Домой Транспорт Порты и марины Концепция развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье...

Концепция развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края

2648
0

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Яхтинг – мощная и динамично растущая индустрия по производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию яхт.

Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга – и курортно-туристические комплексы.

Марина:

1. Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)

2. Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам. (предварительный национальный стандарт «Услуги населению. ЯХТЕННЫЕ ПОРТЫ. Минимальные требования. ПНСТ 153- 2016/ISO 13687:2014)

Марины – основа прибрежного каботажного пассажирского сообщения. Кроме того, они повышают градостроительную территорий и возможности пограничной службы.

Инфpастpуктуpа яхтинга – объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт. Главным структурным элементом инфраструктуры яхтинга являются марины.

Совpеменная яхта – мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.

Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.

Современная марина – не просто место для стоянки яхт. Это сложное инженерное сооружение, позволяющее обеспечить все возможности для развития водных видов спорта – парусного, водномоторного, воднолыжного и пр., морского туризма и вдольберегового пассажирского сообщения. Кроме того, марины становятся градообразующими объектами – катализаторами урбанизации, центрами развития (точками роста) всех видов туризма, местом проведения различных спортивных и культурных мероприятий.

Поэтому современная марина – это яркий пример объектов комплексного назначения, открытых для свободного посещения и привлекательных для людей самых разных интересов и предпочтений, т.е. общественное пространство в самом прямом смысле.

ИНДУСТРИЯ ЯХТИНГА – СТАТИСТИКА

Некоторые данные по странам, активно развивающим инфраструктуру яхтинга:

1. 40 лет назад Турция приняла государственную программу по развитию яхтинга. По этой программе за счёт госбюджета строились марины, которые потом передавались в частную собственность или оперативное управление. В 2020 г. оборот турецких марин составит около $2 млрд за сезон. Турецкие власти озвучили намерения увеличить к 2023 году ежегодные доходы от яхтенного туризма в Турции до $10 млрд.

2. Грецию ежегодно посещают 2,5 млн яхтенных туристов. Причём, ещё 20 лет назад развитие данного направления в Греции было на низком уровне, общий поток яхтсменов составлял лишь малую часть от нынешних показателей. Однако благодаря изменениям в политике государства в 2002 году был принят специальный пакет законов, стимулирующих развитие яхтинга и яхтенного бизнеса. Сейчас Греция является второй по популярности страной в Европе (после Хорватии) для путешествий на яхте.

Доход за 2018 год крупнейшего производителя яхт – компании DalianWandaGroup – составил $39,47 миллиардов.

Российский яхтинг

Россия занимает второе место в мире по покупке яхт после (спрос в 2017 году увеличился на 37%). При этом их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация производятся преимущественно за пределами России. По данным пресс-службы губернатора Краснодарского края, россияне каждый год оставляют за границей около €200 млн за стоянку и обслуживание яхт. Эти деньги уходят в Турцию, Грецию, Испанию, Германию, Финляндию, Хорватию, Китай и другие страны.

Инвестиционный потенциал инфраструктуры яхтинга только на Черноморском побережье Краснодарского края составляет более 600 миллиардов рублей на 1-м этапе.

На сегодняшний день на всём Черноморском побережье России — единственном незамерзающем морском побережье страны – функционирует всего две марины 2-го поколения (в акватории существующих портов) – «Гранд-марина» в порту Сочи и «Имеретинская» в Адлерском районе г. Сочи.

Ни один российский город на Чёрном море не может претендовать на качество современного морского курорта, не имея на своём побережье современных объектов яхтинга.

Стоянки яхт в Балаклаве, «Анапа-марина» и «Озеро Змеиное» в Анапе, «Русское море» и «Алексино» в Новороссийске, «Торнадо» в п. Новомихайловском Туапсинского района и ФГУП «Югспорт» в Сочи назвать полноценными маринами по целому ряду факторов нельзя.

МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРАНЫ:

Президент Российской Федерации Владимир Путин

В рамках празднования пятой годовщины воссоединения а и Севастополя с Россией… президент высказался за активное развитие яхтинга:

«Я уверен, если инфраструктура существует, то тогда появится и потребитель. Это касается и иностранных владельцев яхт… Сразу возникнет сектор бизнеса. Я поручу правительству и силовым структурам, которые заботятся о безопасности побережья, все проработать, а со своей стороны всячески вас поддержу» 20 Марта 2019 г.

Ранее было дано поручение Президента Пр-937, п.4 Исполнение к 15 июня 2017 года:
4. Минтрансу России, Минпромторгу России, высшим органам государственной власти Краснодарского края, Республики Крым и г. Севастополя совместно с заинтересоми организациями рассмотреть в организации скоростных морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне, определив наиболее перспективные маршруты и эффективные суда для их осуществления, с учётом необходимости обеспечения безопасности и экономической эффективности таких перевозок.
Доклад – до 15 июня 2017 г.
Ответственные: М.Ю., Мантуров Д.В., Кондратьев В.И., Аксёнов С.В., Овсянников Д.В.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев

Официальный сайт Правительства России сообщает, что премьер-министр поручил правительству заняться развитием яхтинга. Вопрос присутствует в списке решений по итогам совещания о развитии малого предпринимательства в Крыму от 15 июня 2015 г. в Ялте.

«Представить предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах РФ c учётом ранее данных поручений правительства России», — указывается в распоряжении.

Оно адресовано Минтрансу, Минкультуры, Минэкономразвития, МИД России, МЧС, ФСБ, ФТС и Ростуризму.

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ВОДНОГО ТУРИЗМА:

• КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ:
— морские круизы
— речные круизы

• ЯХТИНГ:
— крейсерский
— дневной

• ПАСЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ (МЕЖДУНАРОДНОЕ И КАБОТАЖНОЕ):
— паромное
— скоростное

• СПОРТИВНЫЙ ВОДНЫЙ ТУРИЗМ И АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
— рафтинг
— сёрфинг
— дайвинг
— другие водные виды спорта


История развития вопроса

В 2005 году нами была разработана схема дислокации марин на Черноморском побережье Краснодарского края, которая была согласована всеми главами городов и районов на побережье, губернатором края и президентом Федерации парусного спорта России – представителем Президента РФ в Государственной Думе.

В рамках этой работы были подготовлены предложения по отдельным маринам в составе концепции, которые стали основными инвестиционными проектами Краснодарского края, и неоднократно выставлялись на различных форумах, где неизменно были в центре внимания.

В 2011 году был принят закон, по которому стало возможным создавать искусственные территории в российской береговой зоне морей и океанов. С учётом этого закона интерес к инвестиционным проектам марин и морских рекреационных комплексов резко возрос.

На основании этого закона, в период до 2014 года были представлены наши новые разработки, которые получили признание инвесторов и специалистов, но потом известные политические события остановили практически все инвестиции в реализацию этих проектов.

Тем не менее, в последнее время наметился новый рост интереса к проектам развития яхтинга и вдольберегового пассажирского судоходства. События 2020 года ещё более способствовали резкому всплеску интереса инвесторов к развитию Черноморского побережья России. И наши новые инвестиционные проекты, разработанные за последние 2÷3 года, привлекают внимание как органов власти всех уровней, так и инвесторов.

Реализация проектов марин и морских рекреационных комплексов, например, только по южной части побережья Сочи, может значительно изменить облик морского фасада города, сделав сам город ещё более красивым и привлекательным.

Предложенные в концепции решения позволят создавать на Черноморском побережье России комные и экономически эффективные условия развития береговой зоны. И тогда наш берег станет не менее популярным, чем признанные районы интенсивного яхтинга Франции, Греции и других стран.

В октябре 2020 года, по результатам рассмотрения концептуальных предложений по развитию яхтинга и каботажного пассажирского сообщения на побережье Краснодарского края, администрацией края создана рабочая группа по развитию яхтенного туризма в Краснодарском крае.

Только на побережье города-курорта Сочи инвестиционный потенциал пилотных проектов марин и морских рекреационных комплексов – 460 миллиардов рублей.

Предложения по развитию морского туризма, яхтинга, прибрежного пассажирского сообщения.

