Кизилов А.С.,
научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева.
С неоспоримым фактом того, что именно дольмены являются первыми массовыми сооружениями архитектуры нашей цивилизации, вряд ли кто будет спорить, но факт того, что именно культура строительства дольменов внесла в мировую культуру мощнейший вклад барельефного искусства, почему-то не отражается в популярной и научной литературе в достаточном объёме.
Вероятно, что этот аспект не вызывал ранее пристального внимания скульпторов и художников монументалистов по причине слабой информированности культурной общественности данными статистики археологии. Разрозненные данные о барельефном искусстве на плитах дольменов ни разу не систематизировались и не подвергались серьёзным обобщённым исследованиям.
Одним из очевидных факторов этой ситуации, несомненно, является фраза знаменитого археолога Юрия Воронова1, который сокрушался о неисследованности некоторых районов в Сочи, «которые остаются пока в археологическом отношении совершенной целиной». Нельзя не отметить и тот факт, что, несмотря на основательное и ежегодное исследование дольменного наследия северного склона Кавказа, южный склон и отроги гор сочинского побережья остаются обделёнными в регулярных исследованиях. Основными причинами, пожалуй, являются сложная топография и крайне трудные для раскопок сочинские грунты в районе скопления дольменов Большого Сочи.
Тем не менее, исследования подъёмного материала и визуальный поиск дольменов дают поразительные результаты. Благодаря неустанным поискам энтузиастов археологии сочинского взморья, мы имеем факт богатейшего наследия монументального искусства барельефов в дольменном зодчестве именно южного склона в Причерноморье Западного Кавказа.
Нельзя не отметить давно известные уже науке барельефные композиции в районе Геленджика (р. Жане и урочище Широкая щель). Характерным мотивом обоих орнаментированных дольменов является изображение на их портальных плитах дублирующего портала, который, очевидно, усиливает сакральный смысл именно этих дольменов. Подтверждением этого можно подчеркнуть тот аргумент, что именно дольмен с таким барельефом является центральным в группе Жане. Зигзагообразный орнамент внутри дольменов на реке Жане и на горе Нексис также подчёркивает преемственность символики дольменов этого региона.
Если же мы рассмотрим орнаментацию на дольменах района Большого Сочи, то можно отметить значительное отличие их тематики от дольменов района Геленджика. Несомненно, можно отметить некоторую тождественность в наличии зигзагообразного орнамента и насечки по поверхности в виде «ёлочки», которая, вероятно имитирует циновки, использовавшиеся в повседневной реальной жизни той исторической эпохи. Также схожи и полусферические мотивы в верхних секторах плит и расположенные круговым орнаментом лунки с одной центральной лункой расположенной среди них. Но на этом сходство заканчивается.
Не имеет близких аналогов орнаментированный дольмен с солярным знаком и несимметричными частоколом и зигзагом, найденный в урочище Черноморка (Свирское ущелье).
Схожая смысловая орнаментация, но совершенно отличная в барельефном исполнении имеется на покровной плите дольмена близ посёлка Татьяновка и в Виноградном ущелье близ посёлка Мирный Лазаревского района.
Очень необычный и сложный орнамент найден археологом Бианки А.М. на портальной плите дольмена в ущелье реки Цусквадж близ посёлка Мирный2. Изучение этой орнаментации показывает его уникальность и неповторимость на нынешний момент среди дольменов Кавказа.
Солярная орнаментация отверстия лаза в дольмен, обрамлённого лучами солнца и сложными зигзагами разноплоскостных направлений на дольмене в верховьях реки Нихетка, также не имеют себе аналогов.
Сравнивая орнаментацию дольменов южного склона Кавказского хребта с дольменами северного склона нельзя не подчеркнуть тот факт, что именно на южном склоне находится подавляющее большинство шедевров барельефного искусства в дольменостроении. Не исключено, что такое разнообразие могло быть прямым последствием больших культурных связей, в том числе и по причине мореходства у жителей побережья. Так, недавно найденный в районе посёлка Лоо камень с петроглифами относят к периоду строительства дольменов, и на нём чётко определён петроглифический символ «ладья»3. Этот петроглиф подтверждает факт наличия мореходных умений у жителей черноморского побережья в ту эпоху.
Насколько трудоёмким был процесс создания барельефов на плитах дольменов? С этой целью были проведены экспериментальные мероприятия по воссозданию технологий обработки поверхности плит песчаника.
Портальная плита дольмена является его основным отличительным признаком от иных мегалитических конструкций. Её важными частями являются лаз дольмена и дополнительные объёмные элементы – орнаментация и сама втулка, закрывающая лаз. Геометрически, лазы обычно бывают округлой не идеальной формы, редко встречаются в форме прямоугольника и в форме сегмента окружности. Орнамент на портальной плите крайне редок и дольмены Кавказа с орнаментацией портальной плиты можно пересчитать по пальцам, почти все они расположены на южном склоне Главного кавказского хребта.
Крайне редки археологические находки, которые демонстрируют фазы изготовления упомянутых элементов дольмена. На задней плите дольмена, обнаруженного Михаилом Кудиным4 в урочище «Волчьи ворота», лаз был сделан лишь наполовину.
