На сегодняшний день вопросы о том, в чём состоит уникальность города Сочи, кто такой сочинец, каковы его особенности, и чем он отличается от жителя любого другого места нашей Родины стали весьма актуальны. Около десяти дней назад Центр Прикладной Урбанистики Сочи запустил он-лайн анкетирование с целью выявить отличительные черты нашего города для формирования культурной политики и путей развития Сочи как города-курорта мирового уровня. Предварительные результаты этого опроса были опубликованы 23-го января и являются весьма интересными.
Вначале необходимо сказать, что в течение 10-ти дней на вопросы анкеты ответили около 250 человек. Более того, гендерное распределение голосовавших демократически разделилось на две практически равные части (50.8% женщин и 49.2% мужчин). Согласно результатам, около 80% опрошенных считают себя сочинцами, несмотря на тот факт, что лишь 45.1% из них живёт в Сочи с рождения, а 27.8% приехали до периода олимпийского развития города. Треть опрошенных находится в возрасте от 35-ти до 44-х лет, примерно четверть — люди возрастом от 45-ти до 55-ти и одна пятая – это молодёжь от 25-ти до 35-ти лет. При этом почти для 80% респондентов Сочи является местом проживания, а такие ответы как «город детства», «город, в который планирую переехать» и «место отдыха» составили приблизительно 12% от общего числа опрошенных.
На вопрос «Сочи: какой он?» респонденты дали самые разнообразные ответы, например: «тёплый», «красивый», «лучший», «зелёный», «уютный», «курортный», «контрастный», «морской» и т.д. Большинство опрошенных видят уникальность Сочи в его природе, климате, море и горах, в то время как меньшая часть отметила сочинские фрукты, такие как фейхоа, расположение города, его протяжённость и флору, в частности, пальмы. Однако, отвечая на вопрос-просьбу описать город-курорт в 4-х словах, респонденты выбрали упомянутые выше «пальмы» наряду с «солнцем», «морем» и «горами». Большинство описывает жизнь в Сочи ярко, красочно и позитивно (около 70% опрошенных счастливы в Сочи), черпая вдохновение, в основном, в природе и климате субтропического курорта. При этом жители и гости города определили хаотичную застройку, пробки, хамство, присущее определённым слоям общества, а также коррупцию и цены как основные негативные факторы, которые встречаются в городе и вызывают негативные чувства.
Проведённое исследование выявляет положительные и отрицательные грани жизни нашего города согласно мнению самих горожан. Таким образом, все последующие программы, направленные на развитие Сочи, должны иметь целью поддержание того, что людям нравится и что для них ценно, а также минимизацию тех негативных сторон курорта, которые исследование выявило.
Делая выводы, можно смело сказать, что для будущего развития города необходимо, прежде всего, беречь его природные ресурсы, т.к. они являются основными факторами, вдохновляющими людей и привлекающими их в наш город. Современная застройка Сочи, согласно исследованию, в большинстве случаев не удовлетворяет потребностей его жителей и гостей в городской среде, присущей курортному городу. Социальные программы, направленные на культурное развитие общества, смогут в будущем сформировать пласт высококультурных и ответственных горожан. В итоге, удерживая баланс между городом и курортом – в чём и состоит уникальность Сочи, – удастся сохранить уникальные природные ресурсы, создать возможности для дальнейшего инвестирования и развития, а также поддержать его мульти-национальную культуру.