В среду, 29 апреля 2015 года, в Сочинском Доме архитектора прошёл мастер-класс одного из мастеров советской архитектуры. Член Союза архитекторов с 1959 года, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, премии Совета министров СССР, двух премий Правительства Москвы, Заслуженный архитектор РСФСР и заслуженный деятель искусств РФ, Народный архитектор РФ, действительный член Российской академии Художеств, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Международной академии архитектуры Владилен Дмитриевич Красильников — автор более 100 проектов и зданий общественного назначения. Самые значительные из них — Московский детский музыкальный театр им. Н. Сац, Цирк на Цветном бульваре, Театр в Туле, реконструкция здания МХАТ имени А.П. Чехова, здание Посольства РФ в Габоне, Театрально — культурный центр им. В. Мейерхольда, Российский культурный центр на Красных холмах в Москве и Московский международный дом музыки (арх. Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаврилова, С. Гнедовский).
Показав основные этапы своего творческого пути и подарив Сочинскому Дому архитектора недавно вышедшую книгу «О себе и не только», Владилен Дмитриевич пригласил своих коллег к разговору о будущем профессии и о том, какая архитектура должна быть в Сочи.
Говоря о сочинской архитектуре, все присутствующие сошлись на мнении, что здания и сооружения должны быть обязательно гармонично вписаны а рельеф и окружающую богатейшую природу, так как спорить с ней «бесполезно и неблагодарно». Эти основы были заложены ещё на рубеже XIX — XX веков, когда для формирования городской среды был принят павильоный тип застройки: растворение зданий в море зелени. Подобной концепции придерживались и при строительстве санаториев в советское время, также как и жилых микрорайонов. Строительную же вакханалию последних 15-20 лет сочинские архитекторы назвали «проигрышем в войне с капиталом».
Вместе с тем, сочинские зодчие подчеркнули, что тема роли архитектора в обществе является довольно сложной. Сегодня в Государственной Думе идут дебаты о том, что такое архитектура: часть культуры или бизнес? Сама постановка вопроса у образованного, культурного человека вызывает недоумение: на протяжении веков архитектура была «товаром, который продавался», но при этом всегда оставалась творчеством, частью культуры, как мировой, так и национальных. Но, видимо, строительный бизнес, больше устраивает ситуация, когда архитектор занимается обслуживанием его интересов, а не служит проводником социального заказа общества. Удивительно, но и минкульт нашей страны не считает архитектуру частью культуры, стоит ли удивляться состоянию городской среды? Архитекторы же пытаются не только настоять на том, что их профессия не просто творчество, а прежде всего социально ориентированное: «Красивое здание, но неуместное — уродливо». Было создано много неуместных строений в Сочи и они создали уродство города.
Преобладание желаний застройщика (бизнеса), поддержанное в большинстве случаев городской властью, уже привела к градостроительному коллапсу, наблюдаемому сейчас в Сочи. И хотя администрация города пытается изменить правила застройки, сочинские архитекторы предлагают подойти к освоению оставшихся пока ещё территорий более осмысленно: провести анализ и разработать стратегию развития.
Вернувшись к разговору о социальной роль архитектора, участники дискуссии сошлись на мнении, что такая ситуация сложилась не столько по вине архитекторов, сколько из-за отсутствия идеи развития российского общества: какие задачи должны решаться? к каким целям мы движемся? Был приведён пример Японии с идеей «Здоровье нации», в которую очень хорошо вписывается вся фабула архитектурной профессии. В то же время архитекторы обратили внимание на усиливающуюся роль православия в формировании нового российского общества и посчитали это хорошим знаком, так как Россия всегда была соборной страной, то есть общественное всегда превалировало над личным. Именно поэтому социальная роль архитектора должна усиливаться в современной России, а не опускаться до уровня обслуживания бизнеса.
В процессе обсуждения сочинские архитекторы предложили Российской академии архитектуры и строительных наук провести круглый стол на тему «Роль архитектуры в современном российском обществе», итогом которого бы стал Меморандум Академии и Союза архитекторов из 5-7 тезисов. Также участники обсуждения говорили о необходимости «воспитания заказчика», повышения его культурного уровня, то есть нужно уделять больше внимания образованию, чтобы с детства у россиян закладывалось понимание городской среды, законов её формирования и развития. Таким образом будет формироваться социально адаптированная личность.
Отличная статья к мастер-классу. Жаль, что рефлексия не включает самокритику. Правда, это характерно и для других сфер » бизнеса на творчестве».
Сочинцы среднего и старшего поколений как раз выросли в прекрасном, возможно самом красивом в СССР городе, где «понимание городской среды, законов её формирования и развития» ненавязчиво воспитывалось и входило в сознание с детства. Где же, в каких условиях воспитывались эти «застройщики и городская власть», что они с такой легкостью уничтожали то, что до них создавалось десятилетиями?
Будем надеяться,что время «разбрасывать камни» прошло, и пришло время их собирать.
Статья порадовала.