Домой История Каким задумывался мемориал «Подвиг во имя жизни»

Каким задумывался мемориал «Подвиг во имя жизни»

2154
0
Дмитрий Рябичев Проект памятника «Подвиг во имя жизни», г. Сочи, 1977 г.

Пять лет назад мы уже поднимали тему незавершённости мемориала «Подвиг во имя жизни», посвящённого сочинским медицинским работникам военных госпиталей. К сожалению, ситуация за прошедшие годы не изменилась.

Строительство комплекса по проекту, разработанному скульптором Д.Б. Рябичевым (Москва), архитекторами В.А. Нестеровым (Москва) и Ю.В. Львовым (Сочи), началось в 1981 году. И хотя памятник был торжественно открыт 8 мая 1995, реализовать удалось лишь часть авторского замысла: главная скульптурная композиция — медсестра, склонённая над раненым, и готовый к операции хирург — находятся под аркой, облицованной белым мрамором.

Сегодня, благодаря статье С. Загряжской об этом памятнике, мы можем показать, каким видел памятник сочинским врачам скульптор Дмитрий .


Сочинский мемориал «Подвиг во имя жизни»

С.Загряжская,
ryabichev.ru, 04.05.2014

СОЧИНСКИЙ МЕМОРИАЛ «ПОДВИГ ВО ИМЯ ЖИЗНИ», посвящённый военным медикам, был установлен на территории памятного комплекса в День Победы в 1995 году. Возведение монумента в честь военных медиков, медицинских сестёр и жителей Сочи, в годы Великой Отечественной войны спасших жизни тысячам раненых, началось ещё в середине 80-х годов прошлого века. Скульптор Дмитрий Рябичев предложил городским властям своё видение памятника: арка с фигурами готового начать операцию врача и медсестры, склонившейся над постелью пациента. Арка, поставлена чуть сзади композиции и составляет 25 метров, имея удлинённую вытянутую форму, с тем, чтобы символизировать небо и как бы венчать подвиг врачей. Фигуры людей выдвинуты по отношении к арке чуть вперёд, и это расположение делает более выразительной и объёмной всю скульптурную композицию.

Дмитрий Рябичев
Проект памятника «Подвиг во имя жизни», г. Сочи, 1977 г.

Здесь хотелось бы рассмотреть не только сам памятник, но и эскизную модель, которую отличает важная деталь, оставшаяся невоплощённой в монументе. В верхней части арки по проекту должны были расположится предметы, которые можно рассматривать неоднозначно, придавая им различные смыслы. Они, вытянутые по форме, заострённые книзу, могут ассоциироваться как с летящими к земле бомбами, острые концы которых устремлены прямо на скульптурную композицию  (и этот угрожающий прицел создаёт эмоциональное напряжение, отчётливо рисует характер ситуации – в условиях угрозы для жизни врачи спасали раненых пациентов, отдавая свой долг в тылу, в котором так же было неспокойно), так и с трубами органа, так как сам скульптор считал, что органная музыка наиболее точно передаёт утверждение славы жизни. Так же расположение вертикальных линий, по замыслу скульптора, напоминает график кардиограммы сердца, что в данном случае символично. Но в реализации проекта от этой детали композиции автор отказался.

Округлость арки композиционно гармонирует с круглой площадью вокруг монумента, к которому можно подняться со всех сторон по нескольким ступеням лестницы. Продолжает ритм повторяющихся линий многоступенчатая лестница, ведущая к композиции из парка.

Вся композиция хорошо просматривается с подножия лестницы, внизу которой зрители хорошо видят арку и  сцену основного сюжета. И ритм вертикальных (арка) и горизонтальных линий композиции (ступени лестниц) создают противоположность геометрических и округлых форм, которые скульптор использовал для усиления напряжения.

В композиции использован так же эффект повторения, заключённый не только в подчёркнутом ритме многочисленных вертикальных и горизонтальных линий, но и в отражении вертикали и горизонтали пространства. Композиция очерчена полукругом, заканчивающимся лестницей, что вместе повторяет рисунок арки. Сама композиция, изображающая сцену в госпитале статична. Люди будто замерли, погруженные в трагичность ситуации – фигура врача возвышается над парой – сидящей медсестрой, поддерживающей лежащего раненого. Ось композиции смещена влево и поддерживается ритмикой повторяющихся линий, объединяющих и уравновешивающих асимметрию. Отсутствие движения восполняется динамикой лестниц, что ещё раз подчёркивает решение автора построить композицию на контрастах.

Вокруг монумента разбит сад с деревьями и цветниками, что символизирует продолжение жизни. Завершением архитектурного ансамбля должен был стать каскад фонтанов. Однако при строительстве проект упростили. Уже в наши дни в ходе реконструкции были восстановлены чаши для воды.

Курорт Сочи в годы войны стал городом-госпиталем, первые раненые прибыли сюда уже 5 августа 1941 года. Санатории, переквалифицировавшиеся в госпитали, приняли более 335 тысяч раненых и больных воинов, многие из них полностью восстановили своё здоровье, были выписаны на фронт и возвращены в армию. Вклад медицинских работников, всех жителей города в дело Победы в годы Великой Отечественной войны заслужил высокую оценку — в 1980 году город Сочи был награждён орденом Отечественной войны I степени.

«Архитектура Сочи»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.