Домой Город АрхиНегатив У Сочи нет запаса прочности

У Сочи нет запаса прочности

3606
6

Наталья Веденеева,
Московский Комсомолец № 25749 от 19 сентября 2011 г.

Более половины многоэтажных домов из монолитного железобетона, построенных в преддверии Олимпиады 2014 года в Сочи, могут в одночасье превратиться в руины. А для катастрофы в этом сейсмоопасном районе достаточно будет землетрясения в 7—8 баллов, что, кстати, прогнозируют в ближайшие годы сейсмологи. Несмотря на то что по проектам дома рассчитаны на толчки такой силы, на самом деле многие из них сложатся как карточные домики. Ошибку в нормативных документах, которая может привести к трагедии, не так давно обнаружили специалисты кафедры “Сопротивление материалов” Московского государственного строительного университета. Ученые забили тревогу. Корреспондент “МК” выяснил, почему специалисты вдруг начали махать кулаками уже после строительства опасных домов в Сочи.

— Вас, конечно же, интересует, кто в этом виноват, — с ходу предупреждает мой вопрос профессор кафедры МГСУ Олег Мкртычев. — Так вот, я вам отвечу — виновата укоренившаяся у нас система строительных норм. Ведь в области сейсмостойкого строительства до сих пор действуют нормативные положения, принятые еще в 1981 году. Тогда-то и закрался в правила проектирования злополучный коэффициент, приведший в итоге к дефициту сейсмостойкости у современных зданий.

Лет 30 назад, как поведали корреспонденту в МГСУ, дома в районе Сочи строили не выше 14 этажей. При необходимости строительства зданий большей этажности проводились серьезные экспериментально-теоретические исследования, в результате которых принимались решения об использовании тех или иных способов сейсмозащиты. В 1981 году Центральным научно-исследовательским институтом строительных конструкций им. В.А.Кучеренко (ЦНИИСК) был введен так называемый коэффициент редукции, или, другими словами, поведения зданий, вскрывающий, как предполагалось, внутренние резервы конструкций и увеличивающий их несущую способность. Считалось, что этот коэффициент учитывает рассеивание энергии при подземных толчках, то есть снижает их потенциальную опасность.

Вроде бы все правильно и логично. Однако профессора Олег Мкртычев и Гурам Джинчвелашвили, которым полгода назад поручили участвовать в приведении наших норм в соответствие с европейскими, наткнулись на грубейшую ошибку в отечественных правилах. Оказывается, тот самый коэффициент, на который делилась разрушительная сила землетрясения, был чересчур завышен. В то время, когда прогрессивный Запад снижал степень возможного разрушения, уменьшая силу воздействия толчков аналогичным коэффициентом в 1,5–2 раза (при этом необходимо было выполнить ряд конструктивных требований), наши проектировщики «делили» опасность землетрясения на коэффициент 4 (!).

Понятно, что такое снижение было на руку строителям — им не надо было затрачивать дополнительные средства на антисейсмические мероприятия. Как итог, здания, запроектированные на 9-балльное землетрясение, в реальности могут разрушиться уже при землетрясении силой в 7 баллов, при толчках в 5–6 баллов дать трещины.

— До поры до времени об этом промахе просто никто не догадывался, — рассуждает Мкртычев. — Успокаивало то, что слишком высоких зданий в Сочи не возводилось.

Введение коэффициента редукции притупило бдительность строителей, были свернуты научные исследования по разработке и внедрению систем сейсмозащиты.

Создалось впечатление, что в 8—9-балльных сейсмически опасных зонах можно строить высотные здания 30 и более этажей так же просто, как и в несейсмических районах. И уж, конечно, никто не вкладывался дополнительно в усиление конструкции на случай землетрясения.

— Как же могли разрешать такие стройки?
— Понимаете, в конце 90-х началась порочная практика так называемых специальных технических условий. Это когда на каждое отдельное здание писались свои нормы. Они позволяли без достаточного объема научных исследований обходить все существующие нормативные ограничения.

С одной стороны, это способствовало развитию строительства в Сочи и других регионах страны. Но какой ценой может все это обернуться? Недавно геофизики сообщили о том, что в районе Кавказа формируется сильное землетрясение, равного которому по силе не было, может быть, тысячу лет. А у нас в Сочи вовсю идет строительство с дефицитом сейсмостойкости 1–2 балла.

