Домой Город Общественный градсовет Предложения Общественного градостроительного совета по системе управления отходами

Предложения Общественного градостроительного совета по системе управления отходами

1437
0

Интегрированная система управления (ИСУ) ТБО широко применяется в зарубежной практике. Все развитые страны мира пришли к заключению о необходимости усиления государственного регулирования в области сбора и переработки отходов и о том, что ответственность за управление отходами должна быть сконцентрирована на национальном уровне. В структуре государственного аппарата стран ЕС имеются специально уполномоченные для этого органы.

Осознавая необходимость решения «мусорной проблемы» города-курорта, специалистами Общественного градостроительного совета были подготовлены предложения по основным проблемным тезисам с приведением примеров из европейской и мировой практики.

Например, в результате реализации кратко-, средне- и долгосрочных программ интегрированных систем управления ТБО в Барселоне (которая считается чуть ли не эталонным в качестве примера благотворного влияния Олимпийских игр на развитие города) в 2006 г.:

  • объемы переработки отходов по сравнению с 1998 г. увеличились в 2 раза,
  • компостирования – в 5 раз,
  • сжигания – на 5 %,
  • объемы захоронения на полигонах уменьшились в 7 раз.

Проблемы, с которыми сталкивается реализация системы управления отходами в России:

  • тормозом для продвижения ИСУ ТБО являются волюнтаристские решения, принимаемые без анализа конкурирующих вариантов и их эколого-экономических и социальных последствий.
  • Активное сопротивление любым современным методам управления отходами оказывает и «мусорная мафия», ведь теневой оборот «мусорных денег» составляет порядка одного миллиарда долларов в год!
  • Вопросы организации сбора и переработки отходов остаются фактически «бесхозными», поскольку не входят в перечень полномочий ни одного из федеральных ведомств: Ростехнадзор, в соответствии со своим Положением, контролирует только негативное воздействие отходов на окружающую среду, а органы местного самоуправления, на которые в законодательном порядке возложена вся ответственность за организацию сбора и переработки отходов, не в состоянии решить эту задачу в отношении «нерентабельных» отходов.

Тезис: Необходимо реформирование системы государственного регулирования в области управления отходами с учетом передового мирового опыта.

ТРИ ПРИНЦИПА УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ В ЕС

  1. Предотвращение образование отходов: ключевой фактор в любой стратегии управления отходами. Если станет возможным уменьшить количество производимых отходов и снизить их токсичность за счет сокращения опасных составляющих в конечном продукте, то утилизация отходов автоматически станет более простой. Предотвращение образования отходов тесно связано с усовершенствованием технологий производства и воздействием на потребителей, которые должны требовать более экологически безопасную продукцию с меньшим количеством упаковки.
  2. Переработка и повторное использование: если образование отходов нельзя предотвратить, то следует использовать как можно больше материалов повторно, предпочтительно путем вторичной переработки. Европейская Комиссия определила несколько специфических «потоков отходов», которым следует уделить особое внимание с целью снижения их общего негативного экологического влияния. Они включают: отходы упаковки, вышедшие из строя транспортные средства, батарейки, электрические и электронные отходы. Сегодня ЕС требует от стран-членов принимать законодательные акты по сбору отходов, их повторному использованию, переработке и утилизации. Несколько стран ЕС уже перерабатывают вторично до 50% отходов упаковки.
  3. Усовершенствование технологий окончательной утилизации и мониторинга: где возможно, отходы, которые не могут быть использованы повторно или переработаны, должны быть сожжены; захоронение на полигонах должно применяться как последняя из возможных альтернатив. Оба этих метода нуждаются в тщательном контроле из-за своей потенциальной опасности для окружающей среды.

Основные технологические решения по управлению отходами

Предложения по разработке Программы экологической безопасности по разделу ИСУ, в целях реализации бесполигонной технологии.

