Сергей АРТЮХОВ,
историк.
«Новости Сочи» 23 Январь, 2016
В 1912-м году на Юге России было создано акционерное общество для постройки Черноморской железной дороги от Туапсе до станции Ново-Сенаки (Грузия). С этого же года начали производить работы по постройке железнодорожного полотна, мостов через реки и тоннелей. Предварительная стоимость проекта исчислялась в 70 миллионах рублей.
В первую очередь строилась дорога до Сочи. На этом участке строительством руководил талантливый инженер В.К. Константинов. В связи с большим разнообразием тоннельных, берегоукрепительных и других сложных работ были приглашены бельгийские и французские специалисты. Для строительных работ были закуплены два мощных паровых экскаватора марки «Бьюсайрус», которые в 1914 году доставили морем из США. Прокладку путей в скальном грунте и строительство тоннелей часто производили с помощью мощных взрывов. В строительстве полотна дороги, мостов и тоннелей принимали участие тысячи рабочих, в основном из русских сельскохозяйственных губерний, где была безработица. Все придорожные земли, которые находились в частной собственности, были выкуплены государством у владельцев. Управление дороги располагалось в Сочи.
Изучая материалы сочинского архива, в одном из архивных дел за двадцатые годы мне случайно попался документ, относящийся к 1915 году, в котором приводятся некоторые сведения о строительстве дороги. К сожалению, в нашем архиве практически нет никаких документов, рассказывающих о строительстве железнодорожной ветки от Туапсе до Сочи, поэтому этот документ имеет, можно сказать, большую историческую ценность. Приведём его полностью.
«Общество Черноморской железной дороги.
Управление по сооружению железнодорожной линии Туапсе –
Ново-Сенаки. Счётный отдел.6 июля 1915 г. № 4366.
Сочи Черноморской губернии.
В контроль по сооружению железной дороги.
Строительное управление имеет честь при сём препроводить копии журналов заседания Правления Общества Черноморской железной дороги.
1. От 4 мая с.г. за № 491, относительно подписания договора с Полуярославскою Биржевою Артелью в Петрограде, об отпуске артельщиков для исполнения денежных поручений по постройке линии.
2. От 4 мая с.г. за № 494 по вопросу об уплате обществу Николаевских заводов и Верфей 64024 руб. 58 коп. за поставленные платформы в счёт договора от 16 октября 1914 г.
3. От 13 мая с.г. за № 501, об условиях совершения сделки по отчуждению пригородного усадебного участка близ Сочи с владельцем К.П. Красниковым.
4. от 13 мая с.г. за №502, об увольнении от службы Начальника дистанции инженера К.К. Горайского.
Главный инженер
Главный бухгалтер».
На бланке значится: «Типография Л.В. Кореневича, Сочи».
Таким образом, из документа мы узнаём, что платформы для дороги изготавливались на Николаевских заводах, а денежные платежи рассчитывались и проводились петроградскими биржевыми артельщиками.
Эта дорога по временной схеме была проложена довольно быстро – к началу 1917 года и по ней даже прошли первые поезда. Но в связи с тем, что дорога была построена по временной схеме и тем, что в годы Гражданской войны она пришла в негодность и часть её имущества была разграблена, после установления в Сочи советской власти в начале двадцатых годов, производилось её новое строительство и восстановление разрушенных путей и сооружений.
В 1922 г. по ней уже ежедневно проходили по два поезда. В 1925 году проводилось строительство железнодорожных линий до Мацесты и до Адлера. В 1926 и в 1927 годах они вступили в эксплуатацию. К началу Великой Отечественной войны железную дорогу продолжили до Гагр, а в годы войны линия была соединена с Закавказской железной дорогой.
Одна из редких карт побережья от ст. Туапсе до ст. Ермоловск начала XX в., на которой трассирована Черноморская железная дорога.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]