Домой История Книги Архитектура Зимнего театра

Архитектура Зимнего театра

9547
2

О выборе проекта Зимнего театра и его строительстве ранее рассказала заместитель директора Музея истории города Сочи Алла Гусева. Более подробное описание архитектуры главного театра молодого советского курорта можно найти в книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста. Архитектурный очерк» (1950г.).

«Направо расположен театр (арх. К.Н. Чернопятов). Площадка, на которой он выстроен, имеет выдающиеся архитектурно-планировочные достоинства. Ее расположение почти на краю старой городской территории показывает стремление максимально приблизить театр к району нового санаторного строительства. До реконструкции старое шоссе в этом же месте при выходе из города круто поворачивало между последним кварталом города и долиной реки Верещагинки, серпантином спускалось в долину, огибая при этом площадку театра. Сейчас этой петли нет. Проспект идет с северной стороны площадки по прямой линии, проходя тут же на Верещагинский виадук.

Участок театра чрезвычайно близок к морю, хорошо с него виден и как бы утесом нависает над долиной. Направо от театра по самому обрыву берега идет городской бульвар. На ту же площадку выходит вторая продольная улица города — имени Орджоникидзе.

Со стороны проспекта виден задний фасад театра; надо миновать его боковой фасад, пройти вперед, повернуться спиной к морю, и тогда перед зрителем откроется во всей полноте главный фасад здания.


Театр. Архитектор К.Н. Чернопятов. Фасад со стороны моря

Однако не следует думать, что такой обход и невозможность подойти к главному фасаду, а также к основным входам непосредственно с проспекта мешает правильному восприятию внешнего вида театра. Здание со всех сторон окружено колоннадой одного ордера. 90 коринфских колонн, поставленных вокруг двухэтажного прямоугольного корпуса театра, производят с любой стороны впечатление внушительности и размаха, как бы архитектурной щедрости, отражающей в образе здания уважение советской общественности к учреждениям культурного назначения. Со всех сторон видна также высокая часть сценической коробки. Таким образом, откуда бы мы ни посмотрели на театр, основное в нем воспринимается сразу.

Строители театра действительно были поставлены перед сложной по своей противоречивости задачей. В нормальных городских условиях здание следовало бы, не задумываясь, поставить главным фасадом к проспекту. Но в данном случае нельзя было лишить зрителей чудесного вида на море и пренебречь перспективой города с моря. Архитектор разрешил это противоречие устройством колоннады, максимально выравнивающей различные особенности здания. Со стороны главного фасада часть колонн несколько выдвинута вперед в виде широкого портика в восемь колонн, поддерживающего громадный фронтон. Над последним стоят скульптурные фигуры, олицетворяющие живопись, скульптуру и архитектуру. Их живописные очертания значительно обогащают силуэт театра.

Колонны портика расположены в два ряда; они отстоят от стены на два нормальных интервала, благодаря чему перед входом образуется подобие террасы, с которой открывается вид на море и растительность берега. К этой террасе снизу подходит главная лестница значительной ширины, состоящая из 35 ступеней, разделенных на два марша. Лестница ограничена с боков широкими выступами в виде каменных параллелепипедов. Их габариты, а также габариты самой лестницы рассчитаны на то, чтобы использовать входную часть театра в качестве трибун во время праздничных демонстраций, что вполне себя оправдало в процессе эксплоатации здания. Главная терраса центрального портика непосредственно переходит в проходы, имеющиеся за боковыми колоннадами театра, образуя вместе с ними специальное открытое фойе.

Автор архитектурно приспособил театр к местным условиям приморского курорта. Фойе устроено с таким расчетом, чтобы в летнее время было возможно подышать во время антракта свежим благоухающим воздухом юга, прогуляться по галереям, образованным колоннадами, увидеть в рамке колонн ночное небо, зелень на фоне моря, ярко освещенный пароход и т. д.


Театр. Арх. К.Н. Чернопягов. План первого этажа
1 — Главная лестница. 2 — Портик. 3 — Фоне. 4 — Зрительный зал с ложами. 5 — Сцена с карманами. К сцене примыкают (слева направо): 6 — Склад мебели. 7 — Бутафорская. 8 — Реквизит. 9 — Комната для артистов. 10 — Арьер-сцена. 11 — Комната для артистов. 12 — Пожарный пост. 13 — Склад декораций. За сценой помещается вестибюль артистов с коридором, в который входят: 14 — Туалет. 15 — Артистическая уборная. 16 — Комната режиссера. 17 — Комната помощника режиссера и заведующего постановочной частью. 18 — Трансформаторная подстанция и щитовая.

Внутренняя планировка проста и удобна, архитектура интерьеров весьма эффектна. Парадная лестница ведет в просторные фойе, из которых центральное (в два света) имеет внутри высокую колоннаду и сильно остекленную фасадную стену, открывающую вид на море.


Театр. Галерея главного портика. Фойе

Зрительный зал мог бы сделать честь столичному театру. Зал уютен и наряден. Его стена, идущая по полукругу, имеет полуколонны, между которыми заключены высокие арки, обрамляющие ложи. Последние в виде балконов выступают в зал. Еще не выполнена роспись потолка. Его украшает большая люстра с хрустальными подвесками. Драпировка зала золотистого тона, высокое качество отделочных работ, отличная мебель партера и прочие детали дополняют красоту этого выдающегося интерьера.


Театр. Зрительный зал.

Отметим, что до революции единственным закрытым театром для всего сочинского курорта служило здание во дворе старого участка «Кавказской Ривьеры», похожее на бесформенный сарай.»

«Архитектура Сочи»

5/5 - (12 голосов)

2 КОММЕНТАРИИ

  1. […] Зимний театр (Театральная площадь, 2). Памятник архитектуры и градостроительства федерального значения. 1937 г., архитектор К.Н. Чернопятов, консульт. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, скульп. мастерская В.Г. Мухиной. […]

  2. Костя Чернопятов построил шедевр который ровня Исакиевскому собору , а Вера Мухина слепила фигурки как на 3D принтере , а потом Костя тупо работал в сочи и строил домики попроще ? А что он еще построил ? Где фото котлована , где фото установки колонн и всех других 10-20 тонных деталей ???!!!! Что за дичь ? Может ЭТО нашли и потом решили сделать в этом месте курорт для бонз социализма ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.