Разработка должна содержать Задание на проектирование, варианты технологических решений, социально-экологическое и технико-экономическое обоснование, схему территориального планирования для территорий рекультивируемых объектов складирования ТБО:

  • какие группы (виды, классы, категории, сектора) отходов могут являться объектами ИСУ;
  • какими критериями следует руководствоваться, решая вопрос о переходе к ИСУ;
  • будет ли ИСУ охватывать одну или несколько групп отходов, будет ли она внутривидовой или межвидовой;
  • каков масштаб тех эколого-экономических, социальных и территориальных систем, в рамках которых ИСУ оказывается оправданной с позиций достижения ее целей;
  • каким набором инструментов планирования, реализации ИСУ и оценки ее результатов располагают современные наука и практика.

Тезис: Необходимы решения, минимизирующие ущерб для экологии и городского хозяйства от негативных последствий некомпетентных решений чиновников.

Предложения:

  1. Провести независимую аудиторскую проверку с привлечением специалистов Счетной палаты РФ
    а) результатов выполнения чиновниками Администрации города Сочи Генерального плана развития города-курорта Сочи и Генеральной схемы очистки города Сочи ;
    б) результатов выполнения обязательств компании «БазЭл» перед городом Сочи в части строительства полигона ТБО, мусороперерабатывающих заводов и очистки города от ТБО;
    в) результатов хозяйственной деятельности, затрат и распределения прибыли ОАО «Сочинский мусороперерабатывающий комплекс» и ОАО «Специализированное хозяйство по очистке города» Сочи, в которых в качестве основного акционера участвует Администрация города Сочи.
  2. Результаты аудиторской проверки через средства массовой информации довести до населения города.
  3. При выявлении фактов бездеятельности, халатности и злоупотреблений чиновников привлечь виновных к ответственности.
  4. В кратчайшие сроки с обязательным широким участием независимых специалистов, экологической общественности и жителей города пересмотреть (актуализировать) основные положения Генеральной схемы очистки Сочи.
  5. Принять срочную и действенную программу по выполнению Генеральной схемы очистки Сочи, предусматривающую обязательный общественный контроль за деятельностью чиновников Администрации города.

Тезис: Город Сочи не способен и не должен за свой небольшой муниципальный бюджет решать проблемы, возникшие из-за функционирования на его территории федерального курорта, федеральных структур, а тем более, олимпийского строительства.

Предложение:
Проблемы рекультивации свалок и утилизации ТБО, в соответствии с федеральной программой развития Сочи как горно-климатического и бальнеологического курорта федерального значения, необходимо решать по федеральным программам за счет средств федерального бюджета.

Строительный мусор и загрязненные тяжелыми металлами отвалы грунта, образовавшиеся в результате олимпийского строительства необходимо вывезти на специализированные и лицензированные соответствующие полигоны, за границы округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.

Тезис: Население категорически возражает и борется против попыток администрации Сочи создать на территории курорта новые свалки ТБО. Наступает конфликт интересов города и жителей отдельных курортных поселков. Необходимо решить проблему путем вывоза ТБО с территории федерального города- курорта и, одновременно, искать решения, сокращающие образование потоков ТБО в городе на 40-50 %.

Предложения: 
Вывоз ТБО с территории федерального города-курорта на полигоны ТБО, размещенные на территории Краснодарского края, либо с привлечением иностранных фирм-подрядчиков за территорию РФ. Разработать и принять на федеральном (краевом) уровне законодательные положения, повышающие ответственность производителей и продавцов товаров за утилизацию продукции, продаваемой потребителям.

Цели:

  1. добиться от продавцов товаров сокращения потоков выбрасываемой в ТБО одноразовой тары, пластиковых пакетов, и т.п.;
  2. сделать постоянно действующими и экономически привлекательными для населения и продавцов товаров программы по стимулированию сдачи на переработку старых автомашин, автопокрышек, аккумуляторов, бытовой техники, мебели, бытовой электроники и т.п. (примеры программ продаж отечественных автомобилей с зачетом старых авто, обмена старой бытовой техники на новую в сети магазинов «Эльдорадо» и т.п.);
  3. стимулировать производителей товаров и продавцов на использование многоразовой обращаемой тары, многоразовое использование стеклянных бутылок вместо пластиковых и др.;
  4. стимулировать производителей товаров и продавцов на использование многоразовой стеклянной тары установленных образцов (Например, в Норвегии законодательно разрешено использование только 20 образцов стеклянных бутылок и банок, а в РФ идет сплошной разнобой, который не позволяет эффективно наладить, широко использовать и сделать экономически привлекательным для производителей вторичное использование стеклотары);
  5. сделать для продавцов товаров экономически привлекательным участие в экологических программах по сокращению потоков ТБО и по приему отработанных картриджей, старой техники и т.п. за счет налоговых льгот, предоставления бесплатных рекламных стендов на улицах города и бесплатной (льготной) рекламы в городских средствах массовой информации;
  6. стимулировать производителей товаров и продавцов на отказ от одноразовой тары (пластиковых флаконов и бутылок), применение минимума необходимой упаковки и обязательно из экологически безопасных разлагающихся материалов (бумага вместо полиэтилена и пластика, специальный пластик, разлагающийся под действием ультрафиолета и кислорода или почвенных бактерий, и т.п.);
  7. стимулировать производителей товаров на разработку современной технологической цепочки «от производства товара до его полной утилизации», отвечающей современным мировым экологическим стандартам.

Самая большая проблема при сортировке и переработке ТБО — его неоднородный состав и присутствие органических остатков, влаги, а также ртути и солей тяжелых металлов, значительно ухудшающих качество извлекаемого из ТБО вторичного сырья.

Тезис: Для упрощения и большей эффективности переработки ТБО, сокращения объемов технологических «хвостов» подлежащих захоронению, необходимо качественно изменить состав ТБО, образующихся в городе Сочи.

Предложения:
1. Разработать и ввести Программу экономического стимулирования системы раздельного сбора ТБО.
Установить:

  • льготные тарифы для управляющих компаний, ТСЖ, ТОСов и частных домовладельцев, внедривших раздельный сбор мусора;
  • штрафные санкции за нарушение установленных и закрепленных в договоре на вывоз мусора правил раздельного сбора мусора.
  • ежегодное заключение договоров с предприятиями, имеющими лицензию на переработку старых ртутных ламп, и постоянно контролировать ситуацию со сбором и утилизацией ртутьсодержащих ламп и приборов на территории города.

2. Добиться сокращения доли органических остатков в ТБО за счет:

  • обязательного оборудования предприятий общественного, рабочего и школьного питания устройствами измельчения органических остатков для их последующего слива в городскую канализационную сеть;
  • ответственности управляющих компаний, ТСЖ, ТОСы и ОАО «Зеленстрой» г.Сочи за организацию систематического сбора опавшей листвы и других биоорганических отходов в специальные контейнеры с цветовой маркировкой для последующей переработки в компост на производственных площадях ОАО «Зеленстрой» г.Сочи;
  • популяризации среди населения программы по переработке в экологически чистые опилки древесных остатков (спиленных веток, опавшей листвы, новогодних елок) и мебели из массива дерева. (Пример: и посленовогодние массовые акции на улицах города-мегаполиса по утилизации новогодних елок).

Тезис: Без создания устойчивого рынка потребителей вторсырья использование передовых систем сортировки и переработки мусора будет экономически невыгодно.

Предложение:
Разработать и финансировать федеральные (краевые) программы по созданию крупных, средних и малых предприятий, собирающих и перерабатывающих вторсырье.

Тезис: Без широкого привлечения населения и создания в общественном сознании жителей привлекательного образа экологически грамотного поведения любые дорогостоящие программы по раздельному сбору ТБО будут неэффективными.

Предложения:

  • Создание и введение в повседневную жизнь программ, стимулирующих население на возврат в магазины использованных аккумуляторов, батареек, испорченных ртутных ламп, стеклотары, макулатуры и другого вторсырья.
  • Создание и внедрение в образовательные планы детских садов, школ, вузов, курсов усовершенствования и повышения квалификации обязательных экологических программ обучения разного уровня и направленности.
  • Максимальное использование возможностей создаваемого общественного телевидения, федеральных телеканалов и местных средств радио- телевещания для информирования населения об экологической ситуации в стране и на местах, пропаганды «зеленых стандартов».
  • Внедрение обязательной аттестации экологических знаний и навыков чиновников, принимающих решения, связанные с организацией, разрешением или контролем за хозяйственной, производственной и любой другой деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду.

