В декабре 1979 года Государственная премия РСФСР в области архитектуры «за создание садово-парковой среды города-курорта Сочи» была присуждена творческому коллективу, возглавлял который главный архитектор города Вячеслав Сергеевич Внуков.
В последнее время в связи с хаотичной застройкой курорта часто вспоминают тот город-сад, который был создан в 1970-е и которым гордились все сочинцы и восхищались гости. Но почему-то при этом упоминаются всего две фамилии: председателя горисполкома (мэра города) Вячеслава Александровича Воронкова и денролога Сергея Ильича Венчагова. Хотя непосредственное участие в разработке «сочинского стиля» принимали и главный архитектор города Вячеслав Сергеевич Внуков, и главный художник Валентин Николаевич Кириченко.
Вячеслав Сергеевич Внуков родился 4 сентября 1932 года в Сибири. В юности он мечтал стать музыкантом или художником, окончил музыкальную школу, а потом училище. Но выбрал иной путь, причем его решение стало для всех неожиданностью. Посетив Новосибирский инженерно-строительный институт в День открытых дверей и заглянув на кафедру архитектуры, Вячеслав сразу подал документы в приемную комиссию. Конкурс был немаленький, однако Внуков успешно сдал все экзамены и в 1950 году был зачислен в институт, где он не забыл музыку – был активным участником художественной самодеятельности.
После окончания института Вячеслав работает в архитектурных организациях Кемерово и Новосибирска. За перспективный проект комплексной застройки микрорайона «Красная горка» в Новосибирске на Всесоюзном смотре творческих работ молодых архитекторов Внуков был отмечен поощрительной премией и Грамотой Союза архитекторов СССР. В 1959 году Внуков становится членом Союза архитекторов СССР.
В 1962 году Вячеслав Сергеевич отказывается от повышения по службе, оставляет обжитую квартиру в Новосибирске, и вместе с женой, тоже архитектором, и дочерью переезжает в Сочи. Внукова принимают в отдел планировки Сочинского филиала Московского проектного института «Гипрокоммунстрой», где были совершенно другие требования, иной подход к решению проблем и незнакомый характер сооружений по сравнению с имевшимся до сих пор «сибирским» опытом.
Несмотря на это, за короткое время архитектор выполняет ряд ответственных планировочных работ для курортных и жилых зон Сочи, работает над новым направлением озеленения и благоустройства города-курорта. И вскоре, в августе 1967 года, коллеги предложили ему занять место заместителя главного архитектора, а затем, в 1971 году, он стал главным архитектором города. Именно в этот период начинается реконструкция центральной части города, которая и проходит под его руководством.
1979-й год в жизни архитектора стал наиболее памятным и волнующим. За достижения в сфере архитектуры в феврале этого года Вячеславу Сергеевичу Внукову было присвоено звание «Заслуженный архитектор РСФСР», а за реконструкцию центра Сочи и создание садово-парковой зоны нового типа в декабре того же года ему была присуждена Государственная премия РСФСР в области архитектуры.
14 лет В.С. Внуков проработал главным архитектором Сочи и за это время неоднократно избирался народным депутатом и членом центрального правления Союза архитекторов СССР.
Однако, в 1985 году по семейным обстоятельствам Вячеслав Сергеевич вместе с семьей переезжает в Днепропетровск, где также становится главным архитектором города и вносит новые творческие идеи в разработку генерального плана. За проект «Технико-экономические основы генерального плана г. Днепропетровска», который был представлен на ежегодный смотр-конкурс лучших проектов Украины, Внукова наградили первой премией и дипломом Госстроя Украинской ССР и Союза архитекторов Украины.
Внуков дважды избирается депутатом Днепропетровского горсовета и является постоянным членом градостроительных советов Днепропетровской области и города. Естественно, богатый профессиональный опыт не позволяет держать свои знания при себе и в 1996 году Вячеслав Сергеевия начинает преподавать архитектуру в Приднепровской академии строительства и архитектуры, а в 2002 году становится профессором.
9 января 2010 года Вячеслав Сергеевич ушел из жизни. Но он успел закончить свою книгу «Двадцать три года на курорте. Воспоминания», которая в 2009 году вышла в свет. «Архитектура Сочи» начинает публикацию ряда статей на основе этой книги.
Глава 3. «ПЕРВАЯ ПОПЫТКА». (осень 1960г.)
«Отдых в Гаграх удался на славу.
