С 3 апреля по 27 мая этого года в Чикаго (США) проходит выставка «Колумбия: Трансформация» (Colombia: Transformed. Architecture = Politics), на которой представлены 10 недавно реализованных общественно значимых проектов пяти ведущих колумбийских архитекторов: Даниэля Бонилья (Daniel Bonilla) и Жанкарло Маццанти (Giancarlo Mazzanti) из Боготы, Фелипе Меса (Felipe Mesa), Хуана Мануэля Пелаэс (Juan Manuel Pelaez) и Фелипе Урибе (Felipe Uribe) из Медельина.
Почти все включенные в экспозицию проекты — детские сады, школы, спорткомплекс, библиотека — были выбраны в ходе архитектурных конкурсов, ставших нормой при реализации общественных зданий в Колумбии. Эти постройки отражают значительные перемены, происходящие сейчас в Латинской Америке. Они демонстрируют идею социальной интеграции, наряду с новаторскими архитектурными формами и пространствами, которые постепенно меняют колумбийские города и общество.
В рамках этой выставке 16 апреля состоялась лекция колумбийского архитектора Жанкарло Маццанти, основные темы которой прозвучали и в интервью с Владимиром Белоголовским.
О чем шла речь:
«…в Колумбии, которая издавна была страной с высокой преступностью, где до сих пор преобладает бедное население, политики распознали в архитектуре, действенную силу, способную решать социальные проблемы. Архитектура способна идентифицировать районы и создавать новые привлекательные общественные пространства. Необычные постройки, площади и парки способствуют общению людей и, изменяя качество городского пространства, трансформируют сознание жителей. Конечно же, необходимо при этом создавать рабочие места, бороться с преступностью, реорганизовывать систему образования, решать транспортные проблемы и так далее. Но не стоит и недооценивать тот факт, что пространства, в которых мы живем, работаем, учимся и отдыхаем, также оказывают огромное влияние на наше настроение, трудоспособность и даже желание общаться с окружающими.»
«Как добиться того, чтобы здание стимулировало конкретное поведение или создавало некий интерес? Форма всегда вторична. Это ответ на основные задачи, такие как предполагаемая функция конкретного пространства или бюджет. И если мы сможем переосмыслить и обогатить конкретную функцию или предназначение, это в любом случае приведет к рождению новых форм, материалов и так далее.»
«Архитектура в Колумбии – это и есть политика. Мы – архитекторы – видим себя политиками. Мы очень тесно работаем с нашими местными властями над тем, чтобы выработать некие стратегии для улучшения жизни общества.»
«Предыдущее поколение архитекторов задумывалось над тем, как архитектура могла бы интерпретировать мир, но мне кажется, что сегодня пришло время, когда мы должны задуматься о том, как архитектура может изменить мир. Мы, архитекторы, можем взять на себя такую задачу и представлять собой реальную силу, которая определяла бы стиль жизни и поведение людей.»
«Проблема вовсе не в том, чтобы построить красивое здание. Главное в том, как создавать такие здания, которые бы люди стремились освоить, приспособить для себя. Красота относительна.»