Домой Транспорт Порты и марины Концепция развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье...

Концепция развития инфраструктуры яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края

2454
0

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Яхтинг – мощная и динамично растущая индустрия по производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию яхт.

Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга – марины и курортно-туристические комплексы.

Марина:

1. Гавань и база для прогулочных и спортивных судов. (Толковый морской словарь – Москва, Астрель, АСТ 2006, с. 371)

2. Марина (яхтенный порт) — защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам. (предварительный национальный стандарт «Услуги населению. ЯХТЕННЫЕ ПОРТЫ. Минимальные требования. ПНСТ 153- 2016/ISO 13687:2014)

Марины – основа прибрежного каботажного пассажирского сообщения. Кроме того, они повышают градостроительную безопасность территорий и возможности пограничной службы.

Инфpастpуктуpа яхтинга – объекты, сооpужения и службы, обеспечивающие производство, эксплуатацию и обслуживание яхт. Главным структурным элементом инфраструктуры яхтинга являются марины.

Совpеменная яхта – мотоpное или паpусное, технически высокооснащённое и экологически чистое судно, пpедназначенное для отдыха, споpта и развлечений.

Крейсерская яхта – моторная или парусно-моторная яхта, имеющая каюты со спальными местами, санузел и др. оборудование, обеспечивающее возможность долговременного пребывания людей на борту, не требующая ежедневного спуска/подъёма на воду и обязательного хранения на суше.

Современная марина – не просто место для стоянки яхт. Это сложное инженерное сооружение, позволяющее обеспечить все возможности для развития водных видов спорта – парусного, водномоторного, воднолыжного и пр., морского туризма и вдольберегового пассажирского сообщения. Кроме того, марины становятся градообразующими объектами – катализаторами урбанизации, центрами развития (точками роста) всех видов туризма, местом проведения различных спортивных и культурных мероприятий.

Поэтому современная марина – это яркий пример объектов комплексного назначения, открытых для свободного посещения и привлекательных для людей самых разных интересов и предпочтений, т.е. общественное пространство в самом прямом смысле.

ИНДУСТРИЯ ЯХТИНГА – СТАТИСТИКА

Некоторые данные по странам, активно развивающим инфраструктуру яхтинга:

1. 40 лет назад Турция приняла государственную программу по развитию яхтинга. По этой программе за счёт госбюджета строились марины, которые потом передавались в частную собственность или оперативное управление. В 2020 г. оборот турецких марин составит около $2 млрд за сезон. Турецкие власти озвучили намерения увеличить к 2023 году ежегодные доходы от яхтенного туризма в Турции до $10 млрд.

2. Грецию ежегодно посещают 2,5 млн яхтенных туристов. Причём, ещё 20 лет назад развитие данного направления в Греции было на низком уровне, общий поток яхтсменов составлял лишь малую часть от нынешних показателей. Однако благодаря изменениям в политике государства в 2002 году был принят специальный пакет законов, стимулирующих развитие яхтинга и яхтенного бизнеса. Сейчас Греция является второй по популярности страной в Европе (после Хорватии) для путешествий на яхте.

Доход за 2018 год крупнейшего производителя яхт – компании DalianWandaGroup – составил $39,47 миллиардов.

Российский яхтинг

Россия занимает второе место в мире по покупке яхт после США (спрос в 2017 году увеличился на 37%). При этом их ремонт, хранение, стоянка, а также эксплуатация производятся преимущественно за пределами России. По данным пресс-службы губернатора Краснодарского края, россияне каждый год оставляют за границей около €200 млн за стоянку и обслуживание яхт. Эти деньги уходят в Турцию, Грецию, Испанию, Германию, Финляндию, Хорватию, Китай и другие страны.

Инвестиционный потенциал инфраструктуры яхтинга только на Черноморском побережье Краснодарского края составляет более 600 миллиардов рублей на 1-м этапе.

На сегодняшний день на всём Черноморском побережье России — единственном незамерзающем морском побережье страны – функционирует всего две марины 2-го поколения (в акватории существующих портов) – «Гранд-марина» в порту Сочи и «Имеретинская» в Адлерском районе г. Сочи.

Ни один российский город на Чёрном море не может претендовать на качество современного морского курорта, не имея на своём побережье современных объектов яхтинга.

Стоянки яхт в Балаклаве, «Анапа-марина» и «Озеро Змеиное» в Анапе, «Русское море» и «Алексино» в Новороссийске, «Торнадо» в п. Новомихайловском Туапсинского района и ФГУП «Югспорт» в Сочи назвать полноценными маринами по целому ряду факторов нельзя.

МНЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРАНЫ:

Президент Российской Федерации Владимир Путин

В рамках празднования пятой годовщины воссоединения Крыма и Севастополя с Россией… президент высказался за активное развитие яхтинга:

«Я уверен, если инфраструктура существует, то тогда появится и потребитель. Это касается и иностранных владельцев яхт… Сразу возникнет сектор бизнеса. Я поручу правительству и силовым структурам, которые заботятся о безопасности побережья, все проработать, а со своей стороны всячески вас поддержу» 20 Марта 2019 г.

Ранее было дано поручение Президента Пр-937, п.4 Исполнение к 15 июня 2017 года:
4. Минтрансу России, Минпромторгу России, высшим органам государственной власти Краснодарского края, Республики Крым и г. Севастополя совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос организации скоростных морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне, определив наиболее перспективные маршруты и эффективные суда для их осуществления, с учётом необходимости обеспечения безопасности и экономической эффективности таких перевозок.
Доклад – до 15 июня 2017 г.
Ответственные: Соколов М.Ю., Мантуров Д.В., Кондратьев В.И., Аксёнов С.В., Овсянников Д.В.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев

Официальный сайт Правительства России сообщает, что премьер-министр поручил правительству заняться развитием яхтинга. Вопрос присутствует в списке решений по итогам совещания о развитии малого предпринимательства в Крыму от 15 июня 2015 г. в Ялте.

«Представить предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах РФ c учётом ранее данных поручений правительства России», — указывается в распоряжении.

Оно адресовано Минтрансу, Минкультуры, Минэкономразвития, МИД России, МЧС, ФСБ, ФТС и Ростуризму.

ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ВОДНОГО ТУРИЗМА:

• КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ:
— морские круизы
— речные круизы

• ЯХТИНГ:
— крейсерский
— дневной

• ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ (МЕЖДУНАРОДНОЕ И КАБОТАЖНОЕ):
— паромное
— скоростное

• СПОРТИВНЫЙ ВОДНЫЙ ТУРИЗМ И АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
— рафтинг
— сёрфинг
— дайвинг
— другие водные виды спорта


История развития вопроса

В 2005 году нами была разработана схема дислокации марин на Черноморском побережье Краснодарского края, которая была согласована всеми главами городов и районов на побережье, губернатором края и президентом Федерации парусного спорта России – представителем Президента РФ в Государственной Думе.

В рамках этой работы были подготовлены предложения по отдельным маринам в составе концепции, которые стали основными инвестиционными проектами Краснодарского края, и неоднократно выставлялись на различных форумах, где неизменно были в центре внимания.

В 2011 году был принят закон, по которому стало возможным создавать искусственные территории в российской береговой зоне морей и океанов. С учётом этого закона интерес к инвестиционным проектам марин и морских рекреационных комплексов резко возрос.

На основании этого закона, в период до 2014 года были представлены наши новые разработки, которые получили признание инвесторов и специалистов, но потом известные политические события остановили практически все инвестиции в реализацию этих проектов.

Тем не менее, в последнее время наметился новый рост интереса к проектам развития яхтинга и вдольберегового пассажирского судоходства. События 2020 года ещё более способствовали резкому всплеску интереса инвесторов к развитию Черноморского побережья России. И наши новые инвестиционные проекты, разработанные за последние 2÷3 года, привлекают внимание как органов власти всех уровней, так и инвесторов.

Реализация проектов марин и морских рекреационных комплексов, например, только по южной части побережья Сочи, может значительно изменить облик морского фасада города, сделав сам город ещё более красивым и привлекательным.

Предложенные в концепции решения позволят создавать на Черноморском побережье России комфортные и экономически эффективные условия развития береговой зоны. И тогда наш берег станет не менее популярным, чем признанные районы интенсивного яхтинга Франции, Греции и других стран.

В октябре 2020 года, по результатам рассмотрения концептуальных предложений по развитию яхтинга и каботажного пассажирского сообщения на побережье Краснодарского края, администрацией края создана рабочая группа по развитию яхтенного туризма в Краснодарском крае.

Только на побережье города-курорта Сочи инвестиционный потенциал пилотных проектов марин и морских рекреационных комплексов – 460 миллиардов рублей.

Предложения по развитию морского туризма, яхтинга, прибрежного пассажирского сообщения.

