Домой Город Развитие Прошлое и будущее: нереализованные проекты Сочи

Прошлое и будущее: нереализованные проекты Сочи

425
0

Архитектурный проект – это всегда образ будущего, но не всегда реалистичный. О том каким видели будущее отдельных территорий в Сочи различные архитекторы собрано в этой статье. О многих из этих проектов мы уже рассказывали в своё время.

Кинотеатр «Спутник» (проект реконструкции 1961г., архитектор Евгений Сердюков)

До 2007 года оставался самым востребованным кинотеатром города. В 2007 году здание кинотеатра демонтировали по инвестиционному соглашению, заключенному между администрацией города Сочи и ООО «ИнтерКом» (корпорация «Грас»). Корпорация планировала построить бизнес-центр «Спутник» к 2009 году.

На месте разобранного, несмотря на возмущение жителей города, кинотеатра «Спутник» предполагалось возведение делового центра по проекту, разработанному московской фирмой «Датонг групп». Проект задумывался как 24-этажный торгово-развлекательный комплекс общей площадью 42 170 м², на территории которого располагались бы рестораны, детские площадки, магазины, фитнес-центр и 3-зальный кинотеатр на 550 мест. В 2011 году появился второй вариант «реконструкции», уже с 2 ми.

От проекта отказались, как только стало известно, что в этом месте протекает подземная река, не позволяющая строить тяжелые конструкции. Проектировщики не учли, что участок для строительства расположен в пойме реки Сочи и в непосредственной близости к морю. В итоге строительство было заморожено, а со временем на месте снесенного «Спутника» появилась парковка.

Гостиница «Чайка»

Семиэтажное здание гостиницы располагалось напротив железнодорожного вокзала и замыкало собой пространство привокзальной площади. Его снесли в 2004 году. В 2008 году ООО «Юмако» заключило инвестиционное соглашение с ООО «Ньюленд», ООО ПФК «Курорт» о строительстве многофункционального комплекса «Sochi City». По проекту, разработанному итальянским архитектором Аллесандро Мильцо, предполагалось строительство четырех высотных зданий (18-этажная гостиница «Чайка–плаза»), соединенных наверху галереей с панорамными лифтами, и пешеходный пассаж. Однако геология участка также не позволила реализовать проект.

Концертный зал «Фестивальный».

Ему повезло больше и его удалось спасти и вернуть в собственность города. На его месте при определённых обстоятельствах мог бы возвышаться многофункциональный комплекс в два небоскрёба, но землю под ним городские власти успели выкупить обратно.

В 2006 году компания TPS (дочерняя компания ОАО «Сочи-Фестивальный») заключила с администрацией города инвестиционное соглашение о строительстве на месте КЗ «Фестивальный» многофункционального комплекса (МФК). Чтобы оправдать решение о сносе, тогдашние городские власти заявили, что гарантийный срок эксплуатации «Фестивального» истёк, а здание обветшало настолько, что его крыша может обрушится в любую минуту.

Проект нового МФК «Фестивальный» несколько раз менялся, изначально предполагалось возвести вблизи набережной 37-этажное здание гостиницы и 32-этажное здание апартаментов, а также киноконцертный и выставочный залы. В 2008 году инвестор представил обновленный проект из трех высотных зданий, объединенных стилобатом, в котором должны были располагаться магазины, кафе и рестораны. Однако, недовольство общественности было настолько сильным, что новый в 2009 году предпочёл отказаться от поддержки проекта.

Гостиница «Интурист — Камелия» (санаторий «Наука», 1935 год, архитектор Анатолий Самойлов)

В 2002 году была внесена в реестр историко-архитектурных памятников Сочи.

В 2006 году Проектно-творческая архитектурная мастерская Юрия Виссарионова предложила первый проект реконструкции санатория «Интурист» и пансионата «Камелия», на их территории предполагалось построить элитный жилой комплекс и пятизвёздочный отель. Проект не был воплощён из-за кризиса и отрицательного отношения жителей к высотному строению рядом с побережьем.

Проект детальной планировки микрорайона Гагаринский (ранее–мкрн «Коммунстрой»)

Проект был выполнен архитекторами проектного института «Гипрокоммунстрой» Всеволодом Очинским и Вадимом Зварковским, в 1956-1959 гг.

