Андрей КИЗИЛОВ,
сотрудник отдела археологии адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ)
В средневековье Сочи был городищем крупного масштаба для своей эпохи. Естественно, он имел свой культовый и административный центр. Где же мы можем сейчас позиционировать расположение православного храма в эпоху средневековья? Этот вопрос задавали себе многие исследователи древнего Сочи. И каждый раз ответ на вопрос повисал в неизвестности по причине отсутствия объективных точек отсчёта на картах и планах. Точнее говоря – карты и планы были, но не было точки отсчёта, а имеющаяся в литературе информация была ошибочной. К сожалению, информация, которую использовали в книге Ворошилова «История убыхов», была ошибочна. Почему?
В книге говорится, что от всей крепости Александрия остался лишь небольшой фрагмент во дворе бывшей поликлиники на улице Москвина с сохранившейся в ней аркой крепостных ворот (В.И.Ворошилов «История убыхов» стр. 212).
Вот эти то «ворота» и внесли сумятицу и неразбериху в дальнейшие исследования. Мало кто интересовался военной архитектурой того времени, а ведь она была, и по её канонам строились крепости в Крыму и на Кавказе. Оказавшись в Севастополе, я осмотрел Михаиловскую батарею, которая была построена в 1844 году, то есть на шесть лет позже форта Александрия.
© Андрей Кизилов
Приёмы строительства в царской армии были унифицированы и это абсолютный факт. Крепости лишь привязывались своей планировкой к местности, но архитектурные решения были традиционными и выработанными с военным педантизмом. Амбразуры для расположения тяжёлой артиллерии назывались кофрами и имели тоннелеобразную цилиндрическую форму, поскольку на тот период ещё не использовались железобетонные перекрытия и при попадании тяжёлых ядер противника такой тоннель имел максимальную прочность.
© Андрей Кизилов
Во время ремонтных работ внутри поликлиники выяснилось, что ещё один такой же кофр находится в двенадцати метрах от первого в крепостной стене, которую задействовали как фундаментную во время строительства и покрыли штукатуркой изнутри дома. Следовательно, ворота находились не в том месте, где предполагалось все последние годы. Где же были ворота? В глубинах подвалов здания поликлиники, которое было построено в 1911 году, в самом дальнем юго-восточном углу была обнаружена превратная колонна – мощное утолщение стены (рис.4)(В).
Сама же дорога по улице Москвина была построена ещё в XIX веке, и это подтверждает булыжная мостовая, которая находится под полуметровым слоем асфальта, а, следовательно, совпадает с первичной дорогой, которая входила в крепость от пристани.
© Андрей Кизилов
Таким образом, у нас появились точки отсчёта для определения истинной конфигурации форта Александрия.
А теперь давайте вернёмся к самой крепостной стене. На плане крепости стена, идущая на север от ворот, имеет в одном месте небольшой угол, который был обусловлен ландшафтом территории. Этот угол (А) – единственный и на одном из архивных планов напротив него внутри крепости находились указанные развалины древнего храма (С). Сейчас останки крепостной стены разделяет каменная лестница, которая поднимается к храму Архангела Михаила от улицы Войкова. В верхней части лестница огорожена каменным забором, который закрывает просмотр параллельности фрагментов крепостной стены форта. Это препятствие и объясняет факт того, что никто до сих пор не проверял это обстоятельство. При элементарных геометрических измерениях на месте выясняется факт, что фрагменты крепостной стены встречаются на пересечении с каменным забором поликлиники под разными углами. Разница этих углов составляет около двадцати градусов, что соответствует углу на плане крепости 1838 года. Это неопровержимый факт, который может проверить любой желающий с помощью простых приспособлений.
Желая окончательно убедится в отсутствии ошибки моих расчётов, я измерил расстояние между превратной колонной и выявленным углом крепостной стены. Расстояния на плане 1838 года и в нынешней реалии практически совпадают.
Следовательно, развалины древнего храма и нынешнего здания храма архангела Михаила стоят на одном и том же месте. Строители возвели новый храм на фундаменте старого, задействовав его древние останки. Придирчивый читатель может сказать – «да это же всем известно!» Увы, известно лишь следующее:
-
- В 1873 году А.В. Верещагин сообщал, что «От Даховского укрепления теперь остались только полуразрушенные стены, бастионы, казармы и по средине площади круглое здание, без купола и крыши, бывшее прежде церковью».
-
- П.П. Короленко писал, что «Старожил Тар…й рассказывал, что он ещё в молодых летах, прибывши в Сочи около 1870 г. застал в развалившейся крепости круглое в средине стен каменное здание, с обвалившимся верхом, сажня в два в диаметре, похожего по стилю строения на храмы древних церквей, имеющихся во многих местах Черноморского побережья… Все каменные стены, храм и башня были разобраны и из них выстроена церковь, красующаяся и теперь в Сочи.»
- Газета «Кавказ» №89 от 1 (13) августа 1871 г.: «Вечером, наверху, близ дома, была иллюминация; эффектны были очень развалины церкви внутри бывшего укрепления, от которой остались только круглые стены без купола; наверху этого круга были расставлены плошки, придававшие своим светом грандиозный вид этим развалинам. При этом, на просьбу казаков, Его Высочество приказал начальнику округа возбудить вопрос о возобновлении этой церкви, которая, вместе с тем, служила бы и приходской для окрестных поселений, сгруппировавшихся по бассейну р. Сочи и ее окрестностей».
Таким образом. Данные архивов сообщают, что из останков древнего храма была построена нынешняя церковь, но нет никакого упоминания о точном месте, где стояли древние развалины. На данный момент можно с большой степенью точности утверждать, что и сейчас, и более тысячи лет назад прихожане православного храма вершили молитву практически на одном и том же месте. Более того. Полученные результаты могут быть использованы для определения на реальной местности истинного расположения форта Александрия и дальнейших археологических изысканий.
Отдельная благодарность за информацию — Газета «Кавказ» №89 от 1 (13) августа 1871 г. Сайту «Сочивед».