Домой Транспорт Порты и марины Концепция Яхт-Марины в районе п. Витязево близ Анапы

Концепция Яхт-Марины в районе п. Витязево близ Анапы

1954
0

На XIII Международном инвестиционном форуме в очередной раз был представлен макет Концепции развития яхтенных марин Черноморского побережья.  Уже несколько лет краевые власти уделяют большое внимание формированию яхтенной инфраструктуры на Черноморском побережье. Концепция была представлена ещё на XI Международном инвестиционном форуме в 2012 году. Тогда же был проведён круглый стол на тему «Международный опыт формирования яхтенной структуры. Создание системы яхтинга в России».

В 2014 году общее количество оборудованных мест для стоянки яхт превысило 1300, в том числе в Сочи введено в эксплуатацию 2 яхтенные общей вместимостью около 250 мест. К 2015 году общая вместимость достигнет — 1510 мест.

В соответствии с уточнённой схемой расположения марин на Черноморском побережье Краснодарского края предусмотрено 12 марин ( 4 базовых и 8 гостевых).

Первый этап (до 2015 года) — это строительство четырёх базовых (г. Анапа-ст. Благовещенская, г. Новороссийск-Алексино, г. Сочи — Морской порт и Имеретинский).

Второй этап (до 2020 года) — это строительство восьми гостевых (г. Анапа- Высокий берег, п.Большой Утриш, г. Геленджик — п. Кабардинка, р-н Тонкий мыс, п. Криница, Туапсинский район — п. Лермонтово, п. Небуг, г. Сочи — п. и Зубова щель.)

Алексей Николаевич Котлячков предлагает создать Яхт-Марину (ЯМ) в районе п. Витязево, Анапского района, Краснодарского края.

В основу выбора участка легли следующие факторы:

  1. Географические особенности места. Посёлок Витязево, выгодно расположен вблизи районного центра – г-к. Анапа (17 км), Аэропорта «Витязево» (7 км), ж/д станции «Анапа» (11 км), федеральной трассы М-25 (Новороссийск-Керченский пролив), Р-252 (Краснодар-Анапа). На морском пути следования из Азовского в Черное море. Здесь течение Керченского пролива заметно ослабевает. Данный фактор имеет большее значение в вопросе выбора места между вариантами – ЯМ в ст. Благовещенская в пользу выбора ЯМ в п. Витязево.
  2. Топографические. Песчаная коса имеет протяженность более 17 км. Ширину ок. 1 км. Большая площадь лимана. Он защищен от морских штормов естественным образованием – песчаной косой. Песчаное дно акватории Черного моря. Наличие естественных проток из моря в лиман. Наличие в грунтах лимана глинистых отложений , которые могут быть использованы как связующее в составе укрепления рельефа.
  3. Инфраструктурные. Примыкает непосредственно к п. Витязево. Пр. Южный логично может быть продолжен в главный проезд к ЯМ. Наличие централизованных электрических и газовых сетей. Минусом является неразвитость очистных сооружений.
  4. Социальные. Витязево является излюбленным курортом, местом отдыха, туризма и разных спортивно-развлекательных направлений, местом грязелечения. Данная территория позволяет реализовать не только задачи ЯМ и ЯК, но и создать условия для ведения с сохранения ландшафтного парка. Объект даст развитие поселков и территорий, примыкающих к лиману. Появляется возможность основания материальной базы общественных организаций типа «ВОСВОД», морской школы. Создаются новые рабочие места.
  5. Экологические. Реализация ЯМ возможна без глобальных изменений ландшафта. Сложившиеся и существующие аспекты экологии не получат существенных преобразований. Негативные факторы, как раз будут устранены.
  6. Коммерческие. Отсутствие поблизости причальных объектов. Ближайший морской порт — в Анапе.

Витязевский лиман — в недавнем прошлом соединялся с морем двумя протоками — «Большая» и «Малая прорва». Лиман имеет треугольную форму и приблизительные размеры 16,5 х 13,5 х 7,5 км. и представляет собой закрытый бессточно-солёный водоём. Максимальная глубина лимана около 2 метров. Вокруг лимана расположены населённые пункты: Витязево, Песчаный, Kапустин, Виноградный, Суворов-Черкесский, Благовещенская.

Состояние территории:
Как это часто бывает, территория не имеющая «хозяина» пребывает в депрессивном состоянии. Силами местных жителей периодически осуществляется уборка мусора. Предпринимаются попытки установки санитарных постов и мониторинг состояния. Уровень воды в лимане ежегодно снижается. Наполнение происходит в основном за счет сезонных осадков. Важным деструктивным фактором является и отсутствие связи с морем. Лиман не обновляется морем, берега зарастают камышом, бактерицидный слой пилоида истощается. Сказывается и влияние неочищенных фекальных сбросов прилежащих населенных пунктов. Все эти факторы приводят к постепенной деградации территории.

