Домой История Каким задумывался мемориал «Подвиг во имя жизни»

Каким задумывался мемориал «Подвиг во имя жизни»

185
0

Пять лет назад мы уже поднимали тему незавершённости мемориала «Подвиг во имя жизни», посвящённого сочинским медицинским работникам военных госпиталей. К сожалению, ситуация за прошедшие годы не изменилась.

Строительство комплекса по проекту, разработанному скульптором Д.Б. Рябичевым (Москва), архитекторами В.А. Нестеровым (Москва) и Ю.В. Львовым (Сочи), началось в 1981 году. И хотя памятник был торжественно открыт 8 мая 1995, реализовать удалось лишь часть авторского замысла: главная скульптурная композиция — медсестра, склонённая над раненым, и готовый к операции хирург — находятся под аркой, облицованной белым мрамором.

Сегодня, благодаря статье С. Загряжской об этом памятнике, мы можем показать, каким видел памятник сочинским врачам скульптор Дмитрий .


Сочинский мемориал «Подвиг во имя жизни»

С.Загряжская,
ryabichev.ru, 04.05.2014

СОЧИНСКИЙ МЕМОРИАЛ «ПОДВИГ ВО ИМЯ ЖИЗНИ», посвящённый военным медикам, был установлен на территории памятного комплекса в День Победы в 1995 году. Возведение монумента в честь военных медиков, медицинских сестёр и жителей Сочи, в годы Великой Отечественной войны спасших жизни тысячам раненых, началось ещё в середине 80-х годов прошлого века. Скульптор Дмитрий Рябичев предложил городским властям своё видение памятника: арка с фигурами готового начать операцию врача и медсестры, склонившейся над постелью пациента. Арка, поставлена чуть сзади композиции и составляет 25 метров, имея удлинённую вытянутую форму, с тем, чтобы символизировать небо и как бы венчать подвиг врачей. Фигуры людей выдвинуты по отношении к арке чуть вперёд, и это расположение делает более выразительной и объёмной всю скульптурную композицию.

Дмитрий Рябичев
Проект памятника «Подвиг во имя жизни», г. Сочи, 1977 г.

Здесь хотелось бы рассмотреть не только сам памятник, но и эскизную модель, которую отличает важная деталь, оставшаяся невоплощённой в монументе. В верхней части арки по проекту должны были расположится предметы, которые можно рассматривать неоднозначно, придавая им различные смыслы. Они, вытянутые по форме, заострённые книзу, могут ассоциироваться как с летящими к земле бомбами, острые концы которых устремлены прямо на скульптурную композицию  (и этот угрожающий прицел создаёт эмоциональное напряжение, отчётливо рисует характер ситуации – в условиях угрозы для жизни врачи спасали раненых пациентов, отдавая свой долг в тылу, в котором так же было неспокойно), так и с трубами органа, так как сам скульптор считал, что органная музыка наиболее точно передаёт утверждение славы жизни. Так же расположение вертикальных линий, по замыслу скульптора, напоминает график кардиограммы сердца, что в данном случае символично. Но в реализации проекта от этой детали композиции автор отказался.

Округлость арки композиционно гармонирует с круглой площадью вокруг монумента, к которому можно подняться со всех сторон по нескольким ступеням лестницы. Продолжает ритм повторяющихся линий многоступенчатая лестница, ведущая к композиции из парка.

Вся композиция хорошо просматривается с подножия лестницы, внизу которой зрители хорошо видят арку и  сцену основного сюжета. И ритм вертикальных (арка) и горизонтальных линий композиции (ступени лестниц) создают противоположность геометрических и округлых форм, которые скульптор использовал для усиления напряжения.

В композиции использован так же эффект повторения, заключённый не только в подчёркнутом ритме многочисленных вертикальных и горизонтальных линий, но и в отражении вертикали и горизонтали пространства. Композиция очерчена полукругом, заканчивающимся лестницей, что вместе повторяет рисунок арки. Сама композиция, изображающая сцену в госпитале статична. Люди будто замерли, погруженные в трагичность ситуации – фигура врача возвышается над парой – сидящей медсестрой, поддерживающей лежащего раненого. Ось композиции смещена влево и поддерживается ритмикой повторяющихся линий, объединяющих и уравновешивающих асимметрию. Отсутствие движения восполняется динамикой лестниц, что ещё раз подчёркивает решение автора построить композицию на контрастах.

Вокруг монумента разбит сад с деревьями и цветниками, что символизирует продолжение жизни. Завершением архитектурного ансамбля должен был стать каскад фонтанов. Однако при строительстве проект упростили. Уже в наши дни в ходе реконструкции были восстановлены чаши для воды.

Курорт Сочи в годы войны стал городом-госпиталем, первые раненые прибыли сюда уже 5 августа 1941 года. Санатории, переквалифицировавшиеся в госпитали, приняли более 335 тысяч раненых и больных воинов, многие из них полностью восстановили своё здоровье, были выписаны на фронт и возвращены в армию. Вклад медицинских работников, всех жителей города в дело Победы в годы Великой Отечественной войны заслужил высокую оценку — в 1980 году город Сочи был награждён орденом Отечественной войны I степени.

«Архитектура Сочи»

Каким задумывался мемориал «Подвиг во имя жизни»
5 2 чел.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.