Домой История Значение визуально-графического анализа исторического городского ландшафта при проектировании малых архитектурных форм

Значение визуально-графического анализа исторического городского ландшафта при проектировании малых архитектурных форм

5607
0

В Сочи 5 июня 2014 года прошла научно-практическая конференция, посвященная проблемам экологии и сохранения культурно-исторического наследия г. Сочи. Предлагаем вниманию наших читателей доклад кандидат архитектуры, доцент кафедры «Дизайн» Сочинского государственного университета М.П. Киба о сохранении преемственности развития исторического городского ландшафта.

М. П. Киба

«Значение визуально-графического анализа исторического городского ландшафта при проектировании малых архитектурных форм»

Как известно предметом охраны исторической среды являются, в первую очередь, территориально-пространственная целостность архитектурных и природных комплексов в единстве ландшафтно-визуальных связей. Говоря о достоинствах города-курорта Сочи, следует указать на ландшафтно-визуальное богатство его горных и морских пейзажей. Однако принцип гармонизации ландшафта и архитектуры, как основополагающий при развитии городской среды в Сочи, на данный момент не реализуется. По мнению исследователей, разрушение сложившихся тенденций произошло в 1990-е гг., когда увеличение частной жилой застройки стало угрожать уникальной среде, основанной на слиянии архитектуры с ландшафтом. Однако в процессе смены статуса городской среды города-курорта в Зимнюю олимпийскую столицу преобладание количественного объема строительства над качественным вылилось в увеличение доли высотного строительства. Точечная высотная застройка не предполагала предпроектных исследований с позиций визуально-ландшафтного анализа, что полностью исключило возможность включения новой архитектуры малых архитектурных форм в контекст исторический застройки Сочи.

Новые объекты Олимпийского строительства, коммерческой недвижимости, используют малые архитектурные формы, мало соответствующие восприятию исторического ландшафта. Параметры объемов новых средовых объектов не только игнорируют требования по охране окружающей исторической среды, но и активно разрушают сформировавшиеся визуально-пространственные характеристики.



Рис. 1. Покрытие над новым подземным переходом и павильоны досмотра в зоне видимостипамятника архитектуры.Железнодорожный вокзал в Сочи (арх. А. Н. Душкин, Г. Г. Аквилев, 1952 г.).

Территории современных жилых домов благоустраиваются малыми архитектурными формами, которые отличает разнообразие цветовой гаммы и геометрических форм. При этом, точечная застройка подобных зданий понижает сложившуюся визуальную гармонию исторической среды, так как памятники архитектуры строились совершенно по другим правилам, чем объекты нового строительства.

Увлечённость современной архитектуры метрическим порядком расположения поэтажных членений, большими стеклянными поверхностями, как правило, тёмного цвета, подавляют памятники архитектуры как объекты с насыщенной визуальной информацией, в которой присутствует принцип избыточности. При этом, с учётом региональной специфики и выразившейся в классических принципах организации пространства, эта информация имеет упорядоченный характер воздействия. Эти положительные качества реализовывались двумя способами: визуальной всеохватностью архитектурной композиции здания и сложностью членений фасадов.

«Охватить пространство, познать, как его видеть, — вот где ключ к правильному пониманию задания» ― писал Бруно Дзеви.

Помимо визуального охвата архитектурного объёма, большое значение имело многообразием форм, линий, многоярусность, разноэтажность зданий, малые размеры плоскостей, различные монументальные и декоративные элементы.