Здесь типовые жилые дома создают целостность района за счет использования ландшафтного озеленения, максимального благоустройства общественных территорий, создания бульвара-променада как оси микрорайона. По комфортности и сомасштабности человеку этот микрорайон является лучшим из всех, построенных в советское время.

В 2007 году мастерской «Архипроект» был разработан проект реконструкции территории. Студией Art 3D-Graphics подготовлена презентация проекта.

Композиционное построение застройки квартала предлагалось по следующей схеме: в центральной части квартала размещаются многосекционные жилые дома улучшенной планировки и переменной этажности 9-18 этажей. За ними новую концепцию Цветного бульвара продолжают высотные жилые дома со сплошным фасадным остеклением, с переменной этажностью 18-23 этажа и встроенными парковками.

Серия искусственных островов

Самый яркий и спорный проект, который будоражил умы инвесторов и экологов с конца 2000-х, — серия искусственных островов, среди которых – три крупных острова класса люкс: «Сакура», «Молодая Луна» и «Федерация».

Гигантский искусственный остров «Федерация» голландского архитектора Эрика ван Эгераата. К его разработке привёл дефицит пляжных зон, а также успешный опыт создания искусственных островов, реализованный в странах Персидского залива. Согласно изначальному проекту, который неоднократно корректировался, напротив Малого Ахуна должен был появиться архипелаг в виде очертаний Российской Федерации, окаймлённый защитными дамбами. Он бы состоял из семи главных островов, разделённых протоками (имитация семи главных рек страны), а также частных островов и мостовых сооружений.

На «Федерации» были бы отели, песчаные пляжи, луга, марины и пр. Впервые проект был представлен на Международном инновационном форуме «Сочи 2007», два года воспринимался как серьёзный проект, который бы дал толчок к освоению прибрежных вод Чёрного моря, но все решил финансовый кризис 2009 года. Проект ван Эгераата был не единственным в своём роде.

● Реализовать проект остров «Сакура» планировала совместно японская компания «Тохо Глобал Ассосиеэйтс» с российским ООО «Хамар». Строительство острова в форме чаши диаметром около 600 метров в районе Хостинской бухты Тихая в Сочи с территорией, покрытой садами традиционной японской вишни. Главным объектом должен был стать отель на 2,5 тыс. номеров, большинство из которых располагались в башне высотой около 300 м. Владельцы яхт и катеров могли бы снять отдельные виллы и оставить свои суда на 600-местной стоянке.

● Проект строительства острова «Лагуна Молодой луны», площадью более 50 тыс. кв. метров, также предполагалось реализовывать ООО «Хамар». Здесь должны были воздвигнуть 12 плавучих вилл, а на краю «полумесяца» с внешней стороны – построить отель на 200 «шестизвездных номеров». Оба острова были бы связаны с сушей пешеходными и автомобильными мостами.

● Около 13 лет назад «Архитектурная мастерская Асадова» (Москва) предлагала для Сочи футуристические проекты, представляющие собой острова-отели на сваях. Город-рай планировалось построить в акватории Черного моря в Центральном районе Сочи. Было 5 вариантов решения — пирс-отель, остров в виде катамарана, остров в виде морской звезды, остров в виде олимпийских колец или гигантский отель на конце пирса-парка. В каждом из них здания (апартаменты, гостиницы, висячие сады, причалы для яхт на нижнем уровне) расположены над морем, приподняты на сваях и соединены с берегом посредством пирса. Эти проекты по изменению акватории не получили развития.

При дальнейшей разработке всех концепций предполагалось максимальное использование экологических технологий – альтернативных источников энергии (солнца, ветра, морских течений), опреснения морской воды, интенсивного озеленения кровель, максимальной утилизации отходов и т.п.

Законодательная база страны в тот период не была готова к реализации подобных футуристичных проектов. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» был принят в 2011 году.

Кудепстинская ТЭС

Самым скандальным для Сочи в 2012 году оказался проект строительства Кудепстинской ТЭС. Объект проектировался по Олимпийской 5программе строительства, реализовывать проект взялся «Газэнергострой». Возникший конфликт с жителями и экологами вынудил пересмотреть проект и сделать выбор в пользу альтернативного варианта площадки. Тогда только настойчивость жителей помогла избежать ошибки.

Реабилитационно-оздоровительный центр «Ривьера»

Архитектурной мастерской «АР.КО» в 2004 году была предложена реконструкция парка – памятника «Ривьера» со строительством доминанты.

