Домой Новости Наследие архитекторов: Милова Наталья Васильевна

Наследие архитекторов: Милова Наталья Васильевна

279
0

Заслуженный архитектор РСФСР, дипломант Госстроя РСФСР, председатель архитектурно-технического совета, член правления Сочинской организации Союза архитекторов СССР.

Наталья Васильевна родилась в 1923 г. в семье военнослужащего в Москве. Как и многие дети военнослужащих, Наташа вместе с семьёй кочевала по регионам бывшего Советского Союза: Чита, Самара, Одесса, город Гороховец Владимирской области. В городе Гороховец окончила среднюю школу в 1941 г.

Война внесла свои коррективы в мечты Натальи Васильевны. Ей пришлось работать токарем-размётчиком на судостроительном заводе. В 1942 г. она поступает на строительный факультет в городе Горьком (Нижний Новгород). Но мечта детства стать архитектором взяла верх. Бросив учёбу на строительном факультете, Наталья Васильевна поступила в 1943 г. на первый курс Ленинградского инженерно-строительного института на архитектурный факультет, который закончила в 1947 году. Её учителями в институте были известные архитекторы — академики Иван Фомин, Андрей Оль, Александр Никольский.

Направление по распределению после окончания института в Сочи было как награда за те жизненные испытания, которые Наталья прошла в детском возрасте. Работы вначале карьеры были незначительные, в основном малые архитектурные формы, так как крупные объекты делали столичные мастера. Шло время, опыт работы накапливался, и постепенно Наталье Васильевне стали доверять более серьёзные объекты, шлифовался характер и почерк зодчего: она разрабатывала проекты кооперативных четырёх- и восьмиквартирных жилых домов, которые в дальнейшем строились в Сочи от Адлера до Дагомыса. Так, проект четырехквартирного жилого дома, по которому было возведено множество домов на улицах Грибоедова и Нагорной – был отмечен похвальной грамотой на Всесоюзном смотре творчества молодых архитекторов (1951 г.).

Первый серьёзный объект — это проект санатория «Авангард», спроектированный в 1950 г., был сдан в эксплуатацию в 1953 г.

В 1960 г. принял отдыхающих Международный молодежный лагерь «Спутник». Архитекторы Александр Стельмащук, Алексей Тяпкин, Наталья Милова, Валентин Дитюк.

В 60-х годах для создания Приморской набережной был объявлен конкурс на сооружение подпорных стен ниже Сочинского маяка. Из четырёх представленных проектов первое место занял проект Натальи Миловой. По проекту предлагалось не просто укрепление склона вертикальной стеной, а укрепить его каскадом, системой озеленённых террас, которые ассоциировались с сочинским горным ландшафтом.

Технически серьезная система мощных противооползневых мероприятий удачно вписана в ландшафтную среду, соизмеряя своё строение с окружающей застройкой, предохраняя от разрушения и сползания склоны.

Среди творческих работ Натальи Васильевны того периода — два детских сада у гостиницы «Приморская», детский сад на ул. Тимирязева. Прежде чем создать проект, архитектор продумывала сценарий жизнедеятельности школы, детского садика, соответствие пожарным, санитарным и другим ограничениям.

14 июля 1963 г. была открыта Центральная библиотека города Сочи. Новое здание библиотеки было построено на улице Чайковского по проекту Натальи Миловой.

Новое здание школы № 8, построенное в 1967 г. на ул. Парковой, стало первым образовательным учреждением, возведённым по проекту Миловой.

Четырёхэтажный корпус со спортивным и актовым залами сблокирован в единый объем второго корпуса, соединённого на уровне второго этажа лёгкой остеклённой галереей, органично вписывался в окружающую застройку. Изящное легкое здание школы украсило центр города и по тем временам было одной из экспериментальных школьных построек страны.

