Ольга Козинская – председатель ОУ «Градостроительный совет города-курорта Сочи, кандидат архитектуры, советник РААСН;
Олег Козинский – руководитель Азово-Черноморского представительства Южного территориального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук в городе Сочи, заслуженный архитектор РФ, академик Международной академии архитектуры.
Сочи уже более 100 лет служит целям оздоровления жителей нашей страны и исполняет многие другие государственные задачи, является национальным достоянием всей России, что прямо вытекает из преамбулы к Положению «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», (N 1426 утверждённом постановлением Правительства РФ 7 декабря 1996 г.). Поэтому вопрос о будущем города Сочи — курорта федерального значения волнует не только сочинцев. Сочи — забота государственная.
В связи с целями и задачами 12 национальных проектов РФ, оздоровительный потенциал курорта Сочи важен, в первую очередь, для реализации в сфере здравоохранения и демографии, но культурный потенциал исторического поселения Сочи не менее важен, а, инновационный ресурс таких центров, как СГУ и «Сириус» может играть важную роль по направлениям образования и науки, специализирующейся в сфере экологии.
Эти значения сочинского потенциала Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края закрепила, сформулировав цель «Сочинская агломерация — международный всесезонный курорт-экополис федерального значения с высокой культурой сервиса и досуга, региональный научно-исследовательский центр по исследованию природных явлений. Учитывая оздоровительный потенциал сочинских рекреационных ресурсов, в том числе, месторождений минеральных вод и лечебных грязей, полагаем необходимым дополнить цель смыслами: здорового образа жизни, с высоким качеством городской среды и уровнем жизни населения.
Однако на пути к этой цели необходимо преодолеть целый комплекс сложных проблем, о которых в своём интервью говорил депутат ГД РФ К.Ф. Затулин. Взглядом сочинца и политика, хорошо знающего город, Константин Фёдорович из целого ряда острейших проблем выделяет корневой вопрос о сохранении санаторно-курортной отрасли как главной ценности и смысла существования Сочи и предлагает решение, с которым экспертное сообщество Сочи абсолютно согласно: о разработке Федерального закона о городе-курорте Сочи, который свёл бы воедино весь комплекс законодательных положений, подзаконных актов и нормативных документов, определяющих условия социально-экономического и пространственного развития курорта, и урегулировал бы отношения собственности и ответственности за сохранение национального достояния нашей страны.
Так исторически сложилось, что при наличии длинного перечня преемственных, ещё от СССР, законодательных документов, счёт которым можно вести, как минимум с 1948 года, а как максимум – с 1919 года, до настоящего времени на территории Сочи не реализован целый ряд государственных решений, в отсутствии которых возникает неопределённость границ и режимов хозяйственной деятельности на территории курорта. С 1996 года описание границ и режимов остаётся на бумаге, в 2016 году на заседании Госсовета об этом говорит президент:
«Одна из ключевых задач – создание благоприятной инвестсреды в курортных территориях. Так, принципиальным вопросом для бизнеса является обозначение охранных границ курортов и постановка их на кадастровый учёт. Такие режимы предусмотрены законодательством, в том числе для сохранения рекреационного потенциала курортов, однако далеко не всегда соблюдаются».
В итоге, ответственность за сохранность национального достояния размыта, «у семи нянек дитя без глазу», инвестиционный климат оставляет желать лучшего. Эту неопределённость усугубляют зазоры между разными законами, призванными регулировать, с учётом режимов округа горно-санитарной охраны, использование множества земельных участков с разными видами собственности. В условиях неопределённости сложно говорить об ответственности за несоблюдение режимов, которое наблюдается повсеместно и ведёт к хаотично нарастающей плотности застройки и населения в границах городского округа Сочи, особенно в его прибрежной полосе.
Эта проблема проявляется в вопросе реализации п.17. Постановления правительства РФ № 1425 от 7.12.1996 г., который требует:
«Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утверждённым в установленном порядке».
Однако, мы видим, что генеральный план Сочи на принятие решений о застройке, практически, не влияет. На эту и многие другие проблемы обращает внимание В.Н. Шарафутдинов в своём интервью «Сочи-стрим».
Более того, с генеральным планом конфликтуют Правила землепользования и застройки (ПЗиЗ), обслуживая интересы землевладельцев в ущерб сохранению курортных земель. Карта градостроительного зонирования особо охраняемой территории города-курорта — национального достояния всей России — в ПЗиЗ являет собой пёстрое «лоскутное одеяло» из бесчисленного множества «заплат» — фрагментов жилой застройки, хаотично возникших в прорехах законодательства и противоречиях градостроительной документации.