— Это значит, случись что — все полетит в тартарары?
— Конечно, не все, — вступает в разговор Гурам Джинчвелашвили. — Многие олимпийские объекты вне опасности. Это, например, Крытый конькобежный центр, Малая ледовая арена, Дворец спорта для фигурного катания. Они имеют определенную специфику (стальной каркас, относительно небольшая высота и т.д.). Мы с ними хорошо знакомы, так как принимали участие в их проектировании. Но вот что касается многоэтажных гостиниц из монолитного железобетона, построенных для гостей олимпийской столицы, их сейсмостойкость вызывает опасения. К примеру, Олимпийская деревня, строящаяся около моря, «Апарт-отель» высотой более 100 метров, Олимпийский университет. 50 процентов таких зданий может рассыпаться при сильном землетрясении, приведя к большим человеческим жертвам.


Высотное монолитное здание…

…и его обрушение при импульсе интенсивностью в 9 баллов.

— Мы провели математическое и компьютерное моделирование поведения зданий при землетрясениях различной силы и выяснили, что почти все многоэтажные здания будут обречены при 9-балльных толчках, — подтверждает слова коллеги Мкртычев. — Однако мы не вправе винить своих предшественников, принимавших участие в разработке норм, потому что, не имея современных компьютеров и соответствующих программных комплексов, они просто не могли обнаружить эти негативные эффекты. Так вот, мы сейчас имеем все для того, чтобы просчитать и дать более точный ответ: упадет здание от землетрясения или не упадет, максимально учитывая характер работы грунтов основания здания и материалов конструкций.

— А с построенными зданиями что делать? Не сносить же их.
— Конечно, нет, их можно усилить. И для решения этого вопроса мы провели на днях специальный семинар. Во-первых, надо в ближайшее время обследовать уже существующие здания и сооружения. Если обнаружится указанный дефицит сейсмостойкости — усилить несущие конструкции. Во-вторых, провести масштабные научные исследования в области разработок современных систем сейсмозащиты. И, в-третьих, на основе этих исследований разработать и согласовать национальный стандарт по сейсмостойкому строительству. Главное, что мы теперь знаем, в чем кроется опасность, и можем изменить эту ситуацию. Естественно, надеемся на поддержку властей. Без нее такую масштабную работу не выполнить.

Комментарий специалистов Института физики Земли им. О.Ю.Шмидта РАН

— В принципе в районе Сочи не регистрируется особенно сильных толчков. Землетрясения там носят скорее фоновый характер — они могут происходить по три-четыре в месяц, но такие слабые, что их никто не замечает. Однако последние исследования на Кавказе говорят о неких процессах в земной коре (это оползни, трещины, срывы), которые могут свидетельствовать о формировании нового сильного сейсмособытия. По крайней мере можно сегодня с большой уверенностью сказать, что около тысячелетия назад здесь имели место сильные землетрясения и есть вероятность того, что они могут повториться. Что касается района Сочи и Кавминвод, здесь вероятность подземных толчков существует, но в данный момент сейсмическая активность нарастает не столь стремительно. Вот Дагестан и рядом расположенные районы Чечни сейчас являются наиболее сейсмически активными из всех перечисленных. Что касается силы возможного землетрясения, точно ее предсказывать еще не научились. Но известно, что магнитуда в этих районах может доходить до 7. Это значит, на выходе она может вызывать интенсивность сейсмического воздействия и в 7, и в 9 баллов в зависимости от расстояния до эпицентра от населенного пункта.

Цена исправления ошибки

Комментирует профессор кафедры «Строительные конструкции и сооружения» Российского университета дружбы народов Адольф Курзанов:

Мкртычев и Джинчвелашвили совершенно правильно говорят о недостатках в наших строительных нормах. Коэффициент, о котором идет речь, безобразен, его надо, безусловно, менять, повышая сейсмостойкость зданий. Я много лет занимаюсь этой проблемой, участвовал в комиссии от Госстроя по обследованию последствий от Спитакского землетрясения и считаю, одно дело — поменять коэффициент на бумаге и совсем другое — изменить ситуацию на практике. Конечно, это приведет к существенному удорожанию строительства. Но мы должны понимать, что в случае сильного землетрясения цена человеческих жизней будет несоизмерима с этими затратами.

Что же касается усиления уже существующих зданий, это практически невозможно, если они уже сданы в эксплуатацию. Если не сданы — можно установить в них новые защитные системы. К примеру, специально разработанные сейсмоизолирующие опоры, которые устанавливаются в подвальном этаже здания на фундаментную плиту. Это качающиеся железобетонные стойки, которые гасят подземную волну, а здание при этом не испытывает существенной нагрузки. Цена такого усиления может составить порядка 5–7 процентов от стоимости здания.