Чтобы реализовать проект необходимо преодолеть проблемные факторы. По мнению Котлячкова это прежде всего:

  1. Отсутствие структурной системы проектирования таких объектов как ЯМ. На настоящий момент не сложилась применяемая терминология таких объектов. Имеются действующие нормы и правила, стандарты (ГОСТы) по портовым сооружениям. Поскольку эти документы достались с советского времени, их специфика все-таки имеет промышленное значение, и в подходе к решению проектных задач по ЯМ могут быть использованы только в незначительной части.
  2. Правовые аспекты землепользования. Статусы земель.
  3. Административный импотенциал чиновников.
  • Автор проекта отказывается от стандартного решения из-за больших объемов работ и предлагает нестандартный способ решения:
    1. Воспользоваться естественным состоянием среды. Лиман уже является защищенной акваторией. Достаточно восстановить к нему доступ, т.е восстановить протоку.
    2. Организовать желающих пользоваться стоянкой для лодок и маломерных судов в общественную организацию. Воспользоваться правами общественной организации для реализации права пользования. Действия данной организации открыты, общедоступны, публичны, и не ущемляют права других граждан (к примеру береговая линия и общественные остаются в свободном доступе.)
    3. Восстановить экологически важные аспекты существования лимана. Это решается опять же путем восстановления главной и второстепенных проток. Организацией контроля образования бытовых и прочих отходов, мероприятий по ограничения попадания ГСМ в почву, прочих экологическим мероприятий

    Планировочное решение.
    Основу планировочного решения составляет естественным образом сложившийся ландшафт. Главная стояночная площадка располагается в акватории лимана. Между морем и лиманом проходит песчаная коса (Витязевская коса), которая является естественным защитным барьером от морских волнений. Таким образом главная протока, соединяющая море с лиманом («Большая прорва») и малая протока – служат судовым проходом в акваторию лимана. В лимане, также имеется естественный намыв песка в виде косы, который очень удобно огораживает некоторую водную поверхность. Искусственное соединение Витязевской косы с косой в лимане позволяет создать протяженную линия берегового подъезда. Площадь обозначенной таким образом водной поверхности достаточная для организации пирсов, выделения маневровой зоны. Кроме того, на самой Витязевской косе есть заросшие камышом каналы и протоки, что говорит об устоявшемся топологическом прообразе дополнительных стояночных мест. На входе в лиман предусмотрен отдельный пролив для выхода на основную акваторию лимана. Этот пролив служит также для прохода рыбы на нерест. Основную часть территории косы, от границ п. Витязево до главной протоки предполагается оставить для ландшафтного или природного парка. По юго-восточной границе участка предполагается организовать свободный доступ на пляж.

    sochi-6958

    Описание Яхт-Марины (ЯМ)
    ЯМ морская, всесезонная. Размещается в естественной защищенной акватории лимана. Расстояние до береговой полосы порядка 1300 м. Стояночные места с индивидуальными эллингами -40%.(48ст.), гостевые стоянки 20% (24 ст.), остальные 40% (48 ст.).

    Предусматривается локальная система раздельного сбора жидких отходов (ГСМ-сливной танкер, фекал-БОС). Общая сеть электроснабжения, с индивидуальными приборами учета электроэнергии. Возможна установка автономных систем энергоснабжения. Предусмотрен общественный слип. На территории Яхт-Марин предполагается размещение административно-бытового корпуса с помещениями общего пользования – туалет, душ, кают-компания, ремонтный бокс, склад оборудования и инвентаря. Отдельно располагается помещение яхт-клуба. Возможно размещение мини-гостиницы на 10 номеров.

    Основные действия в подготовительном этапе.

    1. Проведение экологического, гидрологического, ихтиологического исследований, на предмет выявления граничных параметров воздействия на среду.
    2. Проведение маркетингового исследования на предмет определения класса ЯМ. Определение необходимого и возможного уровня сервиса.
    3. Сбор данных для проектирования. Характеристики грунтов, годовые ветровые показатели, потребности в сетевых ресурсах, и пр.
    4. Формирование инвестиционного предложения. Бизнес-план.
    5. Формирование проектного задания.

     

    Технические объекты комплекса ЯМ на начальном этапе.

    Укрепленное русло главной протоки шириной не менее 24м.

