Домой Сообщество Имена Архитекторы Сочи в лицах: Красовский Юрий Францевич

Архитекторы Сочи в лицах: Красовский Юрий Францевич

594
0

Родился 16 апреля 1941 г. в городе Душанбе Таджикской ССР. Как вспоминает сам Юрий Францевич:

Воспитывался в здоровой психологической обстановке рабочей семьи, в послевоенной мальчишеской среде улицы на окраине Душанбе, где не принято «высовываться», первому лезть с ложкой или ставить собственные капризы на первое место.

Горы всегда занимали особое место в жизни, именно в их окружении когда-то родился Юра и бегал мальчишкой на окраине Душанбе. Среднюю школу закончил в Душанбе в 1959 г., работал.

В 1961 г. Юрий Францевич поступил в Ташкентский политехнический институт (Ташкент). Из книги Александра Галкина «Архитектурный бренд Красной Поляны», глава 6:

«Юрий Францевич в мельчайших деталях помнит, как ему при поступлении в архитектурный институт пришлось ехать из Душанбе в Ташкент для сдачи вступительного экзамена по рисунку.

Спешащий на лекцию преподаватель сунул Юре гипсовый бюст, карандаш и бумагу, запер одного в комнате со словами:

– Рисуй!

Когда он через пару часов вошел в комнату, первым вопросом было:

– Ты, что, никогда прежде не рисовал с натуры и нигде не учился?

– Нигде не учился, но всегда оформлял стенгазеты, и в школе, и в железнодорожном депо, где пришлось немного поработать.

Преподаватель еще некоторое время рассматривал лист ватмана, на котором рисунок гипсовой головы был расположен в левом верхнем углу и занимал от силы десятую часть площади, оставляя чистой большую часть листа. Покачал головой и сказал:

– Ты сдал экзамен».

В 1962 г. Юрий перевелся в Таджикский политехнический институт (Душанбе). В 1964 г. перевелся на 3 курс Киевского инженерно-строительного института на архитектурный факультет, который закончил в 1968 г.

В 1968 г. Красовский по распределению приехал в Сочи, поступил на работу архитектором в Кавказский филиал проектного института «Союзкурортпроект», образованного на базе Сочинской архитектурно-проектной мастерской. Уже в 1972 г. Юрий Францевич стал руководителем группы архитектурно-строительного отдела. Профиль Союзкурортпроекта — проектирование крупных городских объектов (санаториев, пансионатов), реконструкция старых. Для реализации грандиозных планов ПО строительству города-сада в Сочи едут архитекторы со всего Советского Союза.

В 1972 г. в институт в проектную группу Красовского приходит Олег Свердлов, который до этого был главным архитектором Алма-Атинского домостроительного комбината. Оба молоды, талантливы, увлекаются спортом и туризмом, любят горы. Именно это стало основой их дружбы на долгие годы. В этот период .Красовский активно проектирует: здание народного суда и милиции Хостинского района; здание вычислительного центра и АСУ Главсочиспецстроя; спальный корпус санатория «Правда».

В 1974 г. Юрий Францевич переходит на работу в Сочинские художественные мастерские Худфонда РСФСР, который со временем преобразуется в Сочинский творческо-производственный комбинат. Заказов на проекты много: пансионаты, дома отдыха, гостиницы, магазины, рестораны. По его проектам проведены работы по благоустройству Мацестинской и Малой Ахунской пещер, благоустройство территории санатория имени Кирова. В этот период был разработан интерьер ювелирного магазина «Изумруд» на ул. Навагинской; памятник–монумент борцам за Советскую власть на Пластунке.

В 1976 г. Красовский вступил в Союз архитекторов СССР. Рекомендации ему дали Е. А. Сердюков (член Союза архитекторов с 1964 года), О. Б. Свердлов (член Союза архитекторов с 1972 года). Много лет Юрий Францевич проработал на Сочинском художественном комбинате архитектором интерьеров. Архитектором он был там один, а художников-оформителей множество. Они писали картины, ковали решетки, лепили керамические панно, собирали мозаичные картины во все стены, создавали уникальные люстры и бра, изготавливали гипсовую лепнину и стеклянные витражи.

21 апреля 1980 г. состоялось открытие мозаичной стелы с портретом Владимира Ленина, которая находится у главного входа в парк «Ривьера» в Центральном районе города Сочи. Идея её создания именно здесь скорее всего принадлежит Леониду Брежневу — высшие лица государства, как и сейчас, часто проезжали этот поворот. Для реализации проекта был приглашён художник-монументалист, работающий с мозаикой из смальты, Т. М. Джолагония. Красовский и Свердлов создавали форму объекта и генеральный план.

Монумент представляет собой мозаичное панно из смальты — цветного стекла, с изображением Ленина. Рядом написанные золотом слова: «Лечебные местности и курорты, где бы таковые на территории РСФСР ни находились и кому бы ни принадлежали, составляют собственность республики и используются для лечебных целей» — цитата из ленинского декрета о курортах. Монумент посвящен именно этому событию — подписанию декрета. Внушительный памятник высотой 8 метров весит более 100 тонн, а для создания образа вождя использовалась яркая алая смальта.

мозаичное панно у входа в парк «Ривьера»

Мозаичное панно Ленина в честь празднования 110-летней годовщины со дня рождения вождя мировой революции выполнено бригадой Зураба Церетели (автор портрета —Т. Джалагония), архитекторы Красовский и Свердлов.

