Кубань пошла поперёк генеральной линии.
Почти еженедельно «Хранители Наследия» сообщают о выполнении регионами России требований обновлённой редакции Федерального закона о культурном наследии – создания в структурах исполнительной власти самостоятельного и не исполняющего непрофильных функций госоргана охраны памятников. С начала года об этом объявили как минимум 20 регионов, где таких органов не было.
И вдруг Краснодарский край решил выступить в прямо противоположном направлении: упразднить давно существующий самостоятельный госорган охраны наследия, соединив его с двумя другими структурами. Причём это происходит в регионе, который более других в таком госоргане нуждается – по изобилию памятников и проблем, с ним связанных.
21 октября 2015 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев представил на сессии Законодательного Собрания края изменения в структуре органов власти региона. Согласно сообщениям официального сайта администрации края, оптимизация приведёт к сокращению общего количества структур и органов региональной власти с 53 до 39, а личный состав будет урезан на 25 процентов. Аналогичное сокращение губернатор предложил произвести в своих рядах депутатскому корпусу.
Комментируя перемены, губернатор заявил:
«Структура, на мой взгляд, должна быть максимально действенной и реальной. Многочисленная армия чиновников, которая сегодня существует в администрации края и в целом в органах исполнительной власти региона, я считаю, чрезмерно высока. Моя задача – количество перевести в качество. 25 процентов – это та цифра, которая позволит, невзирая на сокращение, максимально эффективно управлять всеми процессами административного ресурса в сфере экономики и в иных отраслях управления. На сегодня мы максимально оптимизировали структуру».
Среди структурных изменений – слияние краевого Министерства культуры с Управлением по делам архивов и Управлением государственной охраны объектов культурного наследия. То есть действие, напрямую противоречащее Федеральному закону о культурном наследии. Как, впрочем, и здравому смыслу: например, офис Минкультуры Краснодарского края находится в объекте культурного наследия и, следовательно, в части исполнения законодательства пользователями памятников оно теперь должно будет само себя контролировать и само за собою надзирать. В чистом виде конфликт интересов, закладываемый административной реформой.
Но это, впрочем, частность, а главное в том, что если для специализированного управления сохранение наследия было единственным приоритетом, предметом занятий и ответственности, то для Минкультуры оно будет в лучшем случае одним из многих.
По информации «Хранителей Наследия», для реорганизуемых органов власти реформа явилась полной неожиданностью. Как, судя по всему, и для Минкультуры РФ.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края создано Постановлением главы администрации региона от 16 мая 2007 года. Госорган был выделен из краевого департамента культуры.
Согласно данным официального сайта Управления, в нём работают 17 человек, включая и.о. руководителя. На каждого приходится… более 1000 объектов культурного наследия, поскольку историко-культурное наследие края необычайно богато и разнообразно. По состоянию на 1 января 2015 года на государственной охране в регионе состоял 18171 памятник истории и культуры (всего около 100 тысяч отдельных объектов — от палеолита до современности). Львиную часть этого богатства составляют памятники археологии (более 14 тысяч), постоянно подвергающиеся атакам «черных копателей».
По данным официальных отчётов, в 2014 году Управление провело мониторинг состояния и подготовило для Единого госреестра памятников документацию 479 объектов культурного наследия; поставило под госохрану 93 новых объекта; выявило и составило учётные карты по 366 новым объектам археологического наследия; разработало проекты границ территорий и зон охраны по 81 объекту; организовало проведение 81 государственной историко-культурной экспертизы; заключило 190 охранных обязательств по памятникам; выдало 15 разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и 35 заданий на проектирование таких работ; согласовало проектную документацию для работ на 19 объектах. Помимо этого, оно зафиксировало 15 фактов нарушений законодательства и 6 – административных правонарушений, провело 234 контрольно-надзорных мероприятия, приняло участие в 82 судебных делах, связанных с сохранением памятников. Инспекционная деятельность Управления принесла в 2014 году в доход краевого бюджета более 9 млн рублей.
источник: hraniteli-nasledia.com
[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]