«Архитектура Сочи»

по материалам: mk.ru

5/5 - (3 голоса)

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Какая странная статья! Не знаю, чего в ней больше — лоббирования интересов, непрофессионализма, или эпатирования, но никакого отношения к реальному положению вещей, да и здравому смыслу в ней нет.
    А народ перепугать может!
    Наука и практика в жизни не пересекаются. И комментарии науки, никогда не несущей ответственности за свои рассуждения, так и останутся безответственными.
    Сегодняшний интерес строительного чиновничества к науке преследует одну цель — остаться у руля, не отдавая профессионалам их законного права решать, как строить. При этом никто не примет на себя ответственности — ни наука, ни государство в лице чиновничества!
    Вам не кажется издевательской формулировка государственной экспертизы проектной документации?! «Рекомендуем»- пишет государство. То есть не отвечаем! Пусть отвечает кто-угодно — застройщик, утвердивший проект, или проектировщик, но только не мы! Мы ведь только посмотрели, как начерчено, и всё!

  2. Т.е. государство озаботилось сейсмоустойчивостью новых монолитных высотных домов, где проживает «новый цвет нации», коих в Сочи несколько процентов от всего жилого фонда. А то что основная часть населения проживает в панельных хрущевках и высотках на это можно и наплевать…..Об этом как-то ученые не озаботились. Картина-маслом: сильное землетрясение….все новые ж/б высотки рассыпались, а районы из панельных пятиэтажек стоят как новые, цены на новое жилье падают-все бросились скупать старые панельки как самое безопасное жильё….
    На лицо манипуляция сознанием….

  3. Налицо их «озабоченность» заработать на страхе, рассеянном по стране, но с чётким прицелом на денежные карманы.
    Страшно то, что они могут с помощью московских чиновников оседлать тему и монополизировать рынок оказания проектных услуг «новому цвету нации».
    Котлеты достанутся им, ну а мухи — народу…

  4. Витрувий, с чего Вы взяли, что государство озаботилось. Оно становится умным и озабоченным только после случившихся фактов. А в повседневной жизни оно создало такие условмя, что грамотных, честных и принципиальных специалистов нет в надзорных органах государства,(Госархстройнадзор, Госпожнадзор и пр.) как их нет и во власти. В эти службы устраиваются (по другому не выразишься) специалисты по организации финансовых, а не технических вопросов. И проекты, как правило проходят эксертизы за деньги. А сейчас модна поговорка: «За ваши деньги-любой каприз.»

  5. Серафим, а где, в какой отрасли или профессии Вы видите «грамотных, честных и принципиальных специалистов»? И что, «Трансваля» не достаточно как факта?
    Боюсь, что и «любой каприз за ваши деньги» скоро ограничится «Муркой».

  6. Про сейсмостойкость всё сказано очень правильно и довольно поздно, уже понастроили чё, где и как попало. К сожалению, в этой области почти всё решали и решают деньги (взятки) а не мозги. Какие тут к чёрту расчёты, безопасность и архитектура города, когда деньги прут!!! Чем это кончится думать даже вредно. Спитак отдыхает! Остаётся только АВОСЬ. К сказанному хочу добавить, что высотное строительство в Сочи не только очень затратное (если правильно строить) и опасное, но и не нужно. Это курортный город. Всё, что здесь ценно, давно сделано природой. Такой город должен быть уютным и ничего не должно закрывать небо и море. Люди едут сюда отдохнуть, а не деньги делать. Бетонных коробок теперь везде достаточно от них наоборот хочется оторваться, а тут опять эти «офисы». Правильно было бы ограничить высотность жилых, офисных и торговых зданий. В исключительных случаях, индивидуально и очень ответственно подходить к разрешению строительства очень немногочисленных высотных гостиниц и каких-то спец. зданий. Безопасность превыше всего, господа! И надо выработать целостную программу строительства и развития города, именно уютного курортного города, а не тупо подражать урбанизированным мегаполисам. Не дай бог конечно, но мы рискуем вместо природной красоты этих мест, получить бетонный даунтаун с узкими кривыми улочками и возможностью в один момент превратится в глыбы бетона с искорёженной арматурой. Всё серьёзно и пока ещё не поздно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.