Городские власти ждут от сочинцев заявок на ремонт дворов, предлагая отремонтировать или установить за счёт городского бюджета детские площадки, проезды, тротуары, скамейки, урны для мусора, освещение на придомовой территории. Горожанам требуется проявить инициативу и самим ознакомиться с рекомендациями проекта «Формирование комфортной городской среды».
Документ весьма любопытный. В нём не только дана характеристика текущего состояния городской среды Сочи, но и заложен проектный принцип благоустройства с элементами социального проектирования. Таким образом, горожанам до 1 ноября в соответствии с рекомендациями Муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования город-курорт Сочи на 2018-2022 годы» нужно провести анализ территории, опросить жителей и разработать проект двора.
Если учесть, что подобная практика в нашем городе не применялась ранее и есть только первые наработки социального проектирования парка на Макаренко, а специалистов с необходимыми компетенциями социального проектирования практически нет, то есть риск, что ремонт дворов опять сведётся к отдельным видам работ без взаимной увязки элементов благоустройства, как это осуществлялось до настоящего времени.
Ниже мы приводим показавшиеся нам наиболее интересные фрагменты Муниципальной программы:
В целях настоящей программы под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам. Под благоустроенными территориями понимаются территории, соответствующие действующим Правилам благоустройства города Сочи, требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также действующими строительными, санитарными и иными нормами и правилами.
В Сочи наблюдается дефицит муниципальных пляжных территорий, не все объекты показа, расположенные на территории Национального парка, благоустроены, недостаточно удобных мест зон отдыха и мест для пешеходных прогулок жителей и гостей курорта (парков, аллей, скверов, терренкуров и т.д.), существующая инфраструктура не способствует росту туристического рынка. По результатам мониторинга рекреационных зон 31% скверов, 24% парков, 74% площадей и 62% набережных нуждаются в благоустройстве.
Анализ обеспеченности дворов элементами внешнего благоустройства показывает, что уровень их комфортности не отвечает современным требованиям жителей.
Дворовые территории являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям во многом зависит качество жизни населения. Текущее состояние большинства дворовых проездов (50,6%) не соответствует современным требованиям к местам проживания граждан, обусловленным нормами Градостроительного и Жилищного кодексов Российской Федерации, а именно: значительная часть асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов имеет высокую степень износа, так как срок службы большинства дорожных покрытий с момента застройки многоквартирными домами истёк, практически не производятся работы по озеленению дворовых территорий, малое количество парковок для временного хранения автомобилей, что приводит и их хаотичной парковки, недостаточно оборудованных детских и спортивных площадок. Не во всех дворовых территориях на газонах устроены цветники.
До настоящего времени благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Некоторые виды работ по благоустройству производились не в достаточном количестве: работы по содержанию зелёных зон дворовых территорий, организации новых дворовых площадок для отдыха детей разных возрастных групп, устройство парковок для временного хранения автомобилей.
Ключевую роль в создании и управлении городской средой играет участие жителей города в обсуждении проектов благоустройства общественных территорий (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий).
С целью повышения роли общественности в создании и управлении городской средой необходима активизация применения практики социологических и иных исследований, предваряющих проектирование благоустройства городских пространств, а также расширение практики привлечения горожан, коммерческих и некоммерческих организаций к их проектированию и преобразованию. Должен быть обеспечен принципиально новый уровень взаимодействия с общественностью при принятии решений, касающихся городской среды и учёт результатов общественных слушаний при принятии решений.
Применение программного метода позволит поэтапно осуществлять комплексное благоустройство дворовых территории и территорий общего пользования с учетом мнения граждан, а именно:
- повысит уровень планирования и реализации мероприятий по благоустройству (сделает их современными, эффективными, оптимальными, открытыми, востребованными гражданами);
- запустит реализацию механизма поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами;
- запустит механизм финансового и трудового участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству;
- сформирует инструменты общественного контроля за реализацией мероприятий по благоустройству на территории города-курорта Сочи.
Таким образом, комплексный подход к реализации мероприятий по благоустройству, отвечающих современным требованиям, окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, позволит создать современную городскую комфортную среду для проживания граждан и пребывания отдыхающих, расширить материально-техническую базу муниципальных спортивных сооружений, позволит привлечь больше российских и иностранных туристов, развить экологический и социальный туризм, улучшить условия для массового отдыха жителей города.
Ещё раз отметим, что в Программе написано всё верно. Однако реализовать это городским властям самостоятельно не под силу. Во-первых потому, что, помимо благоустройства дворов, есть иные цели и задачи. А во-вторых, для исследования и анализа городской среды необходимы определённые компетенции, которыми не обладают большая часть городских чиновников.
Именно поэтому работа Центра Прикладной Урбанистики Сочи (ЦПУ Сочи) в полном объёме необходима городу как никогда. Иначе качественного изменения городской среды не получится.
ЦПУ Сочи – часть всероссийской структуры сообществ Прикладной Урбанистики, неформальное сообщество городских активистов, основной идеей которых является «изменение городов силами самих городов» через совместную реализацию проектов, направленных на исследование городской среды и развития города в целом.
Форум ЦПУ Сочи
группа в Вконтакте
группа в Фейсбуке
Карта ЦПУ Сочи
канал в YOUTUBE
страница в Instagram
У нас в Завокзальном районе на ул.Параллельная, д.36,38,34,32,25,27,24 и т.д. Больше, чем на 15 домов- ни одной детской площадки. Зато гаражи и парковочные места для машин. Детям негде играть, играют между машинами и гаражами. Сколько мы ни писали депутатам бесполезно! Помогите нам, пожалуйста.