Домой Город Администрация города и ГСС Директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сочи встретился с архитекторами города

Директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сочи встретился с архитекторами города

4797
1

Встреча состоялась в среду, 27 марта 2013 года, в зале сочинского Дома архитектора и собрала несколько десятков известных и опытных зодчих, которым не безразлична судьба родного города в целом и ситуация, сложившаяся вокруг их профессии в частности.

Это была первая встреча директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации Сочи с представителями профессионального цеха с момента назначения его на эту должность 29 октября прошлого года. До этого момента оставалось неясным, будет ли осуществляться взаимодействие департамента с городской организацией Союза архитекторов России и как это будет выстроено: появится ли у архитектурного сообщества возможность влиять на формирование городской среды или же застройка курорта по-прежнему будет осуществляться хаотически.

Константин Павлович пришел на встречу с подготовленным списком вов к обсуждению, но, как и положено, при знакомстве начал свое выступление с рассказа о себе, а также сразу же заявил собравшимся, что намерен подобные встречи проводить раз в месяц.

Далее разговор зашел о выстраивании совместной работы и тех требованиях, которые следует предъявлять к проектным материалам:

«Я, как директор департамента сейчас буду говорить об общих требованиях, которые мы сейчас либо изменяем, либо дополняем в нашей совместной работе, чтобы вы в первую очередь слышали, что нужно нам, чтобы ваша работа и наше заключение были адекватными, меньше было переделок, недопониманий и всего остального,» — подчеркнул .

Первое, о чем пошла речь, — это требования к так называемым «строительным намерениям». Ранее этот вид проектной документации назывался «эскизный проект», сейчас идет активный поиск более подходящего и емкого названия. Константин Павлович посетовал, что предоставляемый в настоящее время материал имеет неудовлетворительно низкое качество, и поэтому принес на встречу несколько экземпляров подачи проекта этого типа, разработанной сочинским ом.

img-aso-5032

Главное требование к документу — показать всем (заказчикам, проверяющим органам, главе города, службам администрации) как изменится прилегающая территория при размещении предлагаемого объекта. То есть обязательно должна быть показана существующая ситуация, как она сейчас выглядит и как все изменится, когда проект будет реализован. Сейчас на согласование представляются проекты, показывающие только внешний вид нового объекта, а вокруг него небо, зелень, горы, море, как-будто вокруг него города нет. Таких территорий в Сочи практически не осталось и вокруг любого участка, на котором предполагается возведение нового объекта, уже сложилась определенная градостроительная ситуация. Очень важно, неоднократно подчеркивал Константин Павлович, чтобы новые объекты еще на стадии предпроектного анализа уже были вписаны в существующую градостроительную ситуацию.

Для более полного отражения, как изменится городская среда со строительством нового объекта, Ольга Викторовна предложила включить в «строительные намерения» не только градостроительный анализ, но и визуально-ландшафтный. Например, в Германии такой анализ проводится с 64 видовых точек, тогда как у нас ни с одной. В результате новые постройки диссонируют с памятниками архитектуры, а зачастую и закрывают их.

Следующим вопросом, который директор департамента затронул на встрече с архитекторами, было размещение рекламы на вновь проектируемых зданиях. Он предложил самим архитекторам еще на стадии разработки проекта задуматься, какая и где будет размещена реклама, ее размеры и вид и представил аналогичные разделы проекта, разрабатываемых в Казани.

Константин Павлович рассказал, что сейчас в нашем городе разрабатывается концепция размещения рекламы на фасадах зданий с учетом специфики Сочи, и предложил архитекторам принять участие в доработке и утверждении этого материала. Одним из главных постулатов этой концепции будет принцип размещения рекламы только в тех местах, которые заранее определены проектом здания. То есть, если в конкретном месте не предусмотрено размещение рекламы, то ее там и не будет. Такой подход позволит упорядочить визуальных хаос, царящий сейчас на улицах Сочи, сделать рекламу более гармоничной и не уродующей здания.

«Проект архитектурно-художественный регламент размещения средств наружной рекламы и информации в городе-курорте Сочи» уже опубликован на официальном сайте Сочинской организации Союза архитекторов России».

