Домой Мир Не игнорировать реальность, а через диалог создавать совместно новую

Не игнорировать реальность, а через диалог создавать совместно новую

Социальное проектирование на примере проекта LRT в Астане (снести/оставить/запустить)

753
0
Недостроенные конструкции для проекта Астана LRT. Фото: Sputnik / Владислав Воднев

Совместно с Асхатом Садуовым, идеологом мастер-плана, архитектором, урбанистом, основателем сообщества урбанистов Казахстана Q88

LRT ― проект надземного лёгкого метрополитена в столице Казахстана, который так и не реализован в течение 10 лет.

НУР-СУЛТАН, 11 янв ― Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о том, какое будущее ждёт проект ЛРТ в столице.

«Ещё один вопрос, который сильно волнует, если не сказать раздражает, нашу общественность, и особенно жителей столицы – это строительство LRT. Из обычного инфраструктурного проекта он превратился в серьёзную проблему, которая вредит репутации страны», – отметил он в ходе выступления в мажилисе. – Уже затрачены огромные средства, привлечены займы, приняты объёмные контрактные обязательства перед зарубежными партнёрами.

Проект изначально был ошибочным, это надо признать. Причём проект с сильным запахом коррупции. Теперь нужно принять оптимальное решение. Потому что простой снос означает потерю времени и денег. У нас нет другого выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта», – сказал Токаев. Источник: Sputnik


Продолжать или не продолжать проект ЛРТ?

На наш взгляд, однозначно нужно продолжать, потому что любой недострой в городе всегда символ либо коррупции, либо слабой политической воли или какой-то недоговорённости. Это всегда памятник непрофессионализму. Чисто психологически, ментально, любой недострой, долгострой или любой брошенный объект – это значит, что в городе не хватило ресурсов, понимания, договорённости. Это “боль” города.

С политической точки зрения, проект ЛРТ должен продемонстрировать совсем другой подход к крупным градостроительным проектам. Политическое решение должно быть принято не на уровне “давайте спросим людей, что они хотят”. Если необходимо показать управляемость процессами и изменить отношение людей к крупным проектам, то проект ЛРТ – это как раз тот политический ресурс для демонстрации умного подхода к развитию города. Если власть хочет дистанцироваться от предыдущих ошибок, то она должна что-то сделать не так, как делалось раньше: непрозрачно и непонятно про что. Сейчас на проекте ЛРТ политическая воля должна сложиться таким образом, чтобы жители увидели, что власть готова к профессиональным взвешенным и публично открытым проектам.

Со стратегической точки зрения, проект ЛРТ должен быть увязан с принятым мастерпланом Астаны. Он должен соединять большие жилые микрорайоны, построенные в результате интенсивного развития Астаны в период жёсткого девелопмента. Это даст возможность продемонстрировать комплексный подход к развитию города: берём ответственность, думаем, приводим в порядок то, что есть, во что уже вложены средства и что может повлиять на репутацию города и власти, полностью меняя таким образом стратегическое управление территорией.

С градостроительной точки зрения, все исследования Астаны для мастерплана показывают разорванность города: ему не хватает связанности, мобильности. Он развивается по сценариям, заложенным ещё в советскую микрорайонную застройку, хотя это уже современный город XXI века с жильём разной ценовой категории и частной застройкой. Его нужно чем-то сшить и перемешать. И проект ЛРТ – это как раз тот инструмент, который позволяет обеспечить недостающие связанность и мобильность внутри распластанного большого города. Он выполняет функцию каркаса, особенно если каждую станцию ЛРТ рассматривать как пешеходно-транспортный пересадочный узел (ТПУ), которые соединят его с существующей транспортной сетью города: велосипедами, такси, автобусами и т.д. За счёт этого увеличивается пассажиропоток и уменьшается время на пересадку с наибольшего количества видов транспорта. В этом случае можно говорить, что необходимо не достраивать ЛРТ, а комплексно пересобирать всю транспортную систему столицы: все маршруты, все виды транспорта и т.д.

Ещё один – урбанистический – момент. Так как ЛРТ пронизывает все территории и несёт в себе современную функцию города (то есть по факту является современным способом перемещения по городу), то вокруг него должны формироваться островки (либо бульвары) – этакие хабы современной культуры современного города. Это могут быть и творческие кластеры, и студенческие кампусы, и общественные пространства типа библиотек и культурных центров. То есть ЛРТ вокруг себя начнёт концентрировать всё то, что может стать центрами современных видов деятельности, а не только жильём, которое любят строить девелоперы. Проекты этих культурных, научно-образовательных и общественных центров должны быть сделаны казахскими архитекторами. То есть должна появиться современная казахская архитектура. И эти проекты должны быть сложными: не только объектными, а объектно-средовыми. Вокруг какого-то объекта, связанного с ЛРТ, появляется парк или бульвар, сквер, которые позволяют рассматривать передвижения по городу как дополнительные сценарии выходного дня: новый туристический маршрут, новый способ развлечения.

На наш взгляд, урбанистический потенциал проекта ЛРТ до конца не раскрыт, потому что это многоуровневое пространство, у него появляются другие видовые характеристики. Так как ЛРТ заходит в разные районы, то территории вокруг ЛРТ за счёт микродевелопмента, который обязательно должен системно делать группа профессиональных урбанистов, создают современную среду, формируя таким образом город будущего. Он может появиться у Астаны не только на картинках, но и здесь и сейчас, потому что ЛРТ может простимулировать создание вокруг себя современной среды и дополнительных микрообщественных функций. Для этого нужен анализ вернакулярных районов, потому что в каждом районе не хватает какой-то своей функции: где-то фермерского рынка, где-то современной небольшой библиотеки, где-то комьюнити центра или предпринимательского хаба. Не стоит идти по пути типовых решений, нужно у каждой станции сделать свой уникальный сценарий, в своём уникальном образе и связать его с ТПУ.