В ансамбле с пляжем в проекте реабилитационно-оздоровительного центра было предложено использование новых строительных материалов и энергосберегающих технологий, позволяющих формировать современный образ южной архитектуры.

Перенос сочинского автовокзала

Проект переноса Сочинского автовокзала на территорию Навагинских очистных сооружений на ул. Пластунской был выполнен в 2012 году архитектором Георгием Серебряковым и инженером Николаем ым. Проект предусматривал оптимизацию ной логистики и вынос из исторического центра автовокзала. Для соединения берегов реки Сочи в районе ТРЦ Моремолл был предусмотрен пешеходный мост, очень нужный для микрорайона инфраструктурный проект. Проект поддержало архитектурное сообщество, но на этапе финансирования все остановилось.

Ипподром

На Сочинском инвестиционном форуме в 2017 году было подписано соглашение о строительстве в Сочи многофункционального туристско-спортивного комплекса с ипподромом на 5 тысяч зрителей, крытым манежем и парковкой на 1000 мест с компанией «Спро» (вл. Эль-Абуди Хусейн Мухаммед Хусейн). Участок проектирования – правый берег р. Псоу.

Рядом с ипподромом также планировалось строительство гостиничного комплекса и туристической деревни.

Морская набережная

Еще с 70-х годов прошлого века руководство курортного города серьёзно заговорило о необходимости создания единой набережной в Сочи. В 60-х годах по проекту Натальи Миловой уже были сооружены подпорные стены, которые не просто укрепляли склоны вертикальной стеной в районе Турецкого оврага, а укрепляли его каскадом, системой озеленённых террас, которые ассоциировались с сочинским горным ландшафтом.

В 1977 году мастерская № 2 проектного института «Южгипрокоммунстрой» под руководством Юрия а и Евгения разрабатывает проект Приморской набережной. Проектом предусматривалась прогулочная пешеходная трасса с расширением набережной от южного мола морского порта до «Жемчужины», затем до пляжа курортной поликлиники, а потом по живописной пешеходной тропе. Создавался единый приморский терренкур длиной 7 км от морского порта до реки Мацеста. Для размещения торговых точек, для других подсобных целей проектировалось 4 подземных тоннеля в горе, о чем имелась договоренность с Метростроем.

1983 год – проект Приморской набережной получил медали и дипломы Биенале INTERARCH в Софии. Проект начал реализовываться – были построены защитные гидротехнические конструкции. Произведена отсыпка галечной пляжной полосы. Дальше строительство остановилось в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране. Были и еще подходы к реконструкции Приморской набережной, но все они были остановлены экономическими кризисами и отсутствием финансирования.

В проекте «SoCo» заложены 3 пути, сквозных функциональных сценария, проходящих вдоль всей набережной, от морпорта до марины (городская культура, природный, пляжный), через 5 зон (фестивальная, игровая, культура и искусство, гостеприимство, здоровый стиль жизни, Марина сити (будущее развитие). Каждый путь имеет свой сценарий и атмосферу, масштаб и направленность: для тихого, активного, делового отдыха, ежедневных городских активностей, пользователей разных возрастов.

Реконструкция Приморской набережной курорта вошла в федеральную программу комплексного социально-экономического развития Сочи до 2030 года.

Пунктом 23 Программы в разделе «Благоустройство территории» отмечено мероприятие «Реконструкция ул. Приморской Центрального внутригородского района г. Сочи (набережная, включая проектные и изыскательские работы): протяженность набережной — 2215 м, срок реализации 2023-2030 годы. Комплексное природопользование и оценка воздействия на окружающую среду, безопасные условия использования искусственного земельного участка, землепользование и инженерная инфраструктура, и др. – вот спектр решаемых вов. В 2021-2022 году внимание администрации города Сочи уделено подготовке нормативно-правовой базы, которая позволит реализовать этот уникальный проект: ведется работа по корректировке зон горно-санитарной (санитарной) охраны курорта; по разработке предмета охраны исторического поселения регионального значения город Сочи; по внесению изменений в генеральный план.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Rate this post
ИСТОЧНИКГрадостроительный Совет Сочи
Предыдущая статьяВ Сочи обновляют навигацию маршрутов регулярных перевозок
Следующая статьяВ Сочи начнут готовить ландшафтных архитекторов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.