Довольно много времени было уделено вопросу возрождения градостроительного совета и его архитектурной секции, которые рассматривали бы вопросы развития различных городских территорий, общались с застройщиками и контролировали размещение новых объектов, их связь с сложившейся ситуацией. Предполагается, что именно градостроительный совет будет рассматривать «строительные намерения».

«При выдаче разрешения на строительство мы должны лучше понимать, что мы получим на этой территории. Мне нужно, что бы мы на самой начальной стадии намного больше говорили об этом объекте, обсудили его, предложили внести изменения, чтобы лучше вписать его в существующую городскую среду,» — пояснил директор департамента.

Константин Павлович попросил Сочинскую организацию Союза архитекторов подготовить предложение по составу совета и различных его секций. Архитекторов же интересовало по каким критериям будут оцениваться «строительные намерения» и какой вес будут иметь решения градсовета.

«Понятие единого архитектурного облика не описывает все возможности развития этого города, — высказал свое мнение Георгий Борисович , — и я бы сказал, что архитектурная секция или градостроительный совет — это средство борьбы с единым архитектурным обликом, потому что чаще проекты идут в разрез с тем, чтобы можно было описать: крыши такого цвета, стены такого цвета. Если мы коллегиально принимаем профессиональное мнение, оно должно быть как-то отражено в документации согласования объекта. Если такая позиция принимается — я удовлетворен.»

К.П. Мацкевич заверил, что если проект будет одобрен архитектурной общественностью, вписан в существующую ситуацию, то он сможет на всех уровнях доказывать необходимость возведения этого объекта.

Еще одна тема, поднятая директором департамента, касалась разработки схемы планировочной оганизации земельного участка с учетом прохождения инженерных сетей. Сейчас сводный план инженерных сетей разрабатывается только при проектировании многоквартирного жилого дома, тогда как желательно и при проектировании ИЖС указывать на схеме коридоры прохождения коммуникаций.

Отдельно Константином Павловичем был поднят вопрос отклонения допустимых параметров и изменение разрешенного вида использования земельных участков. В последнее время основной причиной для обращений за этими изменениями служит лишь желание заказчика, а не конфигурация участка или его рельеф, то есть объективные причины. С такой практикой директор департамента не согласен в принципе и порекомендовал архитекторам не идти в этом вопросе на поводу у заказчика.

«Но есть объекты, которые имеют сложную конфигуацию, сложный рельеф. Это должно быть качественно отработано в строительных намерениях. Необходимость отклонений должна быть обоснована именно разработанным материалом. Естественно, это будет рассматриваться на секциях, на градостроительном совете и на слушаниях. Чтобы на слушаниях можно было выставить качественный документ, доказывающий то, что эти отклонения являются крайне важными, они не уродуют город, а улучшают городскую среду и обосновано такой-то ситуацией, рельефом, перспективами развития, — рассказа о своем видении данной ситуации Константин Мацкевич.  — Одного обоснования желанием заказчика не хватит никогда. И я на этом буду настаивать. Это моя принципиальная позиция.»

В разговоре с директором профильного департамента архитекторы подняли и свою наболевшую проблему — отсутствие авторского надзора во время строительства и подписи автора проекта при вводе в эксплуатацию, что позволяет застройщику самовольно менять проект, а иногда и вовсе заменять на нечто совершенно иное. Таким образом, теряется между согласованием проекта и сдачей его в эксплуатацию. Зодчим Сочи хотелось бы со стороны администрации увидеть шаг на встречу: чтобы появился какой-то механизм соблюдения согласованного материала. Константин Павлович призвал архитекторов вместе выработать и внести необходимые изменения в , местные правила разработки градостроительной документации, другие нормативные акты и постановления, чтобы наладить работу нужным нам образом.

В заключение Сочинской организации Союза архитекторов России Фёдор ич поблагодарил Константина Павловича за начало конструктивного диалога между департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города и профессиональным сообществом и выразил надежду, что подобные встречи станут регулярными.

P.S. К.П. Мацкевич проработал на должности директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства до июля 2013 года.

«Архитектура Сочи»

Rate this post
Предыдущая статьяТРЦ «Мандарин» — первый молл в России под открытым небом
Следующая статьяПамятник природы — парк «Южные культуры»

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. […] рекламы в городе. К сожалению, с уходом Мацкевича разработка нормативов размещения рекламы, курируемая …, сошла на «нет». Да, сейчас демонтируется много […]

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.