Домой Город Развитие Три градостроительные парадигмы в истории Сочи

Три градостроительные парадигмы в истории Сочи

3280
0

Изначально нами задумывалось провести только блиц-интервью с архитекторами, гостями фестиваля «Эко-берег Сочи-2012» на тему: «Что вы думает о Сочи, как архитектор?» Разговор с Юрием Виссарионовым получился несколько шире предложенных рамок.

Дело в том, что сразу после окончании вуза Юрий Геннадьевич работал в сочинском институте «Южгипрокоммунстрой» в мастерской И.В. Ярошевского и знаком с городом, что называется, «изнутри». Тем интересней его рассуждения о парадигме развития Сочи на протяжении его истории в контексте мировых градостроительных тенденций. В данную статью вошли мысли, высказанные Ю.Г. Виссарионовым не только в личной беседе, но и на мастер-классе, проведенном в рамках архитектурного фестиваля.

«Есть два впечатления о Сочи. Знаете, как есть реки с двумя течениями, которые никогда не смешиваются. Я долго думал: почему так? Пытался их размешать-помешать, но не получается. Одно впечатление — позитивное, а есть параллельно текущее негативное.

Из позитива, конечно, очень радует, что Сочи в очередной раз возрождается.

Любой город связан с политикой, обществом и Сочи не исключение. Возрождение города в его истории было, примерно, раза три. Первое — это сталинский толчок, который был очень сильный. Формировался город-миф, город-легенда, город-сказка. Миф вообще в плане создания идеального города — города счастливой жизни, города-пропаганды, города идеального будущего, города-сада. Это была сталинская парадигма: чуть-чуть дворцов здоровья и много природы. Это был правильный формат, как показало время. И этот формат остается в международной курортной практике (например, Ницца) и до сих пор всеми любим. Абсолютно безошибочен, абсолютно самодостаточен и проверен временем.

Второй формат — это брежневский, когда повсеместно внедрялась корбюзианская модель, так хорошо «упавшая» на наши планировочные нормы. По этой модели также строили город-сад, но уже корбюзианский город, то есть когда высотные здания растворены в парке, но уже в человеческой обработке. Теория была великолепная, но нужно сказать, что в Сочи и практика была отличная. И эта парадигма существовала вообще до недавнего времени (до 1980-1990-х гг.) во всем мире и еще остаточно существует до сих пор. Но сейчас она уходит и на смену приходит новая градостроительная парадигма — кластерная система, то есть возврат к приватности пространства дворов, улиц и вообще человеческой жизни.

Человечество произвело много революций, в том числе материалистическую, и в последнее время пришло к выводу, что все-таки лучше развиваться менее болезненно и интенсивно. Поэтому возникает новая парадигма и на первый план выходят человеческие ценности.

Сегодня около 80% населения земли живет в больших городах — это урбанистика со своими плюсами и минусами. Самый большой плюс — приобретение комфортной жизни, а минусы — это то, что мы теряем. Мы потеряли здоровье, природу, чистоту воздуха и воды. В Сочи, к сожалению, тоже стало это ощущаться. Значит пришел третий период развития курорта, так называемый кластерный период.

Пока это некое такое состояние переходного типа от корбюзианской модели к новому. Какого-то кластерного структурирования мы здесь не видим, еще не родилось. Я боюсь, что пока этот период безвременья тянется от одной градостроительной парадигме к другой, можно наломать достаточно много дров. Что, собственно, и происходит. Дело в том, что нужно в первую очередь структурировать отношение не только власть имущих, и не столько, а отношение скорее всего капитала, потому что сейчас капитал — это реальная власть. Власть с властью, власть с деньгами, деньги с властью — все это в одном ключе работает на бизнес, бизнес работает на архитектуру, архитектура работает на человека. Правильнее все-таки иметь гуманную составляющую, некую гуманную стратегию по отношению именно к курортному месту, потому что тут есть своя специфика. Эта стратегия пока не сложилась. Это очевидно. Не только в Сочи, но и на олимпийских объектах, увы, к сожалению.

