Домой История Публикации Венчагов: Записки декоратора. Часть 3

Венчагов: Записки декоратора. Часть 3

4782
0
Композиция с "психологическим барьером" из колотого белого известняка

С.И. ,
лауреат Государственной премии РСФСР
журнал «Цветоводство» №3 1988

Часть 1
Часть 2

«С приходом Венчагова в Сочи наступил каменный век» — таким было мнение некоторых сторонников традиционного озеленения, ярых противников затеянной нами реконструкции насаждений. Неужели они были правы и наша группа декоративного оформления задумала ненужное, вредное дело? Но разве не известен многовековой опыт работы с камнем китайских и японских мастеров, создавших удивительные творения и написавших немало теоретических трактатов, практических руководств на эту тему (кстати, японская классификация включала 138 видов камней для садов и парков).

Есть и современные примеры, достойные подражания: знаменитый сад камней в литовском селе Моседис, красочные рокарии Латвии и Эстонии или уже совсем близкие для Черноморского побережья композиции заслуженного деятеля искусств Грузии М. А. Мамулашвили, виртуозно сочетавшего камень с декоративными растениями. Так почему бы и в Сочи не применять его как один из основных элементов ландшафтного дизайна? Ведь здесь это столь же естественно, как окружающие Кавказские горы.

Теперь наша правота доказана почти 20-летним опытом. Именно камень в самых различных вариациях придал своеобразие озеленению города-курорта.

Устройство рокариев, альпийских горок достаточно широко освещено в специальной литературе, и нет смысла на нем останавливаться. О подпорных стенках мы подробно рассказали в прецыдущих заметках (№ 1, 2). Но этим отнюдь не исчерпываются возможности использования камня.

Взять хотя бы такой приём, как установка отдельного крупного валуна, глыбы в качестве природной скульптуры. Во многих случаях это — лучшая замена пресловутым ным фигурам типа «Девушка с веслом», «Мать и дитя» и другим наштампом произведениям низкопробного вкуса, которые, увы, все ещё засоряют наши скверы и парки. Только будьте готовы к критике ревнителей «старины». ‘

Конечно, сначала надо найти интересный экземпляр камня — необычной формы, фактуры, цвета. Размещают его в тщательно продуманной точке. Как это сделать практически? Можно, например, заранее сфотографировать предполагаемые места установки. затем прорисовать «солитер» на снимках в разных вариантах и выбрать самый удачный.

Иногда вместо одного камня ставят несколько, подобрав их по объёму, высоте, цвету.

Вдоль лесенки высажены гельксина, сансевьера, плющи, тёмно-красный ахирантес

Очень важно внимательно отнестись к растениям, которые включаются в композицию. Главное условие: они должны максимально подчеркивать красоту, выразительность камня, а не «забивать» его. Лучше всего, пожалуй, простой фон из воды, газона или почвопокровных. Если же планируется посадка крупных растений, то колонновидные формы размещают сзади «скульптуры», а распластанные (типа можжевельника казацкого) или подушковидные, стелющиеся — сбоку. Конечно, эти рекомендации весьма условны, многое зависит от места, имеющегося ассортимента и просто от вкуса, опыта автора.

Другой приём использования камня — создание горизонтального фона для декоративных культур. В его основе лежит принцип контраста нежного, хрупкого живого растения с мёртвым, инертным материалом. Ведь недаром так трогает людей весной обыкновенная травинка, пробившаяся сквозь толщу асфальта.

Нами проверены на практике в качестве фона самые различные плитняки (сланец, песчаник, известняк) и сыпучие материалы (каменная крошка, гравий, песок, колотый уголь, морская галька и т. д.). При выборе их учитываются и фактура, и цвет. Например, на чёрном сланце или каменном угле хорошо прорисовываются жёлтопёстрые растения — агавы, лен новозеландский, сансевьера, плющи. Серая морская галька — прекрасный фон для голубоватых и сизых агав, эхеверий, агератума, ахименеса. А на белой каменной крошке отлично выглядят любые цветы (кроме белых). Во всех случаях растения не должны занимать больше 1/4 площади фона.

Вкрапление из плит и агав нарушают монотонность длинной рабатки

Плиты шириной 20—50 см кладут так, чтобы между ними остались зазоры, в которые высаживают седум, гельксину и т. п. Там, где сходятся углы нескольких плит, неплохо разместить растения с вертикальным силуэтом — сансевьеру, цереус, лен новозеландский.

Как работать с сыпучими материалами?

Участок, отведённый под покрытие, тщательно выравнивают, утрамбовывают и застилают 1—2 слоями полиэтиленовой пленки, толя и т. п. Это избавит вас от трудоемкой борьбы с прорастающими сорняками. Почву в посадочных местах готовят как обычно.

Если надо разместить поврозь несколько горшечных растений, под них можно просто прорезать в пленке соответствующие отверстия и выбрать землю. Осенью эти экземпляры, окрепшие, разросшиеся за лето, убирают до будущего года в оранжерею или другое помещение. Подобное применение комнатных намного обогащает стандартный ассортимент городских цветников. Например, в наших композициях благодаря этому появились алоэ, цереусы, опунции, санхеции, акалифы, бромелиевые и многие другие экзоты. В более северных районах такой прием, вероятно, будет оправдан на особо ответственных местах или при необходимости срочного оформления объекта. Но растения.обязательно должны пройти предварительную закалку в тени.

Среди валунов — спирея японская

Работа озеленителя всегда связана со спецификой объектов. Нам, например, пришлось «заставить» камень играть ещё и сдерживающую роль. Как известно, в Сочи ежегодно бывает свыше 4 млн. отдыхающих. И раньше летом в центре города ничто не могло спасти цветники от вытаптывания. Особенно страдали края и углы, пока мы не додумались ставить здесь крупные камни. Тем же методом пришлось бороться и с наездами на зелень автотрана. Кстати, такие камни под названием «болларды» применяются и за рубежом. Для прочности их основания бетонируют или вкапывают в землю. Конечно, они должны не только не портить общего вида, но и вписываться в декоративную композицию.

Живописная композиция из камней эффектно отражается в зеркальной глади водоёма

В некоторых чрезмерно оживлённых местах перед цветниками мы устраиваем барьер в виде полосы или участков различной конфигурации из колотых остроконечных камней (лучше белых — они более заметны). Вкапываем их так, чтобы образовалась сплошная «щетина» высотой 15—20 см. Между камнями оставляем небольшие промежутки, которые заполняем почвопокровными (чаще это седум лидиум). Подобные «заграждения» носят, конечно, скорее психологический характер, но они весьма эффективны и вполне декоративны.

Так, в частности, в свое время был спасён от полного вытаптывания примыкающий к морю участок перед концертным залом. Композицию мы назвали «Пластинка». Она состояла из концентрических окружностей, образованных вкопанными острыми белыми камнями. В полосах земли между ними чередовались зелёный и голубоватый седумы. Расстояние между кругами из камней приняли около 1 м. На такой «Пластинке» никому уже не приходило в голову улечься загорать, а ведь раньше не помогали ни запретительные надписи, ни штрафы.

Подобный опыт мог бы пригодиться и в других многолюдных городах.

С. И. ВЕНЧАГОВ

Материал любезно предоставлен Д.И. Кривошапка.

5/5 - (2 голоса)
Предыдущая статьяНа что обратить внимание при покупке жилья в Сочи?
Следующая статьяНевосполнимая утрата: ушёл из жизни известный художник Артур Скрипников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.