Виталий ТЮННИКОВ
«Наш дом — Сочи» № 44 (355) 12.11.2009
21-01. Точно по расписанию бесшумно расходятся двери. Состав трогается и плавно набирает высоту, вливаясь в ажурное русло эстакады. Внизу мерцают огни Курортного проспекта. Скоро их сменят заснеженные горы. «Следующая станция — «Грушевая поляна». Удобное кресло с подогревом и новости с экрана под потолком погружают в дремоту. Но что это? Вагон раскачивается, как в дурном аттракционе. Пол уходит из-под ног… «Э-э, не спи, да! — трясет за плечо водитель маршрутки. — Приехали совсем». Конечная…
Почему бы не помечтать о метро — самом скоростном общественном транспорте, вне пробок и капризов фирм-перевозчиков? По статистике запросов Яндекса, «метро в Сочи» стоит на пятом месте — после реальных подземок Москвы, Питера, Самары и Казани. Впрочем, интерес к теме был и без Интернета. Да так и остался интересом.
Метро в стиле ретро
Первый сочинский «метропроект» датирован 1939 г. (годом ранее город принял 5-миллионного отдыхающего). То, что копать здесь нельзя, было ясно всем и сразу. Инженеры Н. Лепехов и А. Савойский предложили соединить Сочи, Адлер и Хосту скоростным фуникулером на арочных опорах. Идея даже попала на обложку журнала «Техника — молодежи»: серебристая торпеда несется над кипарисами, в овальных окнах счастливые лица. Осенью 40-го были сделаны геодезические промеры, начали завозить технику. Проект похоронила война.
В 1963 г. вдоль сочинского побережья ехал в поезде Хрущев с семьей. Легенда гласит, что генсек был весьма недоволен обилием обнаженки в считанных метрах от окон спецвагона. В результате родился проект переноса «железки» на 100 м, с последующим поднятием на эстакаду в двух уровнях: для поездов и городского метро. На месте прежних рельсов планировалась сверхдлинная аллея развлечений. В духе Диснейленда, фанатом которого был советский лидер. Проекту помешала его отставка.
В середине 70-х, после череды ливневых оползней, рассматривался вариант помещения ж.-д. дороги в сплошной защитный тоннель из бетонных коробов. По верху должны были курсировать поезда метро. Проект подрезала конкуренция в лице БАМа и лозунг «Экономика должна быть экономной».
По-настоящему приблизился к воплощению проект фирмы «Pomagalski» 1994 года. Сочи тогда впервые ввязался в пафосную гонку — за зимнюю Олимпиаду-2002. Французы предложили «гондольное метро» — гибрид канатки и маршрутки. Предполагалось построить сеть станций, к которым бы «причаливали» комфортабельные вагоны на 46 мест. Были обещаны приемлемая скорость (до 55 км/ч), мобильность (критический уклон метро на монорельсе составляет 37 градусов, канатного — до 50) и сохранение парковых зон. Но Сочи выбыл в первом же туре. И французы построили свое метро в Венесуэле.
Метро по-венесуэльски
Поездив по свету, автор этих строк окреп во мнении, что транспортная система Сочи более всего напоминает курортные городки Венесуэлы — Тариба, Труильо, Лос-Алерос… Там Анды, здесь Кавказский хребет, но везде — жизнь на плато и террасах и единственная «главная дорога». Тот же уровень жизни (да-да!), те же темперамент и ментальность. Только без агрессии — если в Каракасе надолго «затупить» в авто перед указателем развязки, вам не станут гудеть и грозить предметами спортивного инвентаря. Ближайший «чамо» («братан») подойдет и участливо спросит, не нужна ли помощь. Взаимной вежливости способствует свободное ношение оружия.
Отличие в главном: непостижимым образом венесуэльцы все успевают. При двух выходных и семи официальных праздниках! Плюс ежедневная сиеста. На три часа жизнь замирает, закрываются лавчонки и госучреждения. Среди белого дня довелось видеть полицейских, спящих в гамаках, подвешенных между пальмами, и почтовую служащую, трогательно свернувшуюся клубком на надувном матрасике под компьютером.
Транспортная реформа в Венесуэле началась 12 лет назад. Ключевые трассы разыграли в тендер. Новые хозяева сделали дороги подобными зеркалу и поставили турникеты-платники. Проехать 100 км стоит 5 боливаров (меньше рубля). Дорожного налога нет. (Кстати, многие шоссе принадлежат американской «BAV Group». Идеологические размолвки не мешают бизнесу.)
Метро в Венесуэле делится на подземное (в мегаполисах) и воздушное (в провинциях). Это решило транспортную проблему там, куда не дотянулся асфальт. Фермер верхом на ишаке доезжает до станции, привязывает животное, садится в гондолу и едет в город за покупками. На некоторых маршрутах пассажиры испытывают перепад высоты в 3000 м. Уши не просто закладывает, их заворачивает внутрь. Поэтому под каждым креслом имеется кислородная маска, а на станциях продают с лотков чудодейственную травяную жвачку.
От города Мерида до пика Эспехо (4763 м) тянется самая высотная и длинная канатка в мире «Телеферико» — четыре пересадки, почти 13 км. На предпоследней станции под названием «Полная Луна» нашу кабину чинили до рассвета. Когда температура в горах упала до минус 15, подумалось: а может, неплохо, что в 94-м не срослось с французами?..
Бумажное метро
В заявочной книге «Сочи-2014» наша будущая «надземка» описана на английском и французском с подкупающей достоверностью: пять станций («Олимпийский парк» — «Главный медиа-центр» — «Аэропорт» — «Красная Поляна» — «Грушевая поляна»), 3-вагонные составы «Русич», интервал 90 секунд, 160-240 вагонов на линии круглосуточно, 31000 пассажиров в час в каждом направлении. Открытие в 2013 году. Одновременно городские электрички на маршруте Адлер — Уч-Дере переводятся на 4-минутный интервал движения. Со станции Адлер открываются переходы на станции «Олимпийский парк» и «Медиа-центр». Подобное гибкое сочленение ж.-д. и монорельса стало бы первым в мире (Гонконг не в счет, там монорельс идет через залив). Один коллега метко назвал проект «флейта и позвоночник».
Так было в выставочном альбоме 2007 года. С тех пор… Ну, в общем, вы сами все знаете. Вместо легкого и экологичного метро строятся дороги — универсальный многополосник Адлер — Красная Поляна и «дублер Курортного проспекта», о котором толком пока ничего не известно. Последняя официальная информация о метро в Сочи прозвучала 25 декабря 2008 года как сенсация. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на начальника управления транспорта и связи администрации города А.Бердникова сообщило, что уже к 2012 году будет построено 14(!) станций: «Расстояние между станциями будет варьироваться от 5 до 12 километров. При средней скорости движения поездов 30-40 километров в час, составы смогут перевозить за один час до 25 тысяч человек. Стоимость строительства одного километра трассы оценивается в 50 миллионов рублей. Проект планируется финансировать за счет инвестиционных средств».
Тем временем на городских сетевых форумах планируют новые ветки и дают названия призрачным станциям: «Алмазная» (у отеля «Звездный» — небо в алмазах!), «Дольменная» (мечта дизайнера!), «Кольцо судьбы» (Краснодарское, наверное)… Вспоминается давний кавээновский скетч: «Слышал? В Сочи метро надо делать». — «Так у них же нет миллиона жителей!» — «Я и говорю: надо делать». Похоже, чтобы реализовать проект, требуется харизма Уго Чавеса.
источник: nds-sochi.ru