Факт: За нарушения природоохранного законодательства в Сочи в 2009 г. наложен штраф на 6 млн руб., а ущерб только водным объектам оценивается в 1,8 млрд, руб. ( Из презентации аудитора Счетной палаты РФ М. Одинцова. )

Проблема: Чиновники различных ведомств и муниципальной администрации, принимающие экологически значимые решения, в нарушение требований экологического законодательства, часто избегают ответственности за свои деяния, увольняясь «по собственному желанию», уходя на пенсию и т.п., так как экологические последствия от таких преступлений могут выявиться через несколько лет.

Пример: В Испании через 5 лет после выхода в отставку привлекли к уголовной ответственности и судили мэра курортного города за разбазаривание и незаконную распродажу по коррупционной схеме муниципальной земли в прибрежной полосе курорта.

Тезис: Сегодня дыры и бесконтрольность делают нарушения экологического законодательства экономически выгодным. Необходимо кардинально изменить это положение.

Предложения:

  1. Признать серьезные экологические преступления экологическим геноцидом населения, ужесточить правоприменительную практику по их пресечению, увеличить штрафные санкции, административную и уголовную ответственность, увеличить сроки давности для преследования лиц, участвовавших в экологическом преступлении или способствовавших ему своими действиями или бездействием.
  2. Создание муниципальной (федеральной) полиции, выявляющей и пресекающей нарушения федерального, регионального и местного экологического законодательства.
  3. Законодательно ввести практику публичного отчета в средствах массовой информации всех Глав муниципальных администрации на территории РФ по вопросам экологии и охраны окружающей среды на управляемой ими муниципальной территории (выполнение Генерального плана развития города, экологических мероприятий, цифровые показатели количества общественных зеленых насаждений на душу населения, показатели содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, почве и воде, показатели заболеваемости, рождаемости и смертности, и т.п.).
  4. Сделать эти отчеты свободно доступными на всех официальных сайтах Администраций городов и поселений в сети «Интернет».
  5. Сделать повсеместно применяемой практику увольнения и привлечения к ответственности чиновников, допустивших на управляемой ими территории экологические преступления или ухудшение показателей состояния окружающей среды, загрязнения, незаконные вырубки общественных зеленых насаждений и т.п.
  6. Создать на общественном телевидении специальные экологические программы, а на региональных ТВ-студиях и радиостанциях выделить время вещания для экологических вестей и программ.

Тезис: В связи с тем, что коррупция и экологические проблемы угрожают безопасному и стабильному развитию страны, необходимо направить усилия прокуратуры и правоохранительных органов на борьбу с этими угрозами и создать систему постоянного и действенного общественного контроля за этим направлением их деятельности. Необходимо защитить общественников и экологов от неправомерных действий коррумпированных «оборотней в погонах».

Предложения:

  • Руководствуясь конституционным правом граждан РФ на благоприятную среду обитания и свободный доступ к информации, касающейся состояния окружающей среды, законодательно ввести практику публичного отчета в средствах массовой информации всех прокуроров регионов РФ и муниципальных образований по вопросам соблюдения (нарушения) экологического законодательства и охраны окружающей среды на контролируемой ими территории (статистика экологических нарушений и преступлений, выполнение распоряжений Генеральной прокуратуры в части вопросов экологического законодательства, количество обращений граждан по экологическим вопросам и принятые по ним решения, количество выявленных сообщений о нарушениях экологического законодательства в средствах массовой информации и в сети «Интернет», результаты прокурорских проверок по этим фактам, и т.п.).
  • Сделать эти отчеты свободно доступными на всех официальных сайтах прокуратур регионов, городов и поселений в сети «Интернет», на каналах общественного телевидения.
  • Организовать постоянный депутатский контроль за деятельностью прокуратуры по вопросам соблюдения (нарушения) экологического законодательства и охраны окружающей среды, в том числе по неправомерным привлечением к уголовной и административной ответственности общественников-экологов.

В работе над данной программой приняли участие: О., А.Сиряцкий, Ф.Иваненко, С.Данелян

«Архитектура Сочи»

по материалам: gradsovet-sochi.ru

Предложения Общественного градостроительного совета по системе управления отходами
5 1 чел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.