    1. Выносной мол в акваторию Черного моря (до судоходной глубины), с маяком.
    2. Малая стоянка с индивидуальными эллингами на 120 мест.
    3. Малый водоем со слипом для маломерных лодок.
    4. Материальная база «ВОСВОД»
    5. Пост экологического наблюдения
    6. Понтонная переправа.

    Показатели по проектному предложению.
    Площадь защищенной акватории (конечная) 46,4 га
    Площадь освоения на 1 этапе 83190 кв.м (8,3 Га)
    Средняя глубина акватории 3 м
    Средняя глубина ходового фарватера 4 м
    Ширина/глубина/ длина главной протоки 24/3/1380 м
    Малая стоянка 120 мест
    Удельная площадь (обеспеченность судна) 184 кв./место*
    Площадь малой стоянки 22080 кв.м(2,2 Га)
    Объем земляных работ 124787 куб.м
    Срок реализации 1 эт. 9 мес.

    Технологические особенности производства работ.
    Главные технологические работы:

    1. Прочистка существующего русла протоки.
    2. Укрепление откосов.
    3. Намыв входного мола и его укрепление.
    4. Углубление дна лимана на площади большой стоянки (стоянка А)
    5. Устройство причальных стен
    6. Устройство пирсов.
    7. Прокладка сетей.
    8. Устройство проездов.
    9. Благоустройство территорий общего пользования.
    10. Строительство зданий и сооружений .

    Основные земляные работы придется проводить в уровне стояния морских и лиманных вод, поэтому целесообразно применить технику гидровымывания. Таким образом применение земснарядов имеет решающее значение. При разработке ППР, технологических разделов, нужно будет кроме всего прочего определить необходимую производительность. Имеются также технические и экономические ограничения по эффективной организации процесса. Так у земснарядов имеется экономически целесообразный радиус рабочей зоны (размер захвата, глубина захвата), и расстояние перемещения грунта. Так для прочистки протоки предполагается использовать 2 земснаряда по схеме .

    На данной схеме предлагается решение по укреплению откосов. Угол наклона откосов, параметры плит пригруза и прочие данные могут быть установлены при рабочем проектировании. Кроме того предлагается использовать глинистые отложения лимана как связующего. Иловые слои лимана могут быть использованы в решении укрепления откосов биологическими методами. Имеется ввиду, применение, решений на основе природного свойства камышовых растений укреплять грунты. В свайных конструкциях предлагается использовать пластиковые гильзы с наполнением сульфатостойким бетоном, возможно с армированием пластиковой арматурой. Для бетонных сооружений будет необходим подбор специального состава.

    Эксплуатация и развитие
    Эксплуатация комплекса предполагается в течение не менее 100 лет, в том числе до капитального ремонта не менее 50 лет. Исходя из этой задачи проектируется каждый отдельный объект, являющийся составной частью комплекса, за исключением временных сезонных построек, если таковые будут предусмотрены. В первые годы эксплуатации необходимо разработать планы капитальных и текущих ремонтов объектов с учетом опыта эксплуатации комплекса в реальных условиях. В процессе эксплуатации будет проводиться постоянный мониторинг наиболее актуальных технологических решений в областях безопасности, улучшения качества жизни, охраны природы, водных ресурсов. В дальнейшем возможно расширение комплекса, его модернизация, создание объектов для освоения дополнительных функций.

    В результате реализации проекта ЯМ, п. Витязево получит уникальный объект. Он станет примером декларированных принципов рационального земле- и водопользования. Сочетание экологических ЯМ будет являться градообразующим объектом, который позволит обеспечить улучшение качества жизни местного населения поселка за счет создания рабочих мест и модернизации инфраструктуры поселка. Реализация проекта позволит повысить инвестиционную привлекательность как данного района, так и региона в целом, даст импульс развитию спорта и туризма, новых видов активного отдыха. Кроме того, территория позволяет интегрировать задачи охраны окружающей среды, баланс экосистемы море-лиман, функций смежных служб, таких как МЧС, метеонаблюдения. Социальные аспекты яхтенной сферы жизни найдут воплощение в поддержке иных общественных движений, таких как ВОСВОД, казачество, воспитание молодежи. Инфраструктурная часть проекта предусматривает создание объектов для хранения, обслуживания и заправки судов, обеспечения судов водой и электроэнергией на время стоянки, пост паспортного контроля. Вертолетная площадка и метеорологическая станция. Оперативный спасательный центр МЧС.

    «Архитектура Сочи»

Концепция Яхт-Марины в районе п. Витязево близ Анапы
5 3 чел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.