Домой Город Развитие Прошлое и будущее: нереализованные проекты Сочи

Прошлое и будущее: нереализованные проекты Сочи

449
0

Архитектурный проект – это всегда образ будущего, но не всегда реалистичный. О том каким видели будущее отдельных территорий в Сочи различные архитекторы собрано в этой статье. О многих из этих проектов мы уже рассказывали в своё время.

Кинотеатр «Спутник» (проект реконструкции 1961г., архитектор Евгений Сердюков)

До 2007 года оставался самым востребованным кинотеатром города. В 2007 году здание кинотеатра демонтировали по инвестиционному соглашению, заключенному между администрацией города Сочи и ООО «ИнтерКом» (корпорация «Грас»). Корпорация планировала построить бизнес-центр «Спутник» к 2009 году.

На месте разобранного, несмотря на возмущение жителей города, кинотеатра «Спутник» предполагалось возведение делового центра по проекту, разработанному московской фирмой «Датонг групп». Проект задумывался как 24-этажный торгово-развлекательный комплекс общей площадью 42 170 м², на территории которого располагались бы рестораны, детские площадки, магазины, фитнес-центр и 3-зальный кинотеатр на 550 мест. В 2011 году появился второй вариант «реконструкции», уже с 2 башнями.

От проекта отказались, как только стало известно, что в этом месте протекает подземная река, не позволяющая строить тяжелые конструкции. Проектировщики не учли, что участок для строительства расположен в пойме реки Сочи и в непосредственной близости к морю. В итоге строительство было заморожено, а со временем на месте снесенного «Спутника» появилась парковка.

Гостиница «Чайка»

Семиэтажное здание гостиницы располагалось напротив железнодорожного вокзала и замыкало собой пространство привокзальной площади. Его снесли в 2004 году. В 2008 году ООО «Юмако» заключило инвестиционное соглашение с ООО «Ньюленд», ООО ПФК «Курорт» о строительстве многофункционального комплекса «Sochi City». По проекту, разработанному итальянским архитектором Аллесандро Мильцо, предполагалось строительство четырех высотных зданий (18-этажная гостиница «Чайка–плаза»), соединенных наверху галереей с панорамными лифтами, и пешеходный пассаж. Однако геология участка также не позволила реализовать проект.

Концертный зал «Фестивальный».

Ему повезло больше и его удалось спасти и вернуть в собственность города. На его месте при определённых обстоятельствах мог бы возвышаться многофункциональный комплекс в два небоскрёба, но землю под ним городские власти успели выкупить обратно.

В 2006 году компания TPS (дочерняя компания ОАО «Сочи-Фестивальный») заключила с администрацией города инвестиционное соглашение о строительстве на месте КЗ «Фестивальный» многофункционального комплекса (МФК). Чтобы оправдать решение о сносе, тогдашние городские власти заявили, что гарантийный срок эксплуатации «Фестивального» истёк, а здание обветшало настолько, что его крыша может обрушится в любую минуту.

Проект нового МФК «Фестивальный» несколько раз менялся, изначально предполагалось возвести вблизи набережной 37-этажное здание гостиницы и 32-этажное здание апартаментов, а также киноконцертный и выставочный залы. В 2008 году инвестор представил обновленный проект из трех высотных зданий, объединенных стилобатом, в котором должны были располагаться магазины, кафе и рестораны. Однако, недовольство общественности было настолько сильным, что новый глава города в 2009 году предпочёл отказаться от поддержки проекта.

Гостиница «Интурист — Камелия» (санаторий «Наука», 1935 год, архитектор Анатолий Самойлов)

В 2002 году была внесена в реестр историко-архитектурных памятников Сочи.

В 2006 году Проектно-творческая архитектурная мастерская Юрия Виссарионова предложила первый проект реконструкции санатория «Интурист» и пансионата «Камелия», на их территории предполагалось построить элитный жилой комплекс и пятизвёздочный отель. Проект не был воплощён из-за кризиса и отрицательного отношения жителей к высотному строению рядом с побережьем.

Проект детальной планировки микрорайона Гагаринский (ранее–мкрн «Коммунстрой»)

Проект был выполнен архитекторами проектного института «Гипрокоммунстрой» Всеволодом Очинским и Вадимом Зварковским, в 1956-1959 гг.