Развитие инфраструктуры яхтинга, морского туризма и прибрежного пассажирского судоходства имеет стратегически важное значение для обеспечения развития морской береговой зоны по направлениям:

  • инвестиционной привлекательности,
  • комплексного рекреационного и социального развития,
  • транспортной доступности и комфортности,
  • градостроительной безопасности,
  • экологической устойчивости.

Для обеспечения реализации представленной программы и привлечения инвестиций необходимо на первом этапе продвижения проекта предпринять ряд следующих мер и шагов:

1. В Краснодарском крае:
1.1. Утвердить на краевом уровне представленную ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» концепцию размещения объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России.
1.2. Произвести резервирование территорий под объекты инфраструктуры яхтинга на основании утверждённой схемы размещения объектов яхтинга и прибрежного пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье КК.
1.3. Обратиться в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с просьбой резервирования акваторий под размещение объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края.
1.4. Придать инвестиционным проектам по созданию объектов яхтинга и искусственных территорий статус масштабных (приоритетных) с предоставлением инвесторам этих проектов льгот и преференций.
1.5. Внести изменения в схему и другие документы территориального планирования, в документы стратегического планирования перспективные планы по развитию инфраструктурных проектов яхтенного туризма и морского пассажирского сообщения.
1.6. Поручить авторам программы совместно с департаментом инвестиций и департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края дальнейшую проработку проектных решений программы.
2. Обратиться в Правительство РФ с предложениями:
2.1. Утвердить на Федеральном уровне представленную администрацией Краснодарского края схему размещения объектов яхтинга и прибрежного морского пассажирского сообщения на Азово-Черноморском побережье России.
2.2. Включить в национальный проект по туризму раздел по развитию яхтинга и яхтенного туризма на основании предложений ООО АБ «ГОР-ПРОЕКТ» при поддержке администрации Краснодарского края.
2.3. Предоставить субъектам РФ полномочия по формированию инфраструктуры яхтинга в прибрежных зонах этих субъектов в Азовском и Чёрном морях.
2.4. Поручить Федеральному агентству водных ресурсов разрешить Кубанскому бассейновому водному управлению:
— производить резервирование акваторий под размещение объектов яхтинга на основании обоснований по размещению, согласованных администрацией Краснодарского края;
— считать приоритетными предоставление в пользование части акваторий водных объектов, находящихся в федеральной собственности, под создание объектов, перечисленных в подпунктах «в» — «д» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» по сравнению с другими случаями (назначением) водопользования по п. 2 Постановления N 844.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • обеспечение градостроительной безопасности прибрежных территорий;
  • предупреждение бессистемной застройки прибрежной полосы;
  • создание района интенсивного яхтинга как элемента Средиземноморского морского туризма;
  • развитие периферийных районов побережья.
АРХИТЕКТУРА И БЛАГОУСТРОЙСТВО
  • изменение архитектурного облика береговой зоны внесением принципиально новых транспортно-рекреационных комплексов;
  • качественное изменение среды прибрежных территорий.
ТРАНСПОРТ – ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ
  • снижение нагрузки на береговую транспортную сеть;
  • сокращение времени в пути и повышение комфортности вдольберегового пассажирского сообщения;
  • обеспечение удобства ТПУ введением в них морской составляющей.
ЭКОНОМИКА И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
  • привлечение инвестиций на побережье;
  • стимулирование развития новых отраслей промышленности в регионе;
  • увеличение гостиничной ёмкости морской курортной зоны;
  • повышение привлекательности региона для туризма и климатолечения.
БЕРЕГОЗАЩИТА И РЕКРЕАЦИЯ
  • трансформация депрессивных территорий в курортную среду;
  • формирование новых общественных пространств – набережных и парков.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
  • создание новых рабочих мест в различных городских сферах — строительстве, бытовом обслуживании, общественном питании и др.;
  • полноценное задействование рекреационных ресурсов в климатолечении.
ЭКОЛОГИЯ
  • оздоровление территории побережья и приурезовой акватории;
  • позитивное влияние на литодинамику побережья и развитие биоценоза.

Без решения вышеперечисленных вопросов будет крайне затруднительным или невозможным реализация на побережье города-курорта Сочи масштабных и интересных проектов по созданию набережных на искусственных территориях.

Rate this post
Предыдущая статьяВ Сочи утверждены местные нормативы градостроительного проектирования
Следующая статьяГрадостроительный совет Сочи подвёл итоги года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.