Выходом из сложившейся ситуации может стать применение визуально-ландшафтного анализа, который является одним из инструментов градостроительного прогнозирования, позволяющим конкретизировать регламентные требования и ограничения, установленные для той или иной территории. Применение методов визуально-ландшафтного анализа во многих городах России имеет официальный статус в качестве обязательной части подготовки предпроектной (проектной) документации в рамках общей градостроительной политики. История развития этого вопроса в России имеет свои традиции. Так в Москве эти правила действуют с конца 1990-х годов. Образование в 1999 г. Центра визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента в структуре Москомархитектуры связано с реализацией одного из существенных направлений градостроительной охраны исторического облика города и его преемственного развития. В центре внимания оказались зоны охраны, которые предусматривают оптимальное восприятие памятников истории и культуры в структуре градостроительного окружения, сохранение ценных исторических панорам и видов городского ландшафта, путем регулирования не только высотных параметров проектируемых зданий в лучах видимости ценных градоформирующих объектов, но и наполнения этих пространств малыми архитектурными формами. Среди локальных задач следует выделить: определение градостроительного регламента объёмно-планировочных решений объектов строительства и реконструкции на предпроектной стадии; подготовка заключений по визуально-ландшафтному анализу архитектурных и градостроительных решений объектов. Применение новых методов исследований соответствовало установке комплексного характера предпроектных проработок.

В то же время, следует признать, что корректировка параметров малых архитектурных форм на основании выводов визуально-ландшафтного анализа, может проводиться с применением новых методов, к которым относится визуально-графический анализ. Визуально-графические вопросы актуальны при формировании малых архитектурных форм, попадающих в зону оптимального восприятия памятников истории и культуры в структуре градостроительного окружения. Расположение малых архитектурных форм с агрессивной или слабо организованной структурой в зонах оптимального восприятия памятников истории и культуры в структуре градостроительного окружения может привести к нежелательному изменению пропорционального строя, снижению стилистической и образной выразительности средовой ситуации.

Некоторые положения визуально-графического анализа в трактовке студентов кафедры «Дизайн» ФБОУ ВПО Сочинский государственный университет дополняют основные методы проведения визуально-ландшафтного анализа, которые применяются ведущими специализированными организациями. В разработку визуально-графического анализа входят вопросы: стилевого и композиционного построения объёмов, выявление в графическом виде ритмических, светотональных, силуэтных характеристик объекта культурного наследия.


Рис. 2 Визуально-графический анализ памятника архитектуры. Библиотека им. Пушкина, арх. Буткин, 1912 г.

На основе выявленных закономерностей создается композиционная схема (в одном или нескольких вариантах) которая может быть использована в качестве структурной основы для проектирования (подбора уже готовых) малых архитектурных форм.

Убедительность выводов визуально-графического анализа объектов культурного наследия в известной мере зависит от способов экспонирования результирующего зрительного ряда с вставленной в средовую ситуацию проектируемой малой архитектурной формы. При этом следует учитывать, что эти визуально-графические материалы имеют рекомендательный характер и дают только фрагментарное представление о будущей композиционной роли нового объёма в структуре исторического городского ландшафта не только на предпроектной стадии, но и при экспертизе проектной документации. Наиболее фундаментальные предложения, позволявшие включить малые архитектурные в общий контекст того или иного исторического городского ландшафта, может сделать только применение комплексного визуально-ландшафтного анализа, в который визуально-графический анализ может входить как составная часть.

Перерождение исторической композиционно-планировочной структуры Сочи с середины 1990-х гг. привело к сосуществованию и взаимопроникновению нескольких градостроительных систем, которые имеют различные модули малых архитектурных форм. Поэтому задача средового дизайна, на наш взгляд, состоит в поиске индивидуальных принципов проектирования (подбора) малых архитектурных форм, позволяющих говорить о той или иной степени преемственности развития исторического городского ландшафта. Драматургия исторической городской среды во многом определяется системой разновременных визуальных ориентиров, которые могут нести композиционную, информационную, семантическую нагрузку, усложняя и обогащая восприятие образных характеристик территории.

Несколько студенческих работ по графическому исследованию историко-культурного наследия города-курорта Сочи, представленные на Пятой юбилейной выставки «Сочи — гостеприимный город».

img-aso-7620
img-aso-7621
img-aso-7622
img-aso-7624
img-aso-7625
img-aso-7626

«Архитектура Сочи»

источник: opensochi.org

5/5 - (4 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.