Анна Сухорукова,
архитектор
В этом топике речь пойдет про неуважительное отношение бизнеса к архитектуре и внешнему облику города Сочи, на примере одного из моих проектов, строительство которого приближается к завершающей стадии.
За свою карьеру я запроектировала достаточно большое количество объектов (большая часть из которых уже построена), но реалии таковы, что некоторые из них я не смогу сфотографировать и опубликовать у себя на сайте или журнале.
А все потому, что не смотря на согласования гл. архитектора и гл. художника, заказчики строят совершенно другие здания, добавляя этажи, превращая частный дом в многоквартирный или упрощая сложную современную архитектуру до горно-сельского примитива, выполняя дешевую отделку которая может и в почете у жителей отдаленных сел, но которая так-же опускает столицу зимних олимпийских игр 2014 года до такого же средневекового уровня. Ну что, архитекторы, сочинцы, никому нет никакого дела? Всех все устраивает? А потом, ходят люди по улицам и говорят: «Ну и уродство тут запроектировал этот (следует вписать фамилию архитектора проекта)».
Но, на самом деле, в большинстве случаев, архитекторы не виноваты в том, что город похож на «Караван-Сарай».
Виноваты в этом алчные заказчики и ленивые работники администрации, которые не следят за тем, чтобы согласованные объекты строились в точности по проекту как это происходит в цивилизованных странах.
С недавних пор наше законодательство не обязывает клиента заказывать авторский надзор при строительстве, когда заказчик частное или юридическое лицо и выходит так, что его почти никто не контролирует. В итоге, в своем портфолио я не показываю фотографии этих объектов так как мне совершенно не хочется иметь к этим постройкам никакого отношения.
Ну а город Сочи выглядит так, как нравится частным лицам без архитектурного образования. Они считают, что раз они владеют землей или могут позволить себе строительство, то это им дает право решать абсолютно все и на всех этапах.
Я уже не расстраиваюсь, когда меняют проекты частных домов. Из опыта — 60% частных домов заказчик пытается изменить в той или иной степени. Очень часто после архитекторов на объект заходят «грамотные дизайнеры», которые уговаривают клиента увеличить или уменьшить внутренние комнаты (это влияет на оконные проемы) или позволяют себе изменять отделку фасадов, поменять ограды балконов с цельных на кованные или на балясины.
Часто, подрядчики «вырабатываются» перед заказчиком, меняют что-то и вроде как экономят и им кажется, что от таких перемен они станут ближе к архитектуре, их дело…..
Это проблема тех, кто будет жить в этих домах. Нравится безвкусица, ну и живите. Окружайте свои личные дома 3-х метровыми заборами никто не увидит, что за ними спрятано, а главное не увижу я и простые жители. Но, вот когда не по проекту строят общественное здание, причем не какой-то ларек на окраине, а торгово-офисный центр в самом центре города, это преступление!
Пару лет назад к нам поступил заказ на реконструкцию кафе «Солнышко» на пересечении ул. Роз — ул. Московская. Кто знаком с городом, тот знает, что это самый центр. Рядом находится центральный рынок (ТЦ \»Александрия\»), реконструкция которого так-же разрабатывалась нашей фирмой. В задании на проектирование была четко прописана допустимая этажность здания = не выше 2-х этажей с эксплуатируемой кровлей (это позволяло заказчику не проходить экспертизу). Нам заказали эскиз и стадию П. Они почти не вникали в вопросы архитектурных решений фасадов, моя идея их сразу устроила, в основном их волновала планировка и скорость получения разрешения на строительство.
Я действительно этому обрадовалась, удалось найти интересное решение. Наша основная концепция заключалась в том, чтобы новое здание гармонично вписалось в окружающую застройку и смотрелось бы целостно в комплексе с ТЦ «Александрия».
Поэтому, я применила подобный способ отделки фасадов и похожее цветовое решение. Основную целостность ансамбля должно было создать сплошное остекление.
И само здание должно было быть небольшим, человечным что-ли….
Отражения города и кипарисов в больших стеклянных проемах должны вызывали ощущения, что ты находишься в центре европейской столицы, где любят свежий воздух, огромные витражи и деревья.
Главными задумками моего проекта были: балкон в форме куба, цветные объемные детали на полукруглой части и конструкция над эксплуатируемой кровлей — круглая пергола с легким полупрозрачным заполнением.
Но, на деле оказалось все совсем иначе.