Есть и социальные эффекты. Сейчас Казахстан в стрессе: казахи испытали шок от того, что так просто взять и снести частично государство, так просто начать грабить магазины. Те, кто более-менее чувствует себя гражданином, в шоке. У него есть ощущения неуверенности и слабости государства и он теперь готовится к тому, что это может повториться. Степень его доверия к другому гражданину и к институтам власти подорвано. Никакими слоганами и деньгами это доверие не восстановить.

Доверие восстанавливается только за счёт совместных действий. Если сейчас президент объявит, что развитие Астаны и других городов Казахстана становится общегосударственной задачей и вместе с горожанами мы начинаем восстанавливать строить и создавать город. Все, кто хотят, могут получить высокооплачиваемую работу строителя, молодые архитекторы могут получить заказы, маленькие компании могут получить какие-то подряды и это объявляется как некая государственная программа. В этом случае на примере ЛРТ можно перезапустить все инженерно-строительные компетенции вместе с сервисными службами, предпринимательскими проектами. Таким образом можно сделать большой социальный эффект вокруг перезагрузки ЛРТ, транспортной системы и всех пространств, которые могут возникнуть. Необходимо также заложить деньги на подготовку и обучение кадров и создания рабочих мест не только обслуживания ЛРТ, но и на появление каких-то видов деятельности вокруг ЛРТ. То есть вложиться нужно и в людей. И дать людям возможность заработать на ЛРТ. Все умеют считать деньги. Они видят, что деньги непонятно куда уходят. Совсем по другому будет воспринято, если сказать, что мы деньги потратим на стройку и вы сможете их заработать. Гражданская мобилизация на совместную достройку таких объектов может стать хорошим социальным проектом.

Сейчас, к сожалению, совместных строительных практик очень мало в городе. Необходимо хотя бы использовать совместное благоустройство вокруг ЛРТ либо воркшопы по проектированию совместных пространств.

Нельзя обойти и предпринимательский момент. Экономику современного города делают улицы, на которых есть сервисы, сценарии, маршруты. Если вокруг ЛРТ создать новые улицы, новые пространства, которые будут не замкнутые, не тупиковые, а расшивать и связывать всю застройку, которая сложилась в Астане, пробивать дополнительные пешеходные связи, создавать кольцевые маршруты с упором на прогулку, созерцание, покупку, развлечения, досуг, образование, социализацию, то мы получим солидный предпринимательский эффект – возникнет множество предпринимательских мест (причём в каждом районе может быть своя специфика – кластерный подход). Это может стать примером развития креативных индустрий, которые не абстрактны, а максимально конкретны, и становятся примером городской жизни, которая сформирует столичную специфику (“дух столицы”) не только в центре города. Думаем, вокруг ЛРТ может возникнуть столичная жизнь, если её правильно программировать. Но тут опять нужно вложиться не столько в объекты, сколько в предпринимательское сообщество. Его нужно развивать, обучить, раздать микрогранты на запуск полезных функций, когда они будут определены и спрограммированы. Как минимум нужно сделать сложный менеджмент на основе ассоциаций, фондов и т.д. и привязать это к вернакулярам.

Нам кажется, что ЛРТ может стать большим мобильным общественно-культурным центром Астаны: казахи – кочевники, им всегда нужно находиться в движении, поэтому функция ЛРТ должна в себе совмещать не только простое перемещение по городу, но и общение, и культурное наполнение. То есть ЛРТ может стать символом новых кочевников. Возможно стоит поработать с первой линией городской застройки (а на что будут смотреть пассажиры ЛРТ?): где-то добавить муралы, где-то отремонтировать фасады, где-то менять архитектуру. Тогда, перемещаясь в ЛРТ, можно будет видеть другой город и разные масштабы: людей, ресторанчики, кафешки, музей и т.д., чтобы хотелось сходить на каждой станции и прогуливаться. То есть у ЛРТ может появиться общественно-культурная функция, когда оно становится неким культурным центром и культурной повседневной практикой.

На мой взгляд, ЛРТ – это вызов профессиональному сообществу. Сейчас казахи как всегда стараются переложить решения на кого-то ещё (спрашивают большое количество внешних экспертов) вместо того, чтобы послушать свой внутренний голос: а какую столицу вы хотите видеть через 10 лет? Как вы хотите работать с тем наследием, что вам досталось от предыдущего управления? Что вы хотите поменять? Нужна внутренняя рефлексия, внутренняя жёсткая модерация. Судя по дискуссии, развёрнутой вокруг проекта ЛРТ, казахи опять встают в позицию: скажите, что нам сделать. Вместо того, чтобы взять ответственность и доделать: не получится — будем думать как приспособить. Возможно не получится экономически, но будет иметь мощные социальные и предпринимательские эффекты, которые перекроют затраты на передвижение: снижение преступности, увеличение вовлечения молодёжи в городские проекты, появление и развитие туризма на окраинах. Тогда деньги на ЛРТ будем зарабатывать на другом.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Rate this post
Предыдущая статьяНа Градсовете обсудили проведение открытого конкурса на лучший проект благоустройства парковой зоны вдоль Эллинского спуска
Следующая статьяО замене проекта Закона об архитектурной деятельности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.