Брутализм познал свою достаточную долю взлетов и падений. Названный архитекторами, правительствами и научными кругами энергичным выражением гуманистической силы и институциональной настойчивости в период после Второй мировой войны, этот архитектурный стиль распространился по всему земному шару в бешеном темпе. Приём же широкой публикой, однако, был менее восторженным. Многие критики считают грубый «бетонный брют» бруталистских зданий холодной и отчуждающей городской данностью, ссылаясь на сопутствующие социальные недостатки этих проектов в противовес воплощаемым ими утопическим мечтаниям. И хотя большая часть критики была не более, чем идеологической атакой на само понятие социального жилья в целом, брутализм получил дурную славу, которая преследовала его на протяжении десятилетий.
С недавних пор наблюдается возобновление интереса к культурному и историческому наследию брутализма, не говоря уже о его неоспоримой эстетической силе. Город Лондон, где брутализм нашёл свое наиболее восторженное восприятие, построил ряд значимых комплексов социального жилья (или «проектов» в американском жаргоне), массивных бетонных сооружений, которые откликнулись на необходимость большого количества квартир и глубокую психологическую травму, вызванную бомбардировками города во время войны. Вердикт по этим бруталистским красавицам ещё предстоит: публика, похоже, навещает некоторые проекты, но другие не смогли пережить своё легендарное прошлое.
По оригинальным, но в тоже время запущенным проектам, вроде Robin Hood Gardens от Элисон и Питера Смитсонс (Alison and Peter Smithsons), шар-баба плачет (вопреки протестам реставраторов и архитекторов), тогда как ненавидимые ранее проекты становятся желанной недвижимостью. Ниже мы рассмотрим несколько наиболее значимых бруталистских домовладений Лондона, раскрывая их историю и выделяющий их архитектурный язык во всей их красоте несовершенной.
Треллик Тауэр 1 от Эрно Голдфингер 2 (1966–1972)
Треллик Тауэр — одна из самых почитаемых бруталистских сооружений. Законченный в 1972 на пике Корбюзьевской моды на башни-в-парке, Голдфингеровский проект социального жилья почитается за его уникальное двойное архитектурное сосредоточение масс, в котором тонкая сервисная башня несёт лифты, лестницы и механические компоненты, а отдельная жилая башня содержит в себе жилые квартиры. Башни соединяются на каждом третьем этаже. Это создало планировку, при которой квартиры соединены междуэтажными перекрытиями, открывая виды на обе стороны.
Барбикэн 3 от Чемберлен, Поуэл и Бон 4 (1975)
Барбикэн, раскинувшийся бруталистский комплекс Лондона, был спроектирован в 1950-х годах и окончательно завершён в 1982 году архитектурным партнерством с небольшим формальным опытом за пределами академии. Состоящий из трёх башен, террасных блоков и возвышенных парков, комплекс почти полностью поднят над поверхностью на бетонном подиуме. И всё же эффект не в чувстве изоляции от города в целом, а скорее в автономности сообщества со всеми удобствами, в том числе культурными учреждениями, школами и магазинами.
Домовладение Край Света5 от Эрика Лайонса6 (1969–1975)
Расположенный на берегу реки Темзы в районе Челси, 12-акровый комплекс состоит из 750 квартир, содержащихся в семи башнях высотой от 18 до 21 этажей и связанных четырехэтажными многоквартирными блоками. Несущая бетонная конструкция каркаса отделана коричневым кирпичом, вторя традиционному террасному (блокированному) жилью, ранее стоявшему на этом месте. Нестандартные в то время планы этажей и балконов проецируются и сворачиваются в шестиугольники.
Домовладение Парк Хилл Шефилд 7 от Джека Линна и Ивора Смита 8 (1961)
Парк Хилл — огромный комплекс, построенный Жилищным Советом Шеффилда, представляет собой серию взаимосвязанных жилых блоков, которые на самом деле одно единственное здание, сложенное гармошкой на треугольном участке. Блоки соединены пешеходными мостами поднятыми над землей.
Ко всем почти 1000 квартирам комплекса подходят знаковое для брутализма «улицы в небе», в сущности соединяющие каждый из отдельных блоков в непрерывный пролёт. Несущий каркас представляет собой бетонный блок, заполненный кирпичом различных оттенков, тогда как расположение участка на склоне диктует переменную высоту от 4 до 13 этажей для сохранения единой линии крыши.
Доусон Хейтс 9 от Кейт Макинтош 10 (1968–1972)
Вдохновлённой инновациями по форме вышеописанного домовладения Шеффилд Парк, Кейт Макинтош было всего 26, когда она спроектировала эту высокую ноту Британского социального жилья на вершине холма с видом на Южный Лондон.
Здание определённо возвышается над своей окрестностью, и кроме того ступенчатая зиккуратная форма квартирного блока, выложенного коричневым кирпичом пытается повторить контуры склона холма (в отличие от Парк Хилл). В добавок, панели этажных перекрытий уложены в шахматном порядке, наделяя архитектурный объём слегка нестабильным внешним видом, а балконы также служат пожарными выходами.
Александра Роуд 11 от Нив Браун 12
Один из наиболее технологически прогрессивных жилых комплексов своего времени, Александра Роуд заменила район находившихся в упадке Викторианских террасных домов современной итерацией непрерывных малоэтажных апартаментов, организованных вокруг пешеходных дорожек.
Построенные из приготовляемого на месте белого бетона дома являются двухэтажными апартаментами с прилегающими балконами, где резиденты высадили обильные зелёные насаждения. Одна сторона домовладения примыкает к железнодорожной линии и ступенчато нависает над этим источником шума. В то время как другие жилищные проекты того времени встречались с яростной критикой со стороны жильцов, общая реакция на Александра Роуд была положительной.
Брансвик Центр 13 от Патрика Ходжкинсона 14
Этот комплекс совместного использования жилья и магазинов/развлечений является ещё одной бруталистской «мегаструктурой», содержащей все необходимые элементы для жизни в одной структуре. Голые бетонные конструкции, выступающие объёмы и приподнятые скульптурные сервисные башни сейчас покрашены, но кажется это было ключом к их омоложению.
[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»» type=»» subid=»»]