Одним из первых советских санаториев, построенных в Сочи еще до начала масштабной реконструкции Сочи-Мацестинского курорта, является санаторий №8, позже получивший название «Горный воздух». Его проект был разработан братьями Леонидом Александровичем и Александром Александровичем Весниными в 1927 году.
В книге Н.Б. Соколова «Сочи-Мацеста (очерк архитектуры)» (1950 г.) представлен план санатория, описание (хотя и не совсем объективное) и фотография того времени.
«…Санаторий «Горный воздух», прежде санаторий № 8 (архитекторы Л. А. и А. А. Веснины). Это также одно из зданий, выстроенных до реконструкции (1931 г.), испытавшее на себе влияние конструктивизма. Идеи конструктивизма, разделявшиеся в тот период авторами проекта, помешали им создать полноценное здание. Только искреннее увлечение задачей и большой опыт зодчих позволили им несколько сгладить недостатки «коробочных» форм здания.
Санаторий построен уступами, нарастающими к углу, обращенному к морю. Нарастание подчеркнуто перголой, сделанной над кровлей у того же угла. Благодаря динамике такого построения подчеркивается значение балконов, которые на этом углу служат продолжением глубокой лоджии и образуют большие площадки, как бы врезанные в тело здания. Энергичная угловая часть вместе с балконами и небольшими лоджиями, свободно расположенными на остальных поверхностях стен, обилие остекления — все это характеризует назначение здания, показывает, что авторы стремились связать его внутренний объем с наружным пространством, с природой. Сравнение этого здания с жилыми и деловыми постройками того же периода отчетливо показывает, что формы данного санатория все же значительно оживленнее и легче.
Его свободная внутренняя планировка создает оптимальные условия для процесса санаторного лечения. Удачное размещение здания на территории позволило максимально использовать прекрасные видовые качества участка, открыв с плоской крыши и балконов широкие панорамы моря и живописных берегов.
Лечебная группа санатория расположена в первом этаже и удобно связана с общим вестибюлем. В ее состав входят: рентген, электросветолечебное отделение, отделение парафинотерапии, лаборатория и аптека. На втором этаже расположен зал лечебной физкультуры.
На четвертом этаже устроен зимний солярий. Он обнесен каркасом с остеклением, пропускающим ультрафиолетовые лучи.»
Наряду с санаторием № 7 А.В. Щусева, санаторий № 8 братьев Весниных упоминается в книге Ричарда Паре «Потерянный авангард: советская модернистская архитектура 1923-1932», где приведена также его фотография 1990-х годов. Уже к этому времени здание претерпело множество переделок, оставив мало общего с первоначальным видом.
Фото из книги Richard Pare. Lost Vanguard: Russian Modernist Architecture 1922-1932
В ходе реорганизаций сочинских санаториев «Горный воздух» становится 8 корпусом санатория «Заря», а после его распада в 1990-х годах становится центром армейской подготовки, который располагается в этом комплексе и сейчас.
Современное состояние (май 2011 г.)
Лекция Ричарда Паре (Richard Pare) «Потерянный авангард» (The Lost Vaguard):
Симпозиум Авангард потерянный и найденный: Советская модернистская архитектура между утратой и сохранением (Vanguard Lost and Found: Soviet Modernist Architecture between Peril and Preservation) в Нью-Йоркском Музее современного искусства. Часть выступлений (плей-лист справа) на русском языке.
Наташа, с интересом прочитал вашу заметку о сочинском санатории «Горный воздух» — 8-й корпус санатория «Заря» — ныне Центр армейской подготовки. Мой интерес связан с тем, что этот санаторий «строил» до войны будущий Герой Советского Союза Е.Е.Есауленко — мой однополчанин по 30-й Иркутско-Пинской дивизии. Конечно, мы служили в разные годы. Есауленко погиб в 1942 году, стал Героем и, как утверждается, в санатории «Горный воздух» ему установлена памятная доска. Сейчас, по вашему утверждению, 8-й корпус санатория «Горный воздух» — это Центр армейской подготовки. Пытался выяснить, что за такой Центр, узнать контакты, но ничего не получилось. Подскажите, сохранилась ли памятная доска Герою Советского Союза В.В.Есауленко. С уважением