielawinfo-checkbox-analytics
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Analytics".
cookielawinfo-checkbox-functional
11 months
The cookie is set by GDPR cookie consent to record the user consent for the cookies in the category "Functional".
cookielawinfo-checkbox-necessary
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookies is used to store the user consent for the cookies in the category "Necessary".
cookielawinfo-checkbox-others
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Other.
cookielawinfo-checkbox-performance
11 months
This cookie is set by GDPR Cookie Consent plugin. The cookie is used to store the user consent for the cookies in the category "Performance".
viewed_cookie_policy
11 months
The cookie is set by the GDPR Cookie Consent plugin and is used to store whether or not user has consented to the use of cookies. It does not store any personal data.
Functional cookies help to perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collect feedbacks, and other third-party features.
Performance cookies are used to understand and analyze the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.
Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.
Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.