Здесь типовые жилые дома создают целостность района за счет использования ландшафтного озеленения, максимального благоустройства общественных территорий, создания бульвара-променада как оси микрорайона. По комфортности и сомасштабности человеку этот микрорайон является лучшим из всех, построенных в советское время.

В 2007 году мастерской «Архипроект» был разработан проект реконструкции территории. Студией Art 3D-Graphics подготовлена презентация проекта.

Композиционное построение застройки квартала предлагалось по следующей схеме: в центральной части квартала размещаются многосекционные жилые дома улучшенной планировки и переменной этажности 9-18 этажей. За ними новую концепцию Цветного бульвара продолжают высотные жилые дома со сплошным фасадным остеклением, с переменной этажностью 18-23 этажа и встроенными парковками.

Серия искусственных островов

Самый яркий и спорный проект, который будоражил умы инвесторов и экологов с конца 2000-х, — серия искусственных островов, среди которых – три крупных острова класса люкс: «Сакура», «Молодая Луна» и «Федерация».

Гигантский искусственный остров «Федерация» голландского архитектора Эрика ван Эгераата. К его разработке привёл дефицит пляжных зон, а также успешный опыт создания искусственных островов, реализованный в странах Персидского залива. Согласно изначальному проекту, который неоднократно корректировался, напротив Малого Ахуна должен был появиться архипелаг в виде очертаний Российской Федерации, окаймлённый защитными дамбами. Он бы состоял из семи главных островов, разделённых протоками (имитация семи главных рек страны), а также частных островов и мостовых сооружений.

На «Федерации» были бы отели, песчаные пляжи, луга, марины и пр. Впервые проект был представлен на Международном инновационном форуме «Сочи 2007», два года воспринимался как серьёзный проект, который бы дал толчок к освоению прибрежных вод Чёрного моря, но все решил финансовый кризис 2009 года. Проект ван Эгераата был не единственным в своём роде.

● Реализовать проект остров «Сакура» планировала совместно японская компания «Тохо Глобал Ассосиеэйтс» с российским ООО «Хамар». Строительство острова в форме чаши диаметром около 600 метров в районе Хостинской бухты Тихая в Сочи с территорией, покрытой садами традиционной японской вишни. Главным объектом должен был стать отель на 2,5 тыс. номеров, большинство из которых располагались в башне высотой около 300 м. Владельцы яхт и катеров могли бы снять отдельные виллы и оставить свои суда на 600-местной стоянке.

● Проект строительства острова «Лагуна Молодой луны», площадью более 50 тыс. кв. метров, также предполагалось реализовывать ООО «Хамар». Здесь должны были воздвигнуть 12 плавучих вилл, а на краю «полумесяца» с внешней стороны – построить отель на 200 «шестизвездных номеров». Оба острова были бы связаны с сушей пешеходными и автомобильными мостами.

● Около 13 лет назад «Архитектурная мастерская Асадова» (Москва) предлагала для Сочи футуристические проекты, представляющие собой острова-отели на сваях. Город-рай планировалось построить в акватории Черного моря в Центральном районе Сочи. Было 5 вариантов решения — пирс-отель, остров в виде катамарана, остров в виде морской звезды, остров в виде олимпийских колец или гигантский отель на конце пирса-парка. В каждом из них здания (апартаменты, гостиницы, висячие сады, причалы для яхт на нижнем уровне) расположены над морем, приподняты на сваях и соединены с берегом посредством пирса. Эти проекты по изменению акватории не получили развития.

При дальнейшей разработке всех концепций предполагалось максимальное использование экологических технологий – альтернативных источников энергии (солнца, ветра, морских течений), опреснения морской воды, интенсивного озеленения кровель, максимальной утилизации отходов и т.п.

Законодательная база страны в тот период не была готова к реализации подобных футуристичных проектов. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был принят в 2011 году.

Кудепстинская ТЭС

Самым скандальным для Сочи в 2012 году оказался проект строительства Кудепстинской ТЭС. Объект проектировался по Олимпийской 5программе строительства, реализовывать проект взялся «Газэнергострой». Возникший конфликт с жителями и экологами вынудил пересмотреть проект и сделать выбор в пользу альтернативного варианта площадки. Тогда только настойчивость жителей помогла избежать ошибки.

