13 декабря 1937 года, к очередной годовщине Октября введено в эксплуатацию здание санатория им. С. Орджоникидзе, построенного по проекту архитектора И.С. Кузнецова. Несмотря на сегодняшнее плачевное состояние, комплекс санатория продолжает впечатлять своей изысканной неоклассической архитектурой.
Архитектор Н.Б. Соколов в своей книге «Сочи-Мацеста. Очерки архитектуры» (1950) спел своеобразную оду культовому советскому санаторию:
«При дальнейшем следовании по проспекту мы видим первые фрагменты одного из крупных санаториев, построенных после начала реконструкции курорта, это — санаторий имени Орджоникидзе Министерства угольной промышленности (арх. И. С. Кузнецов).
Со стороны автострады основная площадка санатория поддерживается монументальными подпорными стенками, выложенными из естественного камня. В середине сделана лестница, поднимающаяся от проспекта несколькими поворотами, которые ведут к центральному широкому маршу. Сочетание выступов, гладкого и рустованного камня, фонтанов, арок, гротов, дополняет богатую пластику подпорных стенок, благодаря которой стенки являются существенной частью общей композиции санатория. Представляя собой как бы цоколь ансамбля, все эти формы создают впечатление, что возведённые выше здания утверждены на скале. Этому впечатлению содействуют внушительность самой массы каменных стенок, а также напряжённый и выразительный рисунок деталей (балясин, поручней, колонок для фонарей и т.д.)
Средний марш лестницы приводит широкими ступенями на большую горизонтальную площадку. В её размахе чувствуется сила творческой энергии, создавшей этот участок ровной земли среди прихотливых холмов и впадин горного склона. Площадка частично асфальтирована, частично закрыта зелёным партером, клумбами и цветниками. В её центре — высокий и многоярусный фонтан, вокруг которого большой круглый водоём, где обычно плавают лебеди. Кроме одной стороны площадки, открытой к морю, остальные три заняты основными зданиями санатория. Под ними также имеются монументальные цоколи и подпорные стенки, составляющие под центральным корпусом несколько ярусов, благодаря чему усиливается впечатление, будто санаторий построен на скалистом основании.
В центре стоит главное здание, включающее клубную часть и столовую; справа и слева под прямым углом к нему расположены спальные корпуса, соединённые с главным корпусом переходами. Образуется особый вид горного курдонёра, отделённого от проезда автострады своими высокими отметками. На территории курдонёра произведены большие работы по озеленению.
Таком основной ансамбль санатория; он представляется единым зданием дворцового типа благодаря приёму композиции, системе соподчинения отдельных зданий, а также размерами и мастерски развитым формам архитектурных деталей. Доминирующее значение имеет центральное здание, хотя оно и обладает меньшей этажностью, чем боковые. Такая композиционная роль здания зависит не только от положения его на главной оси всего комплекса, но и от его содержания, общественного значения и обусловленной ими однородности структуры и ясности архитектурной формы. По всему фронту здание охвачено колоннадой, которая по краям закреплена глухими пролетами; центр здания включает самый сильный элемент всей композиции — великолепный шестиколонный портик.
Боковые корпуса, имеющие, ввиду уклона местности, до пяти этажей, не могут спорить со столь значительным центром, цельность архитектуры которого соответствует большим размерам зрительного зала, столовой и других помещений общественного характера. Боковые корпуса более размельчены в соответствии со своим жилым назначением; их центры имеют более скромные портики, несколько различающиеся в правом и левом здании.
Жилые комнаты обоих корпусов ориентированы в одну сторону (к юго-востоку). Поэтому в сторону главной площадки санатория один корпус обращен на общую ось лоджиями комнат, а противоположный — лоджиями коридоров.
Основной объём жилых корпусов расчленен по горизонтали на несколько частей; в пластическом богатстве композиции мастерски отражено богатство содержания всего комплекса. В соответствии с его содержанием построена и система многочисленного соподчинения его весьма развитых форм единому началу (подчинение деталей основным членениям и формам корпуса, как самостоятельному целому; подчинение отдельных корпусов — центральному, а всех корпусов вместе — единому ансамблю). Мастерски использованные и прочувствованные средства композиционного объединения ансамбля дают ему поразительную цельность, благодаря которой трудно даже уловить, что комплекс состоит из группы зданий, а не является одним сооружением.
Не случайно общественность назвала санаторий имени Орджоникидзе дворцом. Отнеся санаторий по приёмам архитектурного построения к дворцовому жанру, интересно отметить тот факт, что само это построение создано не в результате подражания какому-либо образцу, а благодаря мастерскому отражению в архитектурных формах социалистического содержания большого советского санатория.
Возведение дворцов для нужд трудящихся стало для нас настолько обычным явлением, что мы не всегда отдаём себе отчёт в историко-культурной важности этого явления. В данном случае возведение дворца в результате правильного учёта различных потребностей санатория говорит о том, какое богатое развитие получили у нас формы заботы о здоровье трудящихся.
