На состоявшемся 27 мая 2013 года совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного движения одним из направлений создания высокоскоростных магистралей (ВСМ) было выбрано Центр-Юг. При реализации проекта время в пути из Москвы в Адлер сократиться до 8 часов.
Генеральная проектная организация ОАО «Ленгипротранс» подготовило «Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер», который более наглядно демонстрирует, как будет проложена магистраль.
Стоит отметить, что уже состоялись общественные слушания предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду строительства ВСМ: 30 августа — в Ростове-на-Дону и 4 сентября — в Липецке.
На наш взгляд данный проект содержит несколько недостатков. Во-первых, вызвало удивление количество станций на магистрали, которая позиционируется как высокоскоростная — сложилось ощущение, что вся поездка будет складываться из непрерывных ускорений и торможений. Например, высокоскоростная магистраль TGV из Парижа в Марсель имеет только одну промежуточную станцию в Лионе, при этом время в пути занимает 3 часа.
Во-вторых, сомнительна реальность прохождения ВСМ по существующему участку железной дороги вдоль моря между Туапсе и Адлером, ведь на этот участок помимо существующего железнодорожного сообщения предлагается внедрить не только 57 пар поездов ВСМ в сутки, но и электрички местного значения для разгрузки городской автодорожной сети. Идеальным вариантом была бы прокладка ещё одной жд ветки в предгорьях, а прибрежную оставить для местного электротранспорта.
Если бы еще билеты стоили вменяемо… А то и на простой поезд в купе цены заоблачные нынче.