<…> Однажды, возвращаясь с пляжа к себе в летний домик, жена неожиданно остановилась и, посмотрев на меня очень внимательно, вдруг изрекла:
— Слушай! А почему бы нам с тобой не съездить на денёк в Сочи?! Посмотрим город, о котором слышали так много хорошего. Посмотрим, что и как. Заодно можно поинтересоваться — не нужны ли там архитекторы? Если мы сейчас туда не съездим (а из Гагр это очень просто!), то можем не попасть туда больше никогда.
Рано утром следующего дня электричка за каких-то полтора часа благополучно доставила нас в СОЧИ. Первое, что нас поразило, — это великолепное здание железнодорожного вокзала, построенное по проекту академика архитектуры Душкина. Мы много раз видели его на фотоснимках, открытках и в кино. Но непосредственное визуальное восприятие значительно превзошло все наши предшествующие впечатления. Правда, площади перед ним, как это положено, ещё не было. Справа что-то строилось, слева возвышалось здание универмага, а прямо визави стояли какие-то бараки, наследство военного времени, и довольно непрезентабельные жилые домики, убожество которых, как и бараков, отлично прикрывала великолепная зелень.
Мы прошлись по улице Горького, застроенной капитальными добротными четырёхэтажными домами своеобразной архитектуры, пересекли Курортный проспект у начала знаменитой Платановой аллеи, которой уже более 150 лет, вышли к зданию Морского вокзала, построенного по проекту академика архитектуры Алабяна, прошлись вдоль мелководного причала и сели за столик какого-то уличного кафе перекусить и перевести дух от увиденного.
Накормили нас отменно: очень вкусно и недорого. У официанта мы узнали, как пройти к зданию горисполкома, где традиционно всегда находилась и архитектурная служба города.
В приёмной главного архитектора нас уведомили, что в городе есть всего один проектный институт — филиал Московского «Гипрокоммунстроя», который нас может заинтересовать, и одно проектно-сметное бюро, в основном по ремонту зданий и сооружений, которое вряд ли представит для нас интерес. В самом же отделе по делам строительства и архитектуры Сочинского горисполкома вакансий нет и не предвидится.
Я почему-то посмотрел очень внимательно на дверь в кабинет главного архитектора города, куда постоянно входили и выходили какие-то люди с бумагами, чертежами и просто без всего. Но заглянуть туда не посмел, хотя очень хотелось увидеть ГЛАВНОГО. Какой он?!
Далее мы двинулись искать по указанному нам адресу здание проектного института. По сети каких-то запутанных, но очень зелёных и уютных улочек мы в конце концов вышли на просторную набережную реки Сочинки, берега которой были взяты в бетонные оковы, так как без них её воды в проливные ливни или паводки выходили из берегов и затапливали почти всю равнинную часть центральной части города.
А вот и Набережная, 18, где размещался проектный институт. Его здание состояло из трёх частей: центральная, чуть утопленная внутрь квартала, с классическими колоннами и мансардным пятым этажом, где на всех этажах размещались помещения института, и два четырёхэтажных фланговых объёма, стоящих прямо на линии застройки, предназначенные для квартир кадровых сотрудников института.
Это же здорово! Самый центр. Работа — рядом. Прекрасный панорамный вид на реку и её левый берег, где наверху проступали очертания знаменитого парка Ривьера. Слева вдоль реки виден Каменный мост, построенный по проекту академика архитектуры Жолтовского. По, учитывая, что он пересекал устье речки, то это значит, что за ним — МОРЕ! Это же так замечательно! Да и парк, кажется, тоже заканчивается морскими пляжами. Аж дух захватило от всего увиденного. Вот бы где работать и жить! Такого потрясающего сочетания не было даже в самых смелых мечтах.
Поднимаемся на второй этаж и находим приёмную директора. Но там нам ответили, что у него важное совещание, которое только началось и закончится, судя по всему, не скоро. А главный инженер? Там же, на совещании. По нашей просьбе нам пояснили, как пройти в отдел кадров. С замиранием сердца постучали в дверь и, получив разрешение, вошли. Там нас встретила начальник отдела кадров — миловидная женщина средних лет, назвавшая себя Риммой Николаевной Бродской. Мы рассказали ей суть нашего визита. Она очень внимательно нас выслушала и сразу же ответила на все наши вопросы.
Устроиться на работу? Можно. Должности и оклады? Это решает директор в зависимости от вашего опыта и стажа. Но, как правило, он принимает проектировщиков на один ранг ниже, чем они уже где-то имели. Это связано со спецификой и условиями их работы, которая в значительной мере отличается от других регионов страны. Жильё и, следовательно, постоянную прописку предоставить не можем, так как его просто не имеем. А то, что имеем, полностью занято и даже несколько переуплотнено. Если найдёте квартиру или комнату внаём, то мы можем ходатайствовать о временной прописке. Но оплачивать любое жильё в условиях курорта повышенного спроса, прямо скажем, далеко не всем по карману. Да и временная прописка — дело ненадёжное. Сегодня она есть, а завтра нет.
