22 марта 2012 года специалистами НПО «Мостовик» над строящимся вокзалом станции Адлер в один прием установлена единая кровельная конструкция массой 760 тонн. Уникальная операция по подъему металлокаркаса кровли на отметку 30 метров в общей сложности заняла 8 часов.
Каркас кровли – огромная сеть из поперечных и продольных стальных балок. Конструкция размерами в плане 63 на 96 метров имеет сложный профиль: в западной части радиус ее изгиба больше, чем в восточной, что и задает образ морской волны.
На подготовительном этапе каркас был собран на отметке +15-20 метров на коробчатых балках «антресоли» надпутевой части вокзального комплекса на специальном стапеле. В середине марта кровля еще выглядела так:
Следующий этап – подъем и установка кровли в проектное положение.
«Подъем кровли производился по методу Heavy Lifting – «тяжелый подъем». Метод технологически сложен и требует особой подготовки, но, в сравнении с прочими способами монтажа, Heavy Lifting в условиях строительства адлерского вокзала наиболее рационален, экономичен и оперативен, – комментирует начальник проектной лаборатории НПО «Мостовик» Лев Миклашевич, – поэтому единственный вариант – проводить работы непосредственно на конкорсе, в надпутевой части вокзала. Наивысшая точка кровли, согласно проекту, находится на отметке 31,2 метра над железной дорогой. Но вести монтаж на такой высоте – крайне затратно как по времени, так и с точки зрения стоимости. В таком случае мы должны были соорудить настоящий «лес» из временных опор, масса которых была бы сопоставима с массой самого кровельного каркаса. Мы пришли к решению собирать каркас кровли на промежуточной отметке +15,7 метра, где монтажникам удобно работать, а затем поднимать кровлю в один прием и устанавливать в проектное положение».
В подготовительных работах участвовали десятки специалистов НПО «Мостовик» и ЗАО «Институт Гипростроймост»: инженеры, проектировщики, геодезисты, монтажники. Были проведены точные расчеты возможного изменения геометрии 760-тонной конструкции во время подъема, рассчитано, насколько прогнутся под собственным весом фермы и насколько возможно отклонение каркаса относительно вертикальной оси. Смоделировано и учтено поведение конструкции при ветровых нагрузках и вибрации от проходящих железнодорожных составов. С целью минимизации воздействия вибрации на металлокаркас при подъеме, скорость движения проходящих поездов была ограничена до 10 км/час. С учетом суммарного воздействия всех факторов, в том числе неблагоприятных – погрешность отклонения 760-тонной конструкции в плане не должна была превысить 50 миллиметров.
Уникальная технологическая операция подъема кровли была осуществлена с помощью четырех мощных 320-тонных домкратов, установленных на специально смонтированных стальных башнях высотой 34 метров. В четырех точках кровли закреплены высокопрочные стренды, при помощи которых и осуществлялся подъем.
В течение получаса массивный металлокаркас был приподнят над точками опоры в среднем на 40 см. Затем домкраты были остановлены и геодезисты приступили к контрольным измерениям положения конструкции. По окончании мониторинга, который проводился в течение двух часов, специалисты «Мостовика» подтвердили, что гигантская конструкция не подвержена внешним воздействиям и от проектного положения не отклоняется.
По завершению подъема, который занял весь световой день, конструкция кровли была зафиксирована на домкратах и страховочных тягах. На заключительном этапе специалистам «Мостовика» предстоит подвести под нее 31 постоянную опору, после чего выполнить устройство декоративных фасадов вокзала, смонтировать кровельное покрытие и светопрозрачные системы.
Ожидается, что вокзальный комплекс станции Адлер будет введен в эксплуатацию в декабре 2012 года – к этому времени будут полностью завершены все общестроительные и отделочные работы, выполнено устройство сетей и коммуникаций. Новый вокзал примет пассажиров в первом полугодии 2013 года.
по материалам: mostovik.ru