Реабилитационно-оздоровительный центр «Ривьера»

Архитектурной мастерской «АР.КО» в 2004 году была предложена реконструкция парка – памятника «Ривьера» со строительством доминанты.

В ансамбле с пляжем в проекте реабилитационно-оздоровительного центра было предложено использование новых строительных материалов и энергосберегающих технологий, позволяющих формировать современный образ южной архитектуры.

Перенос сочинского автовокзала

Проект переноса Сочинского автовокзала на территорию Навагинских очистных сооружений на ул. Пластунской был выполнен в 2012 году архитектором Георгием Серебряковым и инженером Николаем Гришиным. Проект предусматривал оптимизацию транспортной логистики и вынос из исторического центра автовокзала. Для соединения берегов реки Сочи в районе ТРЦ Моремолл был предусмотрен пешеходный мост, очень нужный для микрорайона инфраструктурный проект. Проект поддержало архитектурное сообщество, но на этапе финансирования все остановилось.

Ипподром

На Сочинском инвестиционном форуме в 2017 году было подписано соглашение о строительстве в Сочи многофункционального туристско-спортивного комплекса с ипподромом на 5 тысяч зрителей, крытым манежем и парковкой на 1000 мест с компанией «Спро» (вл. Эль-Абуди Хусейн Мухаммед Хусейн). Участок проектирования – правый берег р. Псоу.

Рядом с ипподромом также планировалось строительство гостиничного комплекса и туристической деревни.

Морская набережная

Еще с 70-х годов прошлого века руководство курортного города серьёзно заговорило о необходимости создания единой набережной в Сочи. В 60-х годах по проекту Натальи Миловой уже были сооружены подпорные стены, которые не просто укрепляли склоны вертикальной стеной в районе Турецкого оврага, а укрепляли его каскадом, системой озеленённых террас, которые ассоциировались с сочинским горным ландшафтом.

В 1977 году мастерская № 2 проектного института «Южгипрокоммунстрой» под руководством Юрия Львова и Евгения Смирнова разрабатывает проект Приморской набережной. Проектом предусматривалась прогулочная пешеходная трасса с расширением набережной от южного мола морского порта до «Жемчужины», затем до пляжа курортной поликлиники, а потом по живописной пешеходной тропе. Создавался единый приморский терренкур длиной 7 км от морского порта до реки Мацеста. Для размещения торговых точек, для других подсобных целей проектировалось 4 подземных тоннеля в горе, о чем имелась договоренность с Метростроем.

1983 год – проект Приморской набережной получил медали и дипломы Биенале INTERARCH в Софии. Проект начал реализовываться – были построены защитные гидротехнические конструкции. Произведена отсыпка галечной пляжной полосы. Дальше строительство остановилось в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране. Были и еще подходы к реконструкции Приморской набережной, но все они были остановлены экономическими кризисами и отсутствием финансирования.

В проекте «SoCo» заложены 3 пути, сквозных функциональных сценария, проходящих вдоль всей набережной, от морпорта до марины (городская культура, природный, пляжный), через 5 зон (фестивальная, игровая, культура и искусство, гостеприимство, здоровый стиль жизни, Марина сити (будущее развитие). Каждый путь имеет свой сценарий и атмосферу, масштаб и направленность: для тихого, активного, делового отдыха, ежедневных городских активностей, пользователей разных возрастов.

Реконструкция Приморской набережной курорта вошла в федеральную программу комплексного социально-экономического развития Сочи до 2030 года.

Пунктом 23 Программы в разделе «Благоустройство территории» отмечено мероприятие «Реконструкция ул. Приморской Центрального внутригородского района г. Сочи (набережная, включая проектные и изыскательские работы): протяженность набережной — 2215 м, срок реализации 2023-2030 годы. Комплексное природопользование и оценка воздействия на окружающую среду, безопасные условия использования искусственного земельного участка, землепользование и инженерная инфраструктура, и др. – вот спектр решаемых вопросов. В 2021-2022 году внимание администрации города Сочи уделено подготовке нормативно-правовой базы, которая позволит реализовать этот уникальный проект: ведется работа по корректировке зон горно-санитарной (санитарной) охраны курорта; по разработке предмета охраны исторического поселения регионального значения город Сочи; по внесению изменений в генеральный план.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Rate this post

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.