Домой Проекты Концепция комплексного развития Центральной городской набережной Сочи

Концепция комплексного развития Центральной городской набережной Сочи

3197
7

Концепция комплексного развития Центральной городской набережной Сочи (ул. Приморской)

«Архитектурная мастерская «»

Авторский коллектив:
Архитектурно-планировочные решения:

О.Ф.
О.В.
Е.А. Экония
Л.В. Гавловская и др.
Ландшафтный дизайн:
Н.А. Левандовская
К.О. Козинский

Концепция реконструкции выполняется по заказу администрации города Сочи по субподрядному договору с ООО «НПЦ «Берегозащита» (Краснодар).

На сегодняшний день потребность жителей и гостей Центрального района курорта Сочи в пляжном отдыхе обеспечивают городские «Альбатрос», «Русалка», «Ривьера», «Центральный» и «Солнечный». Но с увеличением численности постоянного населения и плотности застройки территорий, существующие городские пляжи уже не могут принять всех желающих. По предварительным подсчетам, существующая емкость общедоступной части пляжей Центрального района почти в 10 раз меньше потребности. Самая острая ситуация сложилась на Центральном пляже, протяженностью в 2.2 км (в том числе закрытых пляжей – 0.7 км), единовременная емкость которого, в существующем состоянии, оценивается в 7 тыс чел., в связи с дефицитом площади рекреационной галечной поверхности (4,44 га).

Усугубило ситуацию и хаотичная застройка Нижней набережной, которая закрыла море и сократила еще больше площадь пляжа. Кроме того, узкая галечная полоса уже утратила волногасящую способность и штормовой размыв угрожает конструктивной устойчивости существующей набережной и объектов на ней.

Разработанная в архитектурной мастерской «АР.КО» концепция комплексного развития территории направлена на коренное изменение существующей ситуации.

В рамках концепции была рассмотрена территория площадью 126,7 га, протяженностью от Южного мола Морпорта до проспекта Пушкина и от уреза воды Черного моря до ул. Орджоникидзе, которая включает в себя важнейшие транспортные и культурные центры, а также зоны отдыха: территории Морвокзала историческое ядро с историческим Приморским бульваром, Приморской набережной и Театральной площадью.

Основные цели реконструкции Центральной набережной, которые пытались достичь авторы концепции:

  1. создание волногасящего пляжа с одновременным увеличением его рекреационной емкости и формированием современной набережной, в соответствии с требованиями к зонам международного гостеприимства.
  2. создание безтранспортной пешеходной зоны исторического центра, с учетом комфортных условий для пешеходного движения и транспортного обслуживания, организация парковок в радиусе пешеходной доступности пляжа.
  3. рациональная архитектурно-планировочная организация среды для отдыха у моря с современной инженерно-транспортной инфраструктурой, системой озеленения при условии оптимальной нагрузки на ландшафт.
  4. достижение архитектурно-ландшафтного единства ансамбля новой набережной и исторической среды Центрального района Сочи, повышение художественно-эстетического уровня ее благоустройства.

В архитектурно-планировочном решении комплекса проектируемой Центральной набережной учтены основные планировочные оси, видовые точки, визуальные коридоры, панорамные раскрытия исторического центра курорта. Линейная архитектура комплекса Центральной набережной вписана в береговую панораму исторического ландшафта.

Территория, в соответствии с характером рельефа, разделена на 3 уровня с выделением этапности реконструкции:

  1. Верхний парк – от ул. Орджоникидзе до верхней набережной, площадью 74,9 га
  2. Парк на склоне – от Верхней набережной до Нижней набережной (ул. Приморской), площадью 17,4 га.
  3. Городской пляж, нижняя Набережная, площадью 15,02 га.

Основные решения по размещению бун приняты с учетом основных планировочных осей, поэтому, в среднем, межбунное расстояние составляет около 500 м:

  • 1 ось – граница площади южного мола Морвокзала;
  • 2 ось – Морской переулок;
  • 3 ось – ось Зимнего театра, (варианты — ось ул. Театральной или со сдвижкой к северу);
  • 4 ось – долина р, Верещагинка, главная аллея у Летнего театра в парке им. Фрунзе;
  • 5 ось – завершение по оси ул. Пушкинской.

Длина бун около 165 м, возможно использовать их как дополнительный рекреационный ресурс в зоне акватории для купания. На оголовке буны – рекреационная площадка, таким образом, общая длина набережной может быть увеличена на 800 м и составит 2815 м.