На олимпийских объектах заложено именно отношение к олимпиаде, как лакмусовая бумажка. Оно неким образом отражается и в отношении к городу. Если нет четкой позиции, нет и правильной архитектуры. При посещении Олимпийского парка я был поражен лунным пейзажем этой олимпиады. Летающая тарелка, которая нарисовалась.


© sc-os.ru

Я думаю, что в будущем, если что-то не изменится в мозгах не только архитекторов, но и власть имущих и бизнеса, то мы сами все испортим.

Есть, конечно, момент вины и архитектора. Архитекторы тоже люди, они меняют свои решения. Много заблуждений искренних и не искренних. В результате мне бы очень не хотелось, чтобы Сочи превратился в марсианский пейзаж с какими-то лунными приземлениями. А пока все так к этому и идет, потому что масштаб нарушен. Масштаб и плотность застройки не контролирует никто. Нет картины в целом, нет даже транспортного понимания. Вообще это самая тяжелая и показательная составляющая. Транспортный коллапс наступает, когда запущено градостроительное планирование.

Я думаю, и это общеизвестная мировая практика, что невозможно решить транспортные проблемы путем развития инфраструктуры для личного транспорта. Транспортная проблема во всем мире решается общественным транспортом. В Сочи это могло быть скоростной трамвай и весьма безболезненно на мой взгляд, так это 100% линейный город. Это стоит не таких больших денег, как один тоннель в Красную Поляну. Некий такой вариант надземного метро комплексно с общеизвестными запретительными мерами (например, перехватывающих парковок, о которых говорил мэр). Я думаю, что проблема перевозки курортников в летний период была бы решена. Но дело в том, что не продумана стратегия общественного транспорта.

Приезжает человек на курорт. Он без машины. И более того, он приезжает уставший от урбанизации. Ему хочется попасть в место, где было бы иное качество жизни, природа. Я не имею в виду экстремальный отдых, а общественный, массовый. Ведь Сочи изначально создавался для массового отдыха. Сначала массового мифического отдыха, потом массового практического. И сейчас это массовый отдых. Ни в коем случае не элитный. Это было бы смешно. Массовый отдых, рассчитанный на среднего потребителя и средне комфортное состояние. Не надо делать никакого Монако, никакого Лос-Анджелеса. Человек приезжает сюда в первую очередь ради моря, потом ради природы и в третьих только ради комфорта.

Первое впечатление не специалиста вообще: зачем тут тратятся огромные деньги на то, чтобы убить природу. Наблюдается полное отсутствие  философского, творческого взгляда на город, что приводит к ошибкам. Я не хочу сказать, что город полностью испорчен. Надежда еще есть. Надо просто действовать немедленно. Одна надежда, что олимпиада пройдет, в 2013 году будет мораторий, стройка прекратиться. Будет некое строительное затишье и восстановление разрушенного хозяйства.

Хотя я слышал из уст главы администрации сведения о жизненно важных процесах, которые произошли. Не все так плохо. Здесь очень много сделано для развития инфраструктуры городской администрацией, для проживания местных жителей: сады, школы. Это говорит только о том, что люди понимают, что они живут в этом городе. Главное — это жить, а не выживать.

Сколько ни говорили о городе,  всегда затрагивали будущее. Город Сочи всегда был спроецирован в будущее.  При Брежневе, если помнят сочинцы, везде висели  такие лозунги: Сочи — город социалистического (или коммунистического) будущего! Сегодня это город капиталистического будущего, которое начинается уже сегодня со всеми плюсами его и минусами. Больше всего в глаза бросаются минусы и сразу начинаешь думать, а можно вообще это исправить?

У меня был очень пессимистичный настрой, но после поездки по морю вдоль берега я понял, что город еще не потерян. Да, он застроен плотно, но совсем немного и только в двух местах: Адлере и центре Сочи. Олимпиада всего на 2 недели. Это смешно по отношению к вечности существования этого города. Жизнь не начиналась и не заканчивается этой олимпиадой. Сочи всегда был городом будущего, надеюсь, это будущее у Сочи еще будет.»

5/5 - (2 голоса)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.