Сейчас ведется завершающая стадия строительства. Заказчики не заказывали авторский надзор. На строительном заборе висит картинка моего проекта.
Но, в реальности мы видим другую картину — кроме полукруглой формы здания от проекта не осталось ни одной детали. Балкон заложили керамзитовыми блоками, что бы получить большую общую площадь, сплошное остекление поменяли на оконные проемы, которые видимо заполнят дешевыми пластиковыми окнами.
Вместо легкой белоснежной перголы я вижу уродливую примитивную кровлю как на частном доме в селе, под которой намечается уже полноценный 3-й этаж.
Стало
Было
А само здание облицовывается убогим китайским керамогранитом цвета зеленого мрамора, который скорее был бы уместен при внутренней отделке общественного туалета.
У меня возникло очень много вопросов. Что это вообще творится? Это совершенно не то здание, на котором наша фирма ставила свои штампы и росписи.
Ведь если заказчики перезаказали фасады в другой компании, то почему на строительном паспорте объекта висит наш проект, и как вообще главный художник Сочи мог согласовать убогий китайский зеленый «псевдомрамор» и такую убогую кровлю в самом центре города?
А если они строят все-таки по нашим чертежам, то кто дал им право менять планировку, фасады и облицовку на свой «утонченный вкус»?
Я хожу мимо стройки почти каждый день и мне хочется плакать от увиденного, я родилась в Сочи и очень люблю свой город, я хочу что бы он выглядел лучше, мне действительно больно видеть как его разрушают дилетанты, с подачи бездействующих властей.
Сегодня мы направили официальный запрос в администрацию Сочи, посмотрим на результат. У себя в ЖЖ я хочу обратить внимание интернет общественности на тему произвола заказчиков, это не только моя проблема, все архитекторы каждый день сталкиваются с этим, но лично я молчать больше не намерена!
источник: suhorukova-anna.livejournal.com
Бездействие чиновников из госархстройнадзора, приводит к тому, что город постепенно превращается в архитектурную карикатуру.
Архитектор, конечно, может попытаться скрыть, отсутствие элементарного вкуса у инвестора, но неприглядная физиономия быдловатости всё-равно проявится в том или ином образе.
Упустили еще одного персонажа этой драмы — строителей. Похоже подавляющая их часть в Сочи если и может прочитать чертежи, то не может реализовать задумку архитектора (правда стоит отметить, что некоторые «задумки» архитекторов сложно реализовать любым строителям, особенно на бюджет прижимистых заказчиков).
Любой строительный проект «живет» и после начала строительства, просто архитектор оказался исключенным из этой жизни (изменение проекта в процессе реализации).
А кто строителей находит? Тот же самый инвестор. И спросить соответствие проекту может только он, к сожалению.
«…чтобы новое здание гармонично вписалось в окружающую застройку и смотрелось бы целостно в комплексе с ТЦ «Александрия».
…Так отделка фасадов ТЦ «Александрия», то же изначально задумано в другом цветовом решении и висел другой паспорт объекта. В итоге всем все нравится! Все будет красиво- начальника!)))
Паспорт висел такой-же как и построили, там не меняли размеры проемов и отделочные материалы. Красиво уже не будет — так как керамогранит «зеленый мрамор» не имеет ничего общего с задумкой автора…..
Этот случай еще раз подтверждает,что пока в Сочи инвесторы будут диктовать свои условия по удешевлению архитектурных объектов,архитекторы будут нужны им только для получения разрешения на строительство,а потом «хоть трава не расти».Очень обидно за архитектуру нашего города,или он останется убогим и провинциальным,или станет курортной столицей.
Администрация города, включая главного архитектора и главного художника, по Закону не отвечает за ход строительства! Разве что на эмоциональном уровне.
Это вотчина надзорных служб различного уровня.
Мой опыт обращения в эти службы не приносил никакой пользы, а только создавал ещё бОльшие проблемы в отношениях с Застройщиками. Действительно, ведь Застройщику приходилось-таки нести дополнительные затраты!
Но эти затраты всё-таки меньше, чем затраты на исполнение проектных решений. И, к тому же , понятно, что надзорщикам надо платить — они ведь будут принимать объект в эксплуатацию, а архитектору — за что?
Государство выполняет государственный надзор за всем, и, наверное, это правильно.
И только авторский надзор остаётся за авторами, в том числе и архитекторами. Но архитектор не входит в чиновничьи структуры по определению.
Именно поэтому Закон исключил эту функцию архитектора из обязательных!
А в результате «у семи няней дитя без глазу»!
Архитектура без автора — это архитектура без образа! БЕЗОБРАЗНАЯ, стало быть.
А потом ходят высокие чиновничьи комиссии, удивляются результатам совместного творчества, лечат этого кривенького дитятю, назначают ответственных хирургов, чтобы привести всё-таки к «единому архитектурному облику», в котором, что называется, ни сном ни духом.
ЗАКОН — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ НАДЗОР — ПРИЁМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ!
А пока этого в стране и городе нет, Архитектуры не будет! Как, впрочем, и архитекторов…
как не грустно, но все правы. выход только один — добиться ,хотя-бы на уровне местной власти, депутатов ,издать четкие правила застройщикам и определить их ответственность. На государственном уровне это затянется ровно на столько за сколько можно сделать свои дела . Вначале отпускают вора в Англию, а через день объявляют в международный розыск…
Мне понравилось ваше «хотя бы на уровне местной власти».
ОВАНЕС: +1
Автору: Вы сделали эскизник и стадию П. Чего возмущаетесь?
Хотите достоверную реализацию проекта? Делайте РП, РД, авторский надзор. Доказываете свои решения, выбранные отделочные материалы и т.д.
Дальше уже можно в суд подавать, на незаконные изменения в Ваш проект.
Доказывать с пеной у рта, что Вашему произведению нанесен урон.
Например, как Майнхард фон Геркан судится с Немецкими Железными Дорогами из-за того, что те исключили из проекта авторский подвесной потолок.
Ну, а если «заказчику авторский надзор не требуется», тогда смиритесь, что по сути, вы сделали картинки на забор и бумажки под роспись чиновникам.
Сохраняйте спокойствие и берегите свой творческий потенциал до лучших времен. МИР.
«До лучших времён» — где-то я это слышал. Похоже, это мнение многих наших архитекторов, потерявших веру в настоящем.
Может, нам и вовсе не работать, если Заказчик быдловат?
Самое противное в том, что все тычут пальцем в архитектора, будто это он недоглядел, не добился, не доказал.
Мне представляется, что единственно правильная реакция Союза архитекторов — это составить список всех объектов с нарушениями и представить на всеобщее обозрение. Устроить антивыставку с такими объектами и объявить об отказе от авторства!
Вопрос не только к архитекторам: А как Вы думаете, имеет ли объект, построенный недавно за спиной у Выставочного зала, какие-либо достоинства?
«Может, нам и вовсе не работать, если Заказчик быдловат?»
Почему же не работать?
Работа разной бывает, для души, денег, опыта, самореализации и т.д.
К сожалению не всегда присутствуют все компоненты.
Очень жаль, что в этом проекте, архитектор Анна Сухорукова не получила должного удовлетворения 1-го и 4-го компонента.
остается 3-й и, надеюсь, 2-й.
Господа архитекторы,это все хорошо,но делать-то что с этим безобразным бункером? Я просто физически не могу заставить себя пройти мимо этого зеленомраморного сарая! Это уже никак не исправить,это надо СНЕСТИ НЕМЕДЛЕННО и возвести чудо по проекту архитектора Сухоруковой! Что требуется? Организовать народные шествия? Акции гражданского неповиновения? Динамит подвезти? Что делать? Подскажите!!!
Вариант выкупить у владельца и сделать что хочешь не подходит ?
Еще варианты?
Мне как-то весь этот застекленный железобетон не очень нравится. Слишком много его в нашем городе и создается впечатление , что на этом вся современная архитектура и стоит. Посмотрите как изуродовали дома по ул.Навагинской 12 и 16. На так называемый ремонт каждого дома затратили порядка 70 млн. рублей, а вида и так, что бы глаз радовало, абсолютно нет. Всем видно, как вторично( непонятно зачем), застеклили уже застекленные балконы( наверно для усиления парникового эффекта). Дома вообще взяли под стеклянный купол, на фасаде уже есть много лопнувшего стекла. Я считаю, что можно было сделать фасад и по другой технологии, красивее и при наименьших затратах.
К сожалению зачастую это звучит так «гордись тем, что тебя удостоили взглядом «свыше», позволили принимать участие в проектировании такого здания!»….ни заслуженной оплаты, ни красивой архитектуры, ни потерянного здоровья за бессонные ночи.
От архитектора зависит мало сейчас.