Под натиском все прибывающих новых жителей Сочи, исполнительная власть в стремлении как-нибудь снять социальную напряжённость, вызванную неудовлетворённой потребностью в качестве жизни, погружается в суету с поиском сиюминутных решений, выискивая место для очередной «заплаты» под детский сад или школу и выплачивая дань инвестору-благодетелю «заплатами» для наращивания квадратных метров и этажей жилой застройки.
Таким образом, последние 30 лет в этом порочном круге городская и курортная функции конфликтуют, как говорится, «не на жизнь, а насмерть». И, судя по всему, сегодня город побеждает. В отсутствии чёткой стратегии и системного подхода к решениям о застройке риск утраты курорта Сочи как национального достояния России достаточно серьёзен.
Однако, так ли уж неизбежна смерть курорта и недостижима гармония Устойчивого развития города-курорта?
Запрос на внимание государства к сохранению курорта Сочи звучит во всех городских общественных дискуссиях, в обращениях общественности к руководству страны и края. Усилий и полномочий муниципальной и региональной администраций для комплексного решения проблем курорта федерального уровня явно недостаточно. Поэтому обнадёживает мысль представителя законодательной власти депутата ГД РФ К.Ф. Затулина о необходимости специального законодательства о федеральном курорте Сочи. Мы уверены, что разорвать порочный круг можно только на государственном уровне, в первую очередь, разработкой закона о городе Сочи как курорте федерального уровня на территории Краснодарского края, затем – разработкой Стратегии социально-экономического и пространственного развития города Сочи как курорта федерального уровня и комплекса документов по её реализации.
В процессе участия в слушаниях, в дискуссиях с администрацией и бизнес-сообществом, на заседаниях в Доме архитектора Сочи, в Деловом клубе Сочи, в СГО Русского географического общества и других НКО, экспертное сообщество города Сочи – архитекторы, учёные, специалисты–проектировщики, активисты различных общественных и профессиональных организаций — ОУ «Градостроительный совет города-курорта Сочи», АЧП ЮТО РААСН, Сочинской организации Союза архитекторов выработали перечень предложений, направленных на оптимизацию управления курортом, на изменения в законодательных и нормативных актах, учитывающих особые требования к застройке в сложных природных условиях города-курорта. Подготовлены рекомендации, направленные на сохранение лечебно-оздоровительных ресурсов, в том числе, предложения по внесению изменений в Положение «Об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов».
Сигналом, свидетельствующим о понимании важности стратегического, системного, комплексного подхода, прозвучали слова главы Сочи А.С. Копайгородского на встрече с коллективом СГУ о предстоящей разработке Концепции устойчивого развития Сочинского курорта. Этот документ может рассматриваться как 1 этап в подготовке Стратегии.
Курорт Сочи должен служить целям оздоровления населения нашей страны, и первым знаком внимания новой администрации к целям возрождения санаторно-курортного комплекса Сочи могло бы стать решение о возвращении на герб города Сочи ленты с девизом «Здоровье-народу», а также активное сотрудничество с экспертным сообществом Сочи, с РАН и РААСН в подготовке Федерального закона о городе Сочи как федеральном курорте и Стратегии социально-экономического и пространственного развития Сочи.
Оздоровление населения немыслимо в отрыве от качества среды, поэтому цели оздоровления неизбежно должны быть направлены на улучшение пространственного, социального и экологического состояния курорта.
Учитывая, что проблемы санаторно-курортной отрасли характерны для всего постсоветского пространства, Сочи может послужить задачам реализации национальных проектов, став флагманом науки об экологии курортов, привлекая, создавая и предлагая новые технологии природопользования, оздоровления природного комплекса и жителей нашей страны, как и предписывает Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края.
Надо надеяться, что далее последует комплексная работа в целях реализации Стратегии – по подготовке системы градостроительной и планировочной документации, направленной на создание условий для комфортной, понятной и прозрачной деятельности санаторно-курортной отрасли и туризма при условии неукоснительного соблюдения требований законодательства России.
Для начала необходимо вернуть девиз «Здоровье — народу!» на сочинский герб. Вспомнить, что Сочи был когда-то курортом мирового уровня и служил благородному делу оздоровления трудящихся.
Как корабль назовешь, так он и поплывет.