Развитие инфраструктуры яхтинга, морского туризма и прибрежного пассажирского судоходства имеет стратегически важное значение для обеспечения развития морской береговой зоны по направлениям:

  • инвестиционной привлекательности,
  • комплексного рекреационного и социального развития,
  • транспортной доступности и комфортности,
  • градостроительной безопасности,
  • экологической устойчивости.

Для обеспечения реализации представленной программы и привлечения инвестиций необходимо на первом этапе продвижения проекта предпринять ряд следующих мер и шагов:

1. В Краснодарском крае:
1.1. Утвердить на краевом уровне представленную ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» концепцию размещения объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России.
1.2. Произвести резервирование территорий под объекты инфраструктуры яхтинга на основании утверждённой схемы размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье КК.
1.3. Обратиться в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с просьбой резервирования акваторий под размещение объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края.
1.4. Придать инвестиционным проектам по созданию объектов яхтинга и искусственных территорий статус масштабных (приоритетных) с предоставлением инвесторам этих проектов льгот и преференций.
1.5. Внести изменения в схему и другие документы территориального планирования, в документы стратегического планирования перспективные планы по развитию инфраструктурных проектов яхтенного туризма и морского пассажирского сообщения.
1.6. Поручить авторам программы совместно с департаментом инвестиций и департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края дальнейшую проработку проектных решений программы.
2. Обратиться в Правительство РФ с предложениями:
2.1. Утвердить на Федеральном уровне представленную администрацией Краснодарского края схему размещения объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России.
2.2. Включить в национальный проект по туризму раздел по развитию яхтинга и яхтенного туризма на основании предложений ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» при поддержке администрации Краснодарского края.
2.3. Предоставить субъектам РФ полномочия по формированию инфраструктуры яхтинга в прибрежных зонах этих субъектов в Азовском и Чёрном морях.
2.4. Поручить Федеральному агентству водных ресурсов разрешить Кубанскому бассейновому водному управлению:
— производить резервирование акваторий под размещение объектов яхтинга на основании обоснований по размещению, согласованных администрацией Краснодарского края;
— считать приоритетными предоставление в пользование части акваторий водных объектов, находящихся в федеральной собственности, под создание объектов, перечисленных в подпунктах «в» — «д» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» по сравнению с другими случаями (назначением) водопользования по п. 2 Постановления N 844.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • обеспечение градостроительной безопасности прибрежных территорий;
  • предупреждение бессистемной застройки прибрежной полосы;
  • создание района интенсивного яхтинга как элемента Средиземноморского морского туризма;
  • развитие периферийных районов побережья.
АРХИТЕКТУРА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
  • изменение архитектурного облика береговой зоны внесением принципиально новых транспортно-рекреационных комплексов;
  • качественное изменение среды прибрежных территорий.
ТРАНСПОРТ – ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ
  • снижение нагрузки на береговую транспортную сеть;
  • сокращение времени в пути и повышение комфортности вдольберегового пассажирского сообщения;
  • обеспечение удобства ТПУ введением в них морской составляющей.
ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
  • привлечение инвестиций на побережье;
  • стимулирование развития новых отраслей промышленности в регионе;
  • увеличение иничной ёмкости морской курортной зоны;
  • повышение привлекательности региона для туризма и климатолечения.
БЕРЕГОЗАЩИТА И РЕКРЕАЦИЯ
  • трансформация депрессивных территорий в курортную среду;
  • формирование новых общественных пространств – набережных и парков.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • создание новых рабочих мест в различных городских сферах — строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др.;
  • полноценное задействование рекреационных ресурсов в климатолечении.
ЭКОЛОГИЯ
  • оздоровление территории побережья и приурезовой акватории;
  • позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза.

Без решения вышеперечисленных вопросов будет крайне затруднительным или невозможным реализация на побережье города-курорта Сочи масштабных и интересных проектов по созданию набережных на искусственных территориях.

5/5 - (1 голос)
Предыдущая статьяВ Сочи утверждены местные нормативы градостроительного проектирования
Следующая статьяГрадостроительный совет Сочи подвёл итоги года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.