Домой Новости Наследие архитекторов: Морозов Вячеслав Михайлович

Наследие архитекторов: Морозов Вячеслав Михайлович

36
0

Член Союза архитекторов с 1964 года.

Родился 4 ноября 1934 г. в гор. Сухуми.
В 1942-1953 гг. Вячеслав учился в средней 11-летней школе в гор. Сухуми.
В 1953-1959 гг. обучался в Московском архитектурном институте (МАРХИ).
В 1959 г. работал в проектном институте «Южгипрокоммунстрой» (Сочинский филиал московского института «Гипрокоммунстрой»).
В 1967-1988 гг. работал в должности главного архитектора проекта «Южгипрокоммунстрой».
В 1968-1980 гг. участвовал в международных специализированных поездках в составе делегации Союза архитекторов СССР в Чехословакию, Италию, Францию.

С 1988 г. по 2004 г. работал главным архитектором института «Южгипрокоммунстрой», в котором им были запроектированы:

  • Автовокзал в г. Сочи
  • Кинотеатр «Аврора» в г. Краснодаре (в соавторстве с Сердюковым Е. А.)
  • Мемориальный комплекс «Малая земля» в г. Новороссийске (в составе авторского коллектива)
  • Санаторий «Россия» — спальный корпус и клуб

  • Жилые дома на ул. Чайковского, ул. Воровского
  • Санаторий в Архипо-Осиповке
  • Дом отдыха-пансионат «Дружба» в п.
  • Автоостановки (малые формы) в г. Сочи
  • Гостиница «Кубань»

  • Пионерский лагерь «Альбатрос» на Малом Ахуне, г. Сочи

  • Многоквартирные и индивидуальные жилые дома
  • Гостиница «Адлер» Росохотрыболовсоюза
  • Школа в с. Сергей-Поле
  • Дом Правительства в Майкопе и др.

Из нереализованных крупных проектов: проект санатория «Минэнерго», проект водолечебницы на Мамайке, строительство которых было начато, но остановлено из-за изменившейся ситуации в стране.

В 1970 г. Вячеслав награждён медалью «За добросовестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

В 1973-1996 гг. являлся членом Градостроительного совета при главном архитекторе горисполкома Сочи.

Работая главным архитектором самого крупного в городе института, Вячеслав формировал высокий профессиональный уровень молодых архитекторов, что положительно отражалось на качестве выпускаемых институтом проектов.

Внёс профессиональный вклад не только в сочинскую, но и в советскую архитектуру, его революционные проекты — Сочинского автовокзала в 1966 г. и кинотеатра «Аврора» в Краснодаре (совместно с Сердюковым Е. А.) в 1962 г., вошли в учебники по советской архитектуре. Оба объекта — знаковые здания эпохи советского модернизма.

Автором проекта кинотеатра «Аврора» в 1962 г. стал сочинский проектный институт «Гипрокоммунстрой», а главным архитектором — Евгений совместно с Вячеславом Морозовым. При возведении здания Авроры были использованы новые для того времени технологии и необычный дизайн фасада здания, который и обеспечил ему долгую жизнь. Проект получил государственную премию СССР. У здания богатая история – он построен на месте скифского кургана бронзовой эпохи.

Здание имеет удлинённую крышу, которая выполнена в виде козырька, что придаёт ему очень необычную форму, привлекающую внимание туристов. Проектом изначально был предусмотрен сквозной просмотр всех помещений нижнего этажа здания. Козырёк здания изготовлен из двутавровых балок (металлических конфигураций подвесного потолка) шириной 140 см х 83 м длины.

Южная (фасад) и боковые стороны изготовлены из витринных стёкол различных размеров, а с северной стороны вмонтирована высоковольтная подстанция. Благодаря такой форме кинотеатр напоминает корабль, что очень символично с учётом его названия. На ум сразу приходит знаменитый крейсер «Аврора». Со стороны фасада здания расположены фонтаны и скульптура «Аврора». Был создан архитектурный ансамбль, в который вошли сам кинотеатр, сквер с фонтанами и 16-метровая скульптура.

к\т «Аврора»

В годы советской власти на постаменте памятника была выполнена не сохранившаяся к настоящему времени надпись «Власть — Советам, мир — народам». В 1981 г. решением крайисполкома кинотеатр был признан памятником архитектуры, объектом культурного наследия регионального значения.

Проект Сочинского автовокзала (при участии инженера О. Дмитриева и проектного института «Южгипрокоммунстрой») в 1966 г. уникален для своего времени: дизайн автовокзала до сих пор признают новаторским, а уж во времена СССР проект здания считали «революционным».

Благодаря волнообразной кровле удачно вписывается в комплекс Привокзальной площади, сохраняя при этом второстепенное положение по отношению к железнодорожному вокзалу, как архитектурной доминанте. Крыша в виде волны и сочетание стекла с бетоном казалось тогда чем-то фантастическим. Ранний минималистичен, строго функционален, следует логике «лучше меньше, да лучше». Отсутствие декора, в основном прямые линии, аскетичность, мягкие или природные цвета, большие окна, раздвижные двери — истинный образец советского модернизма.

В 2012 г. прошёл капитальный ремонт здания — колоннаде и нижней поверхности волнообразной кровли вернули белоснежный облик, объект не утратил свою лёгкость и современность даже спустя почти полвека.

Распоряжением главы города Сочи от 20 января 1997 г. №19-Р была создана техническая комиссия по определению возможности ввода в эксплуатацию торговых павильонов, пристроенных к зданию автовокзала по периметру первого этажа. В целях ускорения подписания договора о выкупе части здания автовокзала у акционерного общества открытого типа «Трансконтинент» на основании Постановления Главы города от 14.01.97 г. № 9 «О выкупе части здания акционерного общества «Трансконтинент» и определения возможности ввода в эксплуатацию торговых павильонов, пристроенных к зданию автовокзала по периметру первого этажа». Морозов, как автор проекта, был в составе технической комиссии и боролся за чистоту объекта.

Вячеслав вместе с коллегами по институту «Южгипрокоммунстрой» принимал участие в проектировании Мемориального комплекса «Малая земля» в Новороссийске.

Привлекательность города складывается из мелочей. В Советское время благоустройству Сочи уделялось большое внимание, даже технические сооружения и автобусные остановки превращались в произведения искусств. Качественно исполненные, многие из них сохранились до наших дней. Так и остановка «Цирк» на Курортном проспекте, встречала туристов ярким, запоминающимся и главное — уникальным советским модернизмом. Остановочный павильон представляет собой синтез искусств. Проект выполнен в 1967 г. сочинским архитектором Морозовым и инженером Дёминовым. Складчатый навес из бетона парит, опираясь лишь на небольшую стену.

Вячеслав был награждён Дипломами Госстроя РСФСР за несколько своих проектов, в том числе, за пристройку к школе № 7.

Вячеслав Михайлович воспитал двух дочерей. Дочь Елена Володина, как архитектор, продолжает творческую эстафету отца. Дочь Юлия – художник.

Не стало Вячеслава Михайловича 22 января 2017 года.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Rate this post
ИСТОЧНИКГрадостроительный Совет Сочи
Предыдущая статьяГотов фундамент основания пешеходного моста через реку Сочи
Следующая статьяВ Сочи начался ремонт исторического здания автовокзала

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.