Также была обнаружена фасадная плита недостроенного составного дольмена группы «Мизегух» с такой же фазой недостроенного лаза.
Очевидно, какие-то важные причины помешали закончить древним строителям сооружение этих дольменов, вероятней всего это была межплеменная война. Оставшиеся таким образом недостроенные дольмены позволили предположить нам технологию изготовления лаза в портальной плите, отличную от технологии пикетажа5, которая традиционно предполагалась для подобного рода работ.
Изготовленное на глубину около десяти сантиметров окно уже имело гладкие стены по периметру окружности, и при этом дно образовавшегося цилиндра было сколотым в хаотическом порядке. Судя по всему, окно лаза не высверливалось, а вырезалось по периметру, при этом внутренняя часть массы камня разбивалась на куски и изымалась, предоставляя возможность углубляться далее в породу.
Для экспериментального подтверждения этой техники обработки портальной плиты мы решили использовать в качестве резака кремневое орудие. Также для апробации технологий были задействованы инструменты из диабаза, меди и бронзы. При проведении работ по резьбе округлого периметра будущего лаза выяснилось, что кремень оказался наиболее эффективным инструментом.
Абразивные свойства песчаника приводили к тому, что металлический инструмент быстро затуплялся и терял свою эффективность. Кремень и диабаз служили значительно дольше. Следует отметить, что для ударных работ диабаз, как менее хрупкий камень, является более приемлемым, тогда как при резьбе кремень его явно превосходит. Эксперимент проводился неподалёку от села Волконка Лазаревского района на склоне с выходами природного песчаника. Место это известно под названием «Сортучасток» и по его склону расположена группа дольменов различного типажа (полумонолиты, плиточные и составные). Соответственно, в эксперименте были задействованы плиты песчаника аналогичные тем, которые использовались древними зодчими при строительстве дольменов. За два часа рабочего времени, с использованием кремневого резца, каменного рубила и медного тесла мы получили фрагмент лаза, прорезанный на глубину 30мм.
Подобная техника работы с камнем оказалась эффективна и для создания выпуклых барельефных рисунков на портальной плите.
Технология создания портального лаза подтолкнула на мысль о тождественности методов обработки и их вероятной идентичности, как для лаза, так и для орнаментации портала. За три часа с небольшим на скальном фрагменте, расположенном неподалёку от известного дольмена-полумонолита (с крестом на фасаде) в районе той же дольменной группы «Сортучасток», были высечены и доработаны техникой пикетажа «гребенчатый» орнамент и солярный символ.
Эти символы аналогичны расположенным на известном дольмене из Свирского ущелья6. Долгое время считалось, что этот дольмен разрушен при строительстве газопровода, но сочинские краеведы не так давно обнаружили его в полной сохранности (ил. 1.1).
Также на экспериментальной глыбе песчаника был высечен распространённый элемент декора портальных плит, выступающая полусфера.
Расположенные на заметном месте барельефы (ил. 1.13) со временем покроются наростами, и эрозия скроет следы свежей обработки. Во избежание возможных недоразумений в работе будущих поколений археологов и краеведов материалы по проведению экспериментов переданы в музей истории города Сочи.
На основании проведённого эксперимента можно сделать следующие выводы — строительство дольмена каменными орудиями труда есть реальный и полноценный процесс. Отдавать безоговорочно лавры строительства дольменов людям с бронзовыми инструментами было бы несправедливо.
На предыдущих этапах исследования были проведены также успешные эксперименты по полигональному совмещению блоков дольмена и клиновому расколу плиты песчаника с целью получения прямоугольной части плиточного дольмена. Таким образом, все основные технологические процессы, необходимые для заключительного этапа строительства и орнаментации кавказских дольменов получили своё финальное логическое завершение.
Эксперименты подтвердили реальность предположенных методов и показали их фактические трудозатраты и временную ёмкость работ. В дальнейших исследованиях полученные результаты могут позволить более подробно восстановить историческую картину строительства мегалитов Кавказа.
Но уже сейчас можно сделать вывод о том, что дольменное барельефное искусство не являлось высоко трудоёмким относительно усилий по строительству самого дольмена. Почему же барельефы на дольменах встречаются так редко? Не исключено, что право на подобные сакральные изыски имели только определённые представители племенной элиты по причинам, которые на данный момент неизвестны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. \\– Краснодарское книжное издательство, 1979.С.117 ↩
- Бианки А.М. Декор двух дольменов Солоницкого хребта и проблема его интерпретации. \\ Записки института истории материальной культуры РАН. вып.7. СПб., 2014, c.54 ↩
- Ловпаче Н.Г. Петроглифы лоупской плиты. \\ Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева. вып. 5(29). Майкоп. 2014С. 103 ↩
- Кудин М.И. Недостроенные памятники и строительная эволюция дольменов Кавказа. \\Третья абхазская международная археологическая конференция 2011. – Сухум, 2013. С.114-119 ↩
- Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. \\– Ленинград : Наука, 1968. С.81-83 ↩
- Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. \\ – М.: Наука, 1978. С.214 ↩