И. Чипига,
архитектор,
«Архитектура» (иллюстрированное приложение к «Строительной газете») № 15 (263) от 16 июля 1972 г.
В центральной части вечно-зелёного приморского парка в Сочи построен цирк на 2000 зрителей. Его создатели архитекторы Ю. Шварцбрейм, В. Эдемская, инженеры конструкторв Н. Топилин, А. Меерзон и инженер-строитель П. Карпов выдвинуты в этом году кандидатами на соискание Государственной премии СССР.
Новое здание цирка своеобразного архитектурного облика органично слилось с живописным окружением. Особенно красиво оно на фоне зелени и моря. Цилиндрический объём цирка завершается складчатым шатром с как бы свободно парящим козырьком. Обычно высоко приподнятый, здесь козырёк расположен низко и защищает здание и посетителей от солнца и дождя. Со всех сторон здание раскрывается в различных неожиданных ракурсах. Если с проспекта сооружение предстаёт двухярусным, то со стороны моря — оно трёхъярусное с уходящим в гористы склон цокольным этажом, в котором размещены кассы.
Административные, подсобные и хозяйственные помещения расположены в стилобате, покрытие которого находится в одном уровне с площадью перед цирком. Со стороны главных входов подсобное здание не видно. Его крыша, на которой разбит сад с газоном, цветниками, нискорослым кустарником, смотрится как продолжение парка. Покрытие имеет несколько уровней, связанных ступенями. Различия в уровнях обусловлены функциональной структурой здания: конюшни размещены в высоком этаже, административные помещения занимают два этажа, хозяйственные — один, низкий.
Сохраняя все традиционные, жёстко обозначенные технологические основы построения цирка, здание в Сочи обладает рядом принципиально новых качеств. Вместо обычно тёмного создан светлый зал, где репетиции и дневные спектакли ведутся на залитой солнцем арене, а вечером архисты, работающие под куполом цирка, видны с проспекта и парка. По необходимости, механическое засторивание позволяет быстро затемнять зал. Купол цирка служит фоном для номеров, выполняемых воздцшными гимнастами, поэтому его конструкции закрыты белой звукопоглощающей стеклотканью. Красная обивка кресел, естественный свет и белый купол усиливают впечатление праздничности циркового представления.
Для внешней и внутренней отделки цирка использованы средства монументальной живописи, скульптурные рельефы и другие декоративные элементы. На фасаде — мозаичный триптих: скоморохи, цирк сегодняшний и космический. Маски зверей на фризе напоминают о весёлом представлении, а изящная лодочка на флагштоке — о близости моря. Отопительные приборы, установленные в здании, скрыты расположенными над ними цветочницами — субтропическая флора как бы вошла в интерьер кулуаров цирка. Живописными участками мозаичных полов обозначены входы в зал.
Вечером фирк выглядит эффектно. Группы прожекторов и 16 торшеров флагштоков, расставленные по барьеру бакона, подсвечивают нависающий козырёк и алюминиевые маски животных на карнизе. Стендовые рекламы и кольцо светового табло на вершине купола оповещают о работе цирка. Все эти находки дополняют и обогащают архитектуру здания.
Проект нового цирка разработан авторским коллективом ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений.
Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!