Как рассказал на встрече с журналистами министр строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Игорь Васильев, проект строительства магистрали по направлению Кисловодск-Сочи предварительно оценивается в 80 миллиардов рублей.
Данный проект планировалось реализовать еще в 1961 году, для чего уже была подготовлена вся проектно-сметная документация. О намерении построить новую дорогу Кисловодск-Сочи власти Ставропольского края заявляли ещё два года назад, в 2014 году. Общая протяженность этой дороги, как уточнил Васильев, составит 240 километров, из которых 90 километров уже построено к зимней олимпиаде в Сочи. Также для реализации проекта необходимо будет проложить два тоннеля протяженность 7,5 километра.
«По территории Ставропольского края эта дорога пройдет по направлению Кисловодск-Мирный, и это порядка 7-8 километров. Всё остальное — это Карачаево-Черкесия, и по Краснодарскому краю 48 километров. Согласие этих регионов есть», – сказал глава ведомства.
Дорога, как уточнил министр, будет платная, но она позволит добраться из конца в конец за 3 часа. Чиновник также отметил, что сейчас правительство Ставропольского края ищет инвесторов для реализации проекта.
Кавказская рокада
Озвученные планы властей Ставропольского края могут поднять, казалось бы, из небытия проект «Кавказской рокады», так как новая дорога может стать её частью.
Идею связать единой транспортной артерией почти весь Северный Кавказ высказал председатель правления Южно-Российского градостроительного центра Юрий Трухачёв еще в 2008 году.
Предполагалось, что «Кавказская рокада» пройдёт вдоль главного Кавказского хребта от Анапы до Владикавказа и «нанижет» на неё все курортные зоны региона. Дорога должна была стать скоростной и платной.
Протяженность всего маршрута – 811 км, а с боковыми ответвлениями – 1074 км. Магистраль должна была пройти через горные ущелья, где находится большая часть рекреационных и санаторных комплексов региона. При этом часть путей, входящих в «Кавказскую рокаду», подлежит капитальной реконструкции, а часть нужно было бы строить с нуля. Проект, безусловно, не только масштабный, но и дорогой. Учитывая непростой рельеф, его стоимость могла бы измеряться сотнями миллиардов рублей. Польза для развития региона очевидна, а вот последствия для экологии пока непонятны.
Помимо планов улучшения автомобильного сообщения через Кавказский хребет существуют и намерения РЖД построить до 2030 года железнодорожную магистраль Кисловодск – Черкесск – Адлер. Дорога должна пройти сквозь Кавказский хребет, к сожалению, затрагивая территорию Кавказского государственного заповедника. Планируется, что железнодорожная ветка свяжет курортные зоны Северного Кавказа и Черноморского побережья по наиболее короткому маршруту.