Отметка набережной 5 м. Узел примыкания бун организован как пешеходная площадь, под которой — многофункциональный пляжный павильон.

Функциональное зонирование

Каждый из 5 секторов формируется на вновь создаваемой искусственной территории вдоль новой набережной, выдвинутой в сторону моря, в среднем, на 70-80 м, и имеет свою специализацию, согласно условиям организации зон международного гостеприимства:

Сектор 1. Парадный вход, зона культурно-зрелищных мероприятий и площадки городской активности, протяженность 185 м. Пляжная функция не предусмотрена. Здесь предполагается разместить морской амфитеатр на 2 400 мест, станцию канатной (г. Батарейка – Морвокзал) и как один из вариантов – автомобильная парковка.

Сектор 2. Аквапарк (существующий) и спортивно-оздоровительный центр, протяженность 460 м. С этого сектора начинается пешеходная набережная с видовыми площадками, городской галечный пляж с аэрариями и соляриям. Сохраняются существующие объекта общепита. Помимо этого в этом секторе размещаются: вертолетная площадка на буне (как возможный вариант), лифтоподъемник, фуникулер (г. Батарейка – Центральная набережная), открытый спортивный комплекс, большой амфитеатр на 2000 мест, а также локальные очистные сооружения поверхностного стока со сбросом очищенной воды в морскую акваторию через коллектор в теле буны.

Сектор 3. Зона детского отдыха, протяженность 585 м. Предусмотрено 4 тематических мини-парка, малый амфитеатр на 480 мест, наклонный лифтоподъемник, в пляжной зоне устраивается детский городской пляж с аэрариями и соляриями. Существующие объекты общепита сохраняются.

Сектор 4. Зона тихого отдыха и спокойных форм городской активности, протяженность 385 м. Помимо сохраняемых объектов общепита, предусматривается размещение администрации и охраны, медицинской и спасательной службы, помещений обслуживания и организации детского досуга, лечебно — оздоровительного комплекса, городского пляжа с аэрариями и соляриями. Для организации тихого отдыха предусмотрено устройство водно-ландшафтного комплекса в устье р. Верещагинка с лодочной станцией и демонстрационным мини-комплексом альтернативной энергетики (водяная турбинка) и размещение малых плавсредств на волнорезах. В этом секторе будут размещены еще одни локальные очистные сооружения поверхностного стока со сбросом очищенной воды в устье р.Верещагинка.

Сектор 5. Зона тихого отдыха и физкультурно-оздоровительных занятий, протяженность 585 м. Проектируется размещение спортивно-оздоровительных помещений, открытого спортивного комплекса, администрации и охраны, медицинской и спасательной службы, помещений обслуживания и организации досуга, лечебно — оздоровительного комплекса. Существующие объекты общепита также сохраняются. В этом секторе размещены локальные очистные сооружения поверхностного стока со сбросом очищенной воды в морскую акваторию через коллектор в теле буны.

Причалы морского сообщения предусмотрены во всех секторах, кроме детского.

Архитектура ансамбля решена в самых общих чертах. Характер объемного решения является основой для дальнейшей архитектурно-стилевой разработки. Ансамбль проектируемой территории включает в себя 5 планировочных комплексов по функциональным секторам.

В границы 1 этапа реконструкции включена часть нижней набережной, включающая 1 и 2 сектора, в соответствии с технологией и очередностью проведения гидротехнических работ и строительства берегоукрепительных сооружений пляжного комплекса.

Организация движения транспорта и пешеходов

Концепция содержит предложения по созданию безтранспортной пешеходной зоны с альтернативной трассировкой магистральных улиц в целях преобразования улиц Несебрской — Москвина — Орджоникидзе в улицы местного значения и организации безопасных пересечений пешеходных бульваров, направляющих потоки пешеходов к пляжу с магистральных улиц.

Связи между 2-мя набережными могут осуществляться по трем существующим автомобильным проездам к пляжу от Курортного проспекта через ул. Несебрскую, ул. Орджоникидзе, ул. Черноморскую с организацией небольших автостоянок (в тупиковых отрезках пер. Морского, ул. Соколова, пр. Пушкина, на аванплощади у Морского вокзала, на площади Зимнего театра, у Летнего театра в парке Фрунзе и т.д.)

Концепция предполагает дальнейшую проработку 3-х вариантов входа на Центральную набережную у Морвокзала с точки зрения организации безопасных пересечений пешеходных и транспортных потоков. Предложения пока рассмотрены схематично и требуют дальнейшего сравнения вариантов:

  1. Транспортный уровень магистрального движения остается на существующих отметках, а движение пешеходов осуществляется либо через подземный, либо через надземный пешеходный переход.
  2. Пешеходный уровень остается на существующих отметках. Предусмотрена организация транспортной эстакады магистрального движения с ул. Несебрской на ул. Москвина.
  3. Магистральное движение Несебрская – Москвина ликвидируется. Остается улица местного значения. В этом случае может быть предусмотрено:
  • пересечение в одном уровне.
  • организация пешеходной эспланады на отм. 7.0 м с ул. Войкова на второй ярус над существующей нижней набережной.

Предполагается пять въездов на Набережную: у Морвокзала в районе «Малибу», с улицы Приморской, с Театральной площади; от гостиницы Жемчужина; с ул. Пушкина.

Всего в настоящее время действует 7 поперечных пешеходных связей Курортного проспекта со входами на пляж: у Морвокзала, у Фестивального, у Парк-отель, у гост. «Приморская», «Жемчужина», 3 лестничных схода в Парке им.Фрунзе, на Проспекте Пушкина, и закрытый в настоящее время, лестничный сход, у жилого комплекса «Александрия». Концепция увеличивает количество поперечных связей, В местах выхода к морю основных пешеходных направлений предлагается установка эскалаторов и лифтов для связи верхнего, среднего и нижних уровней набережной.

Велосипедное движение и доступность МГН предусматривается по системе пандусов и парковых дорожек.

Существующая набережная реконструируется в качестве местного проезда. Вдоль нее организуется пешеходная аллея, с перспективой сооружения 2-го яруса над ней.

Изначально в концепции предусматривалось устройство автомобильных парковок внутри новой набережной с заездами по существующим бунам в каждый сектор. Однако экологи выступили категорически — против. Вопрос обеспечения парковок в зоне пешеходной доступности остается открытым в связи с отсутствием резервных территорий для их размещения, Решение может быть найдено при условии организации обслуживания общественным транспортом.

На перспективу предложены виды вертикального транспорта (канатные дороги, фуникулер, лифтоподъемники – вертикальные и наклонные), общественный электротранспорт (КСМ-Аэропорт), обеспечивающий связь пляжа с удаленными жилыми районами, организация местного сообщения (Морвокзал-Курортная поликлиника БФО «Мацеста») вдоль Нижней набережной специальным электротранспортом.

Озеленение

В планировочном решении для 2-х верхних зон сохранено существующее озеленение, предусмотрено укрепление склонов, реконструкция озеленения буферного парка с сохранением ценных деревьев.

В балансе территории новой набережной озеленение занимает 20 %. Для достижения заданных показателей по озеленению проектом предлагается использование технологий «зеленая кровля», устройство садов на верхних уровнях блоков обслуживания, вертикальное озеленение по перголам, трельяжам.

В планировочном решении сохранено существующее озеленение откосов и ценные деревья. Для улучшения микроклиматических условий предлагается озеленение, затеняющее прогулочную набережную. Предлагается создание водно-ландшафтного комплекса в устье р. Верещагинского. К существующим объектам застройки должны предъявляться жесткие требования по соблюдению «Зеленых стандартов», в том числе применение технологий «Зеленых кровель» и использования альтернативных источников энергообеспечения.

Художественное оформление

В рамках концепции использованы предложения Сочинской организации Союза художников России по увековечиванию памяти основателей и почетных граждан города Сочи (скульпт. Звонов В.В. и Бутаев А.), а также установка скульптурных композиций, посвященных теме семьи и детства.

На всей территории новой набережной предусмотрены возможные места для размещения элементов декоративного освещения и ночной подсветки, рекламных установок, декоративных фонтанов и плескательных бассейнов.

Инновационные технологии

Авторы концепции надеются, что новая Приморская набережная станет испытательной площадкой, где будут применены такие инновационные технологии, как:

  1. объекты альтернативной энергетики (гелиоустановки, различные виды фотоэлектрических источников энергии, ветровые электростанций, волновой электрогенератор и т.д.) – могут быть применены в качестве дублирующих источников энергоснабжения, а также в качестве игровых обучающих элементов в детском досуговом комплексе «Наукоград»
  2. различные технологии энергосбережения
  3. Водоподготовки и водоотведения
  4. Очистки поверхностных стоков
  5. Зеленого строительства

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

ПО ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПЛАНУ
1. Площадь территории в границах концептуального проектирования вместе с прилегающими территориями – 126,7 га, в том числе Нижняя набережная, включающая вновь создаваемые территории 19,48 га
2. общая протяженность набережной — 2200 м,
3. ширина новой набережной – 30 м.
4. общая протяженность пляжа — 2015 м,
5. единовременная вместимость пляжа принята по проекту — 11061 чел.

ПО СУЩЕСТВУЮЩИМ ОБЪЕКТАМ НИЖНЕЙ НАБЕРЕЖНОЙ
6. Параметры существующих объектов общепита:

  • Общая площадь помещений в целом, ориентировочно — 30 000 м2
  • Количество посадочных мест, ориентировочно – 510 (зимние), 2500 (летние)
  • Обеспеченность автостоянками – 240 м\мест
  • Общая площадь застройки – 1,37 га.

ПО ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ НОВОЙ НИЖНЕЙ НАБЕРЕЖНОЙ (предварительно)
7. Общая площадь помещений в целом 81780м2, в т. ч.:
Объектов обслуживания — 7 715 м2
Дополнительных функций – 59 490 м2
Технических помещений – 13255 м2
8. Площадь открытых пешеходных кровель-террас:
97600 м2 +26 500 м2
9. Автостоянок закрытых по вариантам:
Вариант 1 — 2071 м/м (без стоянок)
Вариант 2 — 1060 м\м
Вариант 3 — 340 м\м.
10. Зрелищные объекты:

  • Морской амфитеатр – 2000 посадочных мест
  • Большой амфитеатр 2 300 м2 посадочных мест
  • Малый амфитеатр 480 посадочных мест

«Архитектура Сочи»

Концепция комплексного развития Центральной городской набережной Сочи
5 2 чел.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Это можно назвать последним шансом для Сочи не стать окончательно перевалочным пунктом для отдыхающих, едущих на Абхазские пляжи!
    Меня очень заинтересовал проект памятника основателям Сочи. Какие имена будут? Есть ли портрет А.М. Симборского, или будет условно-символический образ?
    «Почётных граждан» из чиновников и депутатов, назначивших друг друга, не хотелось бы видеть «увековеченными»!

  2. Точно имен не знаю, но если судить по костюмам, то собраны представители разных эпох. Все же речь идет об основателях Сочи, а не о почетных гражданах.

  3. Все кончно хорошо, но я думаю врядли снесут «Платформу» или откроют пляж жемчужены для общественного опльзования. А то что пляжную тереторию надо отсыпать это давно и так понятно, но вопрос в том сколько еще кафе и рестованов построят на этой несчастной набережной непонятно…. а вот спускаем воду из унитаза в это-же море все так-же…

  4. Толковая концепция. Детальная, продуманная. (Можно поспорить по некоторым деталям, излишне на мой взгляд нео-классическим, но это нюансы…) В общем весьма профессиональная и глубокая градостроительная разработка. Вот только насколько реалистичная? Вопрос конечно же не к архитекторам, но ко власть предержащим?

  5. Проект откровенно порадовал, но мне кажется это просто мечта совместить и спокойный размеренный отдых и оставить старую набережную (но реконструкцию ей все же придется сделать). А это все вообще выполнимо надеюсь что да ,но по видимому не в интересах наших чиновников. А насчет закрытых пляжей это понятно ведь за пляжем нужен уход а если прийти вечером на набережную там просто ужас и это уже не только от чиновников зависит но и от нас с вами.

  6. Плохие новости — новой набережной, видимо, не будет 🙁
    Ссылка с новостью — http://www.yuga.ru/news/224957/

    «Деньги (4,5 млрд. рублей) у нас в программе есть, поэтому мы запустим проект по строительству пляжей, не строительство набережной, как было принято говорить, а по строительству пляжей», – заявил А. Пахомов.

    Вот так. Сначала хотели строить набережную шириной 60 метровдо стадиона, потом до проспекта Пушкина, затем из-за нехватки времени на строительство проект укоротили до Зимнего театра. Теперь будет «построен» пляж… Если кто помнит, Колодяжный приглашал болгарских специалистов для консультирования проекта набережной с шириной 200! метров. Такое ощущение, что олимпийские проекты преображения центра Сочи тают как мороженое на солнце.

  7. Ребята начните развитие набережной с Мацесты и в сторону Морпорта, тогда будет результат. А у нашего мэра денег нет для города.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.