Во вторник, 1 сентября 2015 года, в санаторно-курортном комплексе «Сочинский» МО РФ (ранее СЦВС им. Ворошилова) состоялся торжественный запуск фуникулёра, который заработал после капитального ремонта. Теперь к морю и обратно можно проехать в новых комфортабельных вагонах, оснащённых электронной системой.
С 2007 года по техническим причинам фуникулёр не работал, что доставило массу неудобств отдыхающим, приехавшим поправить своё здоровье.
© transphoto.ru/автор:Vladislav Prudnikov 2007 г.
Лишь в сентябре 2012 года специалисты группы компании СКАДО приступили к капитальному ремонту. Ими были выполнены противооползневые мероприятия и реконструирована трасса фуникулёра. В августе 2014 года фуникулёр успешно прошёл тестовые испытания.
Основные параметры:
Длина по склону 374,33 м.
Перепад высот 83, 09 м.
Скорость 5,0 м/с.
Пропускная способность 1000 чел/час.
Вместимость 60 чел.
За всё время работы фуникулёра использовались вагоны трёх типов: с 1934 по 1959 год — производства завода имени Домбаля (Киев), с 1959 по 1985 год — производства Киевского трамвайного вагоноремонтного завода имени Дзержинского, с 1985 года до начала 2000-х гг. — типа ВГД-2 производства Малаховского завода Министерства угольной промышленности СССР.
Сейчас установлен вагончик фуникулёра от швейцарской фирмы CWA, оборудование, монтаж и наладка была проведена другой швейцарской фирмой Garaventa. Общая вместимость 28 сидячих и 32 стоящих пассажира.
По концам фуникулёра расположены платформы для высадки и посадки пассажиров. Посередине имеется разъезд, где расходятся два встречных вагона. Между разъездом и верхней платформой есть пешеходный переход, оборудованный специальной сигнальной системой. Вагоны постоянно находятся под наклоном, поэтому внутри пол сделан ступеньками, благодаря чему люди сидят ровно.
Проезжая пешеходный переход© skk-sochi.ru
Фуникулёр не входит в транспортную систему города Сочи. Он расположен на территории санатория «Сочинский», но благодаря такому транспорту, можно быстро и с удобством добраться до ведомственного пляжа.
Единственное «но»: фуникулёр ходит редко, по расписанию.
Верхняя станция © transphoto.ru/Ale-nov11
С самого начала фуникулёр проектировался и строился как элемент структуры санатория и заработал вместе с открытием здравницы в 1934 году. Проект санаторного комплекса разработал выдающийся советский архитектор Мирон Иванович Мержанов, который в 1929 году взял, да принял участие в конкурсе на проект санатория РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) и на удивление победил. Проект был выполнен в духе 20-х годов в стиле конструктивизма. Над проектом фуникулёра трудились специалисты Харьковского филиала Военпроката.
Санаторий построили на склоне горы Бытха и центральной осью комплекса служила рельсовая трасса фуникулёра. Параллельно железной дороге расположили лестницы с площадками, которые связали террасы партера, разбитого в центральной части комплекса.
Для того времени наличие фуникулёра, который поднимает больных с пляжа к столовой, сделало санаторий популярным среди граждан нашей страны. На протяжении уже более 80 лет фуникулёр продолжает привлекать внимание туристов к санаторию.
В те далёкие годы архитектор, задумывая фуникулёр, сделал его не только главной достопримечательностью сан. Ворошилова, но и города. Долгое время здесь была площадка для туристов, которые фотографировались на фоне чудо-техники.
Сегодня эту территорию от простых граждан огородили высоким забором, хорошо что не каменной стеной.
Фуникулёр в нашей стране недооценённый вид транспорта. В огромной России всего два работающих фуникулёра. Один во Владивостоке (в настоящий момент он находится на ремонте), другой у нас в Сочи в санатории «Сочинский». Поэтому не удивительно, что после капитального ремонта сочинский фуникулёр стал самым современным фуникулёром в нашей стране.
В Сочи есть ещё одна рельсовая трасса фуникулёра. Она находится рядом, на территории бывшего санатория имени Серго Орджоникидзе). Ппостроили её в 1952 году.
С 2010 года рельсовая железная дорога по техническим причинам не работает. Хотя, скорее всего, это связано с закрытием санатория им. С. Орджоникидзе в этом же году.
В далёкие 30-е и 50-е годы прошлого века при проектировании санаториев, молодая страна могла позволить себе проявить заботу о больных и спроектировали фуникулёры. В век высоких технологий забота о народе ушла на задний план.
Фуникулёр — это редкое для России явление, а ведь такой вид транспорта имеет много преимуществ. Он обладает высоким комфортом и идеален для перевозки людей по горному рельефу, имеет длительный срок службы и полностью автоматизирован, способен быть не только транспортным средством, но и городским аттракционом, привлекая туристов.
А пока, поднимаясь по крутым улицам города, остаётся завидовать отдыхающим санатория «Сочинский».
по материалам: skk-sochi.ru, privetsochi.ru
[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]