Детали. архитектурной пластики санатория характеризуются тем, что автор избрал в качестве тектонической основы классические формы коринфского ордера, переработав их в соответствии с основной идеей сооружения. Компетентная прорисовка деталей, вкус в их выборе, такт, проявленный в оперировании пышными, цветущими формами ордера, придают архитектуре санатория самобытную величавую красоту. Автор не следовал за канонической формой, а творчески изменил ее, выразив те образы и чувства, которые волновали его. Он сообщил большую сочность профилям баз и карнизов, расчленил стены пилястрами; листья капителей развил в обильные живописные букеты, дал напряжённую линию балясинам многочисленных балюстрад и т. д. Несомненно, автор стремился выразить бодрое чувство душевного подъема, идею изобилия материальной и духовной жизни социалистического общества.
Внешний образ санатория правдиво сочетается с внутренней архитектурой и с функциональным содержанием комплекса. Разнообразие художественных средств, применённых при отделке интерьеров, отвечает представлению о дворце для народа. Вестибюль центрального корпуса имеет красивые открытые лестницы и галереи. В его архитектуре применены лёгкие крестовые своды, опирающиеся на колонны; использованы арки, полуколонны и другие производные детали и мотивы основных форм. Своды расписаны мастерами Палеха и Мстеры.
Декоративная живопись применена также в коридорах, залах и других помещениях. При отделке жилых комнат, гостиных, холлов использованы ценные породы дерева. Двусветный зрительный зал, театра с роскошным плафоном и декоративной скульптурой, зал столовой с колоннадой и специальной электроарматурой — подлинно дворцовые интерьеры. Но, конечно, это дворец особого рода; он мог появиться только в советском, социалистическом обществе с его подлинно демократическим строем. В нем нет замкнутости и чопорности здания, предназначенного для привилегированного круга лиц. Он весь проникнут темой свободного, доступного пространства.
Множество проемов, открытых галерей, балконов, переходов, использование широких горизонтов, видимых через колоннады и аркадах, и, в этом смысле, включение природы в архитектуру — всё это придаёт зданию внутреннюю лёгкость и естественную непринуждённость. Весь образ здания построен так, чтобы красота его соответствовала чувствам и вкусу народа, была понятна ему, радовала его. Образ светел, оптимистичен, ему присущи черты подлинного демократизма.
Насколько удачно архитектор реализовал в своём произведении тему изобилия, можно судить по оснащению и удобствам санатория. Не имея возможности осветить устройство всех санаториев, перечислим для примера состав лечебной части здравницы угольщиков. При ней имеются большое, прекрасно оборудованное физиотерапевтическое отделение, электросветолечебные кабинеты, кабинеты токов ультравысокой частоты (УВЧ) и парафинолечения, гидропатический зал, морские теплые ванны, большой открытый бассейн морской воды для плавания, ингаляторий, отделение лечебной физкультуры, располагающее залом и всеми видами спортплощадок, клинико-диагностическая лаборатория, рентгеновский кабинет, электрокардиографический кабинет, солярий и другие лечебные установки, обеспечивающие применение всех видов комплексного лечения больных.
Высоко поставлено здесь и культурное обслуживание больных. На буржуазных курортах культурная работа, как правило, отсутствовала. Максимум того, что могли предоставить владельцы частных лечебниц и пансионов больным, заключалось в возможности (и это особо указывалось в рекламных проспектах) слушать оркестр, играющий в городском саду, и пользоваться городской библиотекой.
В санатории имени Орджоникидзе клубные помещения занимают целый корпус. Здесь имеются хорошо оборудованный специальный театральный зал, стационарная киноустановка, большая библиотека, зал для танцев, помещение для шахмат и других игр, биллиардная, всевозможные гостиные и холлы для музыкальной, концертной и прочей самодеятельности. Организовано также специальное бытовое обслуживание: сберегательная касса, ремонтные мастерские для одежды и обуви, парикмахерская и т. д.
Едва ли надо указывать, сколько внимания уделено устройству кухню—цеху питания и другим подсобным помещениям. Нельзя не отметить также, что в Мацесту больные доставляются транспортом санатория.
Все то, что сейчас кажется на курорте вполне очевидным, привычным вследствие социалистического содержания нашей жизни, составляет завоевание советского курортного строительства и существенно влияет на планировку санаторных комплексов. Подобные черты придают санаториям и домам отдыха характер подлино оздоровительных комбинатов, в корне отличающихся от буржуазных курортов.»
Эх! Как жалко сейчас смотреть на разрушающееся здание санатория.. Сделать бы в этой красоте общественно-культурный центр с театром, выставочными залами, рестораном, библиотекой, чтобы его могли посещать жители и гости города.. сооружение и территория бы ожили и стали бы вновь крупной достопримечательностью и местом туристической привлекательности
современные панорамы здесь http://art.sochiprimus.ru/series/s07/s07.html
Дам 50.000 рублей за фотографии нулевого цикла стройки санатория , планировка склона Бытхи , котлован , заливка фундаментов !
внутри корпуса №2 стоит большо макет санатория и окрестностей, отображающий ситуацию до постройки корпусов 1 и 2