Это был не холодный душ. Нет! Это был шок! Крушение всех надежд! И хотя разговор вёлся в очень деликатной форме, фактические условия приёма на работу были изначально практически неприемлемыми для любого уважающего себя человека.
Мы переглянулись и увидели во взгляде каждого из нас решительное — «НЕТ!». Мы, не сговариваясь, одновременно, почти что в унисон, ответили, что такие условия нас не устраивают. При этом во взгляде Бродской я заметил некие искорки удивления и даже уважения. Видимо, были случаи, когда отдельные претенденты на работу шли, не продумав всё до конца, на любые условия, только чтобы хоть как-то зацепиться за Сочи. А потом неё это для них кончалось полным крахом и вынужденным отъездом из города-курорта. Я поблагодарил Римму Николаевну за то время, которое она нам уделила. Попрощавшись, мы направились к выходу.
— Одну минуточку, — окликнула нас Римма Николаевна. — Если вы не возражаете, оставьте мне ваш почтовый адрес постоянного места жительства.
— Зачем?
— Время течёт, всё меняется. А вдруг возникнет через какое-то время возможность вашего трудоустройства на приемлемых для нас условиях?
Я заколебался, а жена продиктовала наши координаты. Мы мило раскланялись и ушли.
<…>Мы сели в автобус и поехали в знаменитый Дендрарий. Жене, которая специализировалась в работе на вопросах озеленения, благоустройства и малых архитектурных форм, захотелось не только посмотреть, но и потрогать руками обильный ассортимент растений. Мы присоединились к одной из экскурсионных групп. Тут я с удивлением узнал, что главный вход в Дендрарий проектировал в своё время некий архитектор ВНУКОВ!
Видно, однофамилец, так как никаких архитекторов в моей многочисленной родословной не было, да и не могло быть. Но этот факт как-то немного согрел мою душу. А когда жена выяснила, что в Дендрарии представлено несколько сот видов деревьев и кустарников, собранных со всего мира, она была просто поражена. Одних сортов пальм около восьмидесяти!
<…>Мы обошли весь комплекс. Он состоял из двух частей: нижний, равнинный с вкраплениями водных пространств, где плавали лебеди, утки и бобры, и верхний — на сложном рельефе со скульптурами и открытыми вольерами. Планировка очень удобна и продумана до мелочей. Кроме главной парадной аллеи, ведущей на самый верх холма, откуда открывался чарующий вид на море, имелись многочисленные извилистые дорожки с твёрдым покрытием, позволяющие посетителю заглянуть в самые удалённые или потайные уголки этого удивительного парка.
Даже в самых смелых снах того времени Людмиле не могло присниться то, что с ней произойдёт на самом деле всего через каких-то десяток лет. Ей будет поручено запроектировать и построить китайский уголок в Дендрарии с сооружениями, благоустройством и озеленением строго в национальном стиле. И она блестяще справится с этой задачей. В дальнейшем туристы будут спрашивать у гидов: были ли приглашены китайские специалисты к выполнению этой работы? Гиды всегда с гордостью отвечали, что всё выполнила русский архитектор Внукова Людмила Ивановна. Ей, конечно же, помогло то, что она в своё время побывала в Китае и всё видела своими глазами и трогала собственными руками.
Безусловно, за один день даже в центральной части города Сочи посмотреть всё практически невозможно. Последнее, что мы видели, — это здание, построенное по проекту академика архитектуры Жолтовского, в котором в то время размещался городской комитет КПСС, а также стоящий перед ним памятник В. И. Ленину, сооруженный по проекту архитектора Руднева и скульптора Зеленского. Фамилии-то какие! Почти все известные мастера отечественной архитектуры оставили свой творческий след в этом прекрасном городе. А это говорит о том, с какой ответственностью и на каком профессиональном уровне должны работать зодчие в этом городе, и в особенности — главный архитектор города! Да, видно, непросто здесь жить и работать архитекторам.»
источник биографии: from-ua.com
Спасибо! Надо знать своих героев.
Вот спасибо за такую книгу! Очень интересно!
13 октября 2011 года в Днепропетровске на доме по адресу: ул. паторжинского, 11 открыта памятная доска Внукову Вячеславу Сергеевичу, как главному архитектору города. А в Сочи видимо никто не додумался.
Вся разница в административном ресурсе, к сожалению…
Союз Архитекторов — тоже административный ресурс… 🙂
Союз архитекторов — общественная организация)