В этот период основное в жизни архитектура, но есть и хобби — спорт и туризм присутствуют в жизни друзей постоянно.

В Красную Поляну в 1978 г. переезжает В. В. Овсянников, член горного клуба и мастер спорта по горному туризму, и в 1980 г. П. Н. Федин, который ещё в студенческие годы занимался альпинизмом. Оба энтузиасты, их объединила мечта создать современный горнолыжный курорт в Красной Поляне, на котором можно было бы организовать Олимпийские игры.

После распада СССР наступают тяжёлые для архитекторов времена, а за ними – эра рыночных отношений. И в это время в Красной Поляне открывается фирма «Альпика-Сервис», с апреля 1992 г. начинается строительство первой в России канатной дороги.

Решив обзавестись собственным жильём, Федин обратился в администрацию посёлка Красная Поляна, чтобы та сделала заказ на типовой объект для Красной Поляны с целью задать архитектурный облик будущего мирового курорта. Проект Красовского успешно реализовывали. Интересно, что когда архитектор проектировал объект, он даже не знал, что есть такой стиль — шале.

Из книги Александра Галкина «Архитектурный бренд Красной Поляны»:

«Впервые я увидел дом, спроектированный Юрием Францевичем, в начале 90-х, когда нас пригласил к себе в гости Пётр Федин (генеральный директор «Альпики–Сервис» в 1977 – 2007 годы). Красовский и Федин никак не могли согласовать этот проект дома, нарушавший множество старых норм, которые, однако, формально ещё никто не отменил и новые не утвердил. Единственным выходом было ехать в краевой центр, Краснодар, и там объяснять, показывать, доказывать и просить, чтобы дали разрешение. К поездке подготовились основательно – изготовили разборный макет будущего здания, включавший мельчайшие детали внутреннего интерьера. Этот уютный коттедж с малюсенькими цветными шкафчиками, кроватками, столиками и пр. вызвал восторг в краевом департаменте архитектуры, которым руководил тогда Мокроусов Анатолий Емельянович (человек, безусловно, выдающийся, заслуживающий отдельного рассказа, чьи глобальные проекты, уверен, ещё будут востребованы). Необходимые разрешения и согласования были получены, и наши друзья приступили к строительству.

Конечно, проект получил одобрение, поскольку соответствовал не действующим правилам, а витающему в то время в нашем обществе ветру перемен, ожиданиям прекрасного преображения и в отношениях людей, и в окружающем пространстве».

В конце 1990-х на Красной Поляне по проектам Красовского строятся первые постройки, которые свели его с многолетними партнёрами, друзьями и коллегами, такими как: Пётр Федин, Юрий Шпалов. К ним поближе, в Красную Поляну он переселился в зрелые годы, без сожаления оставив комфортабельную квартиру в Сочи.

В 1998 г. у подножия горы «Чёрная пирамида» открылся и стал практически визитной карточкой горнолыжного курорта «Альпика-Сервис» ресторан «Пирамида», построенный по проекту Юрия Францевича.

ресторан «Пирамида», проект 1996 год

В 2007 г. Юрий Францевич вошел в Общественный совет при главе администрации Краснополянского поселкового округа, который являлся совещательным органом, представляющим интересы населения округа.

ресторан «Шале», 2007 год, Эсто-Садок

В 2009 г. между второй и третьей очередями подъемника горнолыжного комплекса «Горная карусель», на высоте 1450 м над уровнем моря открылся ресторан «Сугроб», который напоминает охотничий домик.

В это же время в Красной Поляне появляются индивидуальные жилые дома с новым качеством архитектуры по проектам Красовского. Это стиль, который стал синонимом таких слов, как «тепло» и «уют», который растворяется в ландшафте и гармонично уживается в природной среде.

Как пишут об архитектуре Красовского заказчики:

«Известнейший в Красной Поляне архитектор, создавший свой узнаваемый вариант альпийского шале: большие деревянные крышные свесы, защищающие жильцов от огромных масс снега; широкие панорамные стеклопакеты в рамах из клееного бруса; массированное использование брутальных деревянных конструкций при шалевке дома; в ветровых досках, перилах и балясинах, ограждающих балкон. Все дома прочно опираются на цокольный этаж, облицованный диким камнем, в котором расположена автономная котельная, гарантирующая надежное отопление, мощную сушку в лыжной комнате и горячую воду без перебоев».

В 2009 г. в журнале «Парадный квартал», вышла статья «Земля Францича или фоторепортаж с подтекстом» архитектора Сергея Прокофьева, директора ООО «Архитектурная компания «Альпийский Дом». Автор пишет:

«Шале по Францычу – это современный европейский дом, в котором заложены современные принципы планировки внутреннего пространства. Это чистое, простое и надёжное конструктивное решение. Несущий каркас дома представляет собой систему монолитных колонн, с перевязкой из металла, зачастую спрятанная в оконные переплеты. Толстые деревянные балки, которые наряду с конструктивной функцией являются украшением интерьера, несут надежную, теплую крышу обязательно с длинным свесом, доходящим до двух метров. Огромные окна от пола до потолка иногда вообще заменяют стены (современный стеклопакет позволяет осуществлять этот прием практически без теплопотерь), а здесь в помощь и водяной теплый пол, и система встроенных в пол конвекторов, в общем, не замерзнем. На фасаде, стенах и цоколе применяем плотный утеплитель, который декорируется природным камнем или зашивается доской, также на фасаде применяются современные типы декоративной фасадной штукатурки. Ну а кровля – это, как правило, мягкая черепица, которая незаