Домой Сообщество Имена Наследство Жолтовского

Наследство Жолтовского

6786
3
1980-е

Юрий Львов,
заслуженный архитектор РФ
«Сочи» № 1, 2-8 января 2003 г.

Зодчий, мыслитель, учитель — он оставил неизгладимый след в истории нашего города.

Академик архитектуры Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959) оставил в Сочи всего три сооружения, но каждое из них неповторимо. И знаменитый Дом уполномоченного ВЦИК, ныне Художественный музей, и уникальный белокаменный мост на Ривьере, и маленькое здание насосной станции в районе Новой Мацесты прошли самую строгую из проверок — суд времени. Созданные в середине 30-х годов, они стали образцом высокого профессионального мастерства, прекрасно сочетаются с окружающей природой. Эти памятники архитектуры — поистине наш золотой фонд.

Дом Уполномоченного ВЦИК

Эскиз
1950-е
1980-е

2009 г.

Ривьерский мост

1930-е
1990-е
2000-е

Насосная станция на Новой Мацесте

Позже, в 1947 году, Жолтовский участвовал в работе по планировке центра Сочи. По его варианту центральный городской ансамбль предлагалось формировать на Курортном проспекте, включив в него Дом уполномоченного, с развитием от моря к горе Батарейке, где был уже заложен Нагорный парк. Увы, парк ныне уничтожен, а облик любимого нашего города претерпевает необратимые изменения.

Но память о патриархе нетленна. Иван Владиславович Жолтовский — мастер выдающийся, с мировой известностью. За семь десятилетий своей творческой деятельности он внес огромный вклад в развитие зодчества как проектирующий и строящий ахитектор, как теоретик и как замечательный педагог — воспитатель нескольких поколений архитекторов.

С 1898 года, закончив Петербургскую академию художеств, он всю дальнейшую жизнь работает в Москве. Им были спроектированы и построены выразительные городские дома и подмосковные усадьбы, в том числе особняк на Спиридоновке и здание Скакового общества на Беговой улице, получившие широкую известность. Уже в 1909 году Ивану Владиславовичу присвоили звание академика архитектуры.

Жолтовский был глубоким знатоком и убежденным пропагандистом творческого использования принципов классической архитектуры античности и итальянского Возрождения, а также древнерусского зодчества. Это он перевел на русский язык «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио — труд, без которого немыслимо овладевать основами профессии. В результате изучения классики Иван Владиславович разработал свою систему пропорции здании, основанную на отношениях «золотого сечения».

В 20-30-е годы Жолтовский возглавлял работу над составлением проекта планировки «Новой Москвы», проектировал ансамбль первой Сельскохозяйственной выставки, здание Госбанка, жилой дом на Моховой, участвовал в международном конкурсе на проект Дворца Советов, который был отмечен высшей премией. Тогда же, в зените своей славы, он занимался проектированием и строительством на бурно развивавшемся курорте Сочи-Мацеста. Замечательные создания Жолтовского украсили столицу и другие города страны и в 40-50-е годы.

Трудно переоценить его неустанную педагогическую и воспитательную работу. Влияние мастера на творческую молодежь было очень большим. И мне, совсем еще молодому архитектору, посчастливилось общаться с великим зодчим. В 1954 году я несколько часов провел у него дома в рабочем кабинете, затаив дыхание слушал Учителя. Поражался его человеческому обаянию, высочайшей культуре, доброте, отеческому вниманию.

То воздействие, какое он оказал на мою дальнейшую работу, я ощущаю и до сих пор.

P.S. В своей статье Юрий Владимирович не упомянул еще одно сочинское здание, построенное по проекту И.В. Жолтовского — больницу моряков.

«Архитектура Сочи»

4.7/5 - (8 голосов)

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.