Проектом были предусмотрены не классы, а предметные учебные кабинеты. Так, в лингофонном кабинете проводились занятия по иностранному языку. На каждом ученическом месте микрофон и наушники. У стола преподавателя пульт управления. Таким образом, учитель и ученик взаимно связаны между собой — это позволяло преподавателю заниматься с каждым учеником индивидуально. В кабинете биологии было всё необходимое для наглядных занятий по всем разделам общей биологии, ботаники, анатомии: микроскоп, препараты, таблицы, муляжи, стенды. Кабинет физики — здесь к каждому столу были подведены электричество и вода. Были розетки на 12, 127, 220 и 380 вольт. Некоторые кабинеты оборудованы и киноустановками. Уроки химии, физики, биологии, географии, иностранного языка и другие при необходимости сопровождались демонстрацией предметных учебных фильмов.

Кабинетная система преподавания позволяла значительно обогатить уроки наглядностью, давала педагогам возможность широко использовать технические средства, проводить урок более содержательно. Для уроков трудового воспитания в школе была создана современная учебно-производственная база. Здесь же в главном корпусе были хорошо оборудованные учебные мастерские. В распоряжении ребят — новые токарные, сверлильные и долбёжные станки, полные комплекты инструментов для обработки металла и дерева.

В 1972 г. Наталья Милова была награждена дипломом на смотре достижений советской архитектуры за проект здания школы № 8 на Парковой улице.

В 1970 г. началось строительство новой школы с преподаванием английского языка на ул. Юных Ленинцев. Вторая школа Миловой — была первой школой в Советском Союзе с пристроенным плавательным бассейном.

Принятая схема группировки корпусов учебных классов вокруг внутреннего двора придаёт южный колорит зданию, и этот удачно найденный приём применялся в других проектируемых школах. Со всех концов бывшего Советского Союза съезжались для обмена опытом педагоги и архитекторы. По тем временам это был новый современный взгляд на школу.

В 1974 г. Наталье Миловой вручили диплом Госстроя РСФСР за проект школы № 1. В этом же году, по проекту Миловой было построено здание городского родильного дома.

Среди творческих проектов также: водолечебный корпус санатория «Беларусь» со спортзалом и плавательным бассейном, спальный корпус санатория «Аврора» в Хосте, санаторий «Снежинка» в Лазаревском районе Сочи, а также хирургический корпус в Краснодаре.

Проект детальной планировки нового жилого микрорайона под названием «Заречный» был разработан в 1974 году проектным институтом «Южгипрокоммунстрой» (архитекторы: Шаповалов Г.И., Лаптанович А.И.). По проекту, микрорайон был обеспечен развитой инфраструктурой: магазины, рынки, поликлиника, аптеки, две средние школы, три детских дошкольных учреждения.

Первой в 1980 г. в микрорайоне была построена школа № 15 на 117 мест по новому оригинальному проекту сочинского архитектора Н.В. Миловой.

Не все идеи, заложенные в проекте, были осуществлены: не построена при кабинете астрономии обсерватория, зимний сад при кабинете биологии. Внутренний дворик накрывался монолитной бетонной чашей, которая композиционно объединяла весь ансамбль школы.

Вячеслав Воронков, первый секретарь сочинского горкома КПСС в 1955—1977 гг., вспоминает в книге «Сочи и сочинцы (Воспоминания о будущем)»:

«Какая славная плеяда сочинских архитекторов трудилась на благо родного города! Например, автор проектов многих больниц, школ, в том числе №№ 1, 8, 15 Н.В. Милова. Мы с Натальей Васильевной мечтали в школе на ул. Макаренко оборудовать обсерваторию, вопреки типовым правилам под свою ответственность сооружали физкультурные залы, бассейны…».

О школах Натальи Миловой неоднократно писали газеты «На стройках России», «Народное образование», «Работница», журнал «Архитектура СССР» и другие. За свои 50 лет творческой трудовой деятельности она спроектировала более сотни объектов, которые оставили значимый след в нашем городе.

Вячеслав Внуков, главный архитектор города Сочи в 1971-1985 гг. писал в газете «Черноморская здравница» № 87 от 2 мая 1975 г.:

«Наталья Васильевна – человек целеустремлённый и настойчивый. Она умеет постоять за свой проект (ведь он выстрадан умом и сердцем!), за свою бригаду архитекторов, которую возглавляет уже несколько лет, за дело, которому предана всей душой. Порой она бывает даже резковата и шумлива – это когда на её пути встречаются равнодушие, карьеризм или расхлябанность.

Мне хорошо запомнился один эпизод, которому я стал свидетелем на строительстве школы на Парковой улице (это её проект). Стою, разговариваю с бригадиром маляров о покраске. Вдруг вижу, он как-то странно пригнулся, засуетился и, не закончив разговора, поспешно ретировался в ближайший подъезд.

— Вы куда это? – кричу вдогонку.

— Потом, потом! Опять эта «пила» идёт.

Гляжу – несётся Наталья Васильевна по строительной площадке, перепрыгивая через трубы и доски. Губы плотно сжаты, глаза из-под очков грозно сверкают:

— Вы видели, какой колер маляры применили в вестибюле?! Это же позор!».

Какой бы объект ни возводили строители по проекту Натальи Миловой, автор всегда считала своим долгом наблюдать за ходом строительства.

«Без авторского надзора, — любила повторять Наталья Васильевна, — сооружаемое здание, что дитя без присмотра. Я считаю, что архитектор просто обязан бывать на стройке: здесь ясно видны свои собственные удачи и просчеты, здесь идёт взаимный обмен опытом между строителями и проектировщиками».

В 1973 г. Миловой подготовлен проект широкоэкранного кинотеатра на 400 мест на горе Бытха общей площадью 1836,2 кв. м. Здание построено по индивидуальному проекту в стиле советского модернизма. Одноэтажное строение с цоколем и антресолью имеет характерное для многих проектов общественных зданий, разработанных сочинскими архитекторами, ажурную солнцезащиту на главном фасаде, выполненную из бетонных элементов.

16 января 1976 г. состоялось торжественное открытие кинотеатра «Аэлита».

Из книги Игоря Ярошевского «Архитектура и власть»:

«Мне было предложено с нуля создать архитектурную мастерскую, четвертую по счету. В действующем институте новые структурные подразделения создаются за счет «перебежчиков», единомышленников, друзей даже… Одной из первых к нам перешла опытный, одаренный архитектор Наталья Васильевна Милова (впоследствии заслуженный архитектор РСФСР), автор школы № 8 на улице Парковой, школ № 1 и № 15, хирургического корпуса краевой клинической больницы в Краснодаре и еще целого ряда интересных зданий».

У Натальи Васильевны прекрасная семья: сын Алексей работал плиточником и одновременно заочно учился в политехническом институте. Он пошёл по стопам матери – Наталья Васильевна тоже начинала с рабочей (была токарем), потом учительствовала. Дочь Елена также последовала примеру матери – она закончила архитектурный факультет.

Коллеги вспоминают:

«Наталья Васильевна всё время была в движении. Каждое утро её можно было встретить в сквере, где она занималась гимнастикой и бегом (потому-то она всегда была бодра, подвижна и выглядела значительно моложе своих лет). Любила ездить, любила смену обстановки, среды. Она всех уверяла, что отдыхать в городе, где ты работаешь, нельзя: надо сменить обстановку. Сама она изъездила всю страну. Ей довелось посетить Финляндию, Югославию, Румынию, Венгрию, Англию».

Увлеченность работой, потребность творить и дерзать на благо любимого города, яркий талант – именно эти качества позволили талантливому архитектору создать опередившие свое время проекты, оставить нам знаковые объекты на улицах Сочи.

Использованные материалы:

Внуков В. С. // газета «Черноморская здравница». 1975. № 11.
Воронков В. А. Сочи и сочинцы: (воспоминания о будущем). М.: Вест-Консалтинг, 2005. 270 с.
Тарасов А. // газета «Черноморская здравница». 2009. №227.
Интернет-издание «Архитектура Сочи». URL: https://arch-sochi.ru (дата обращения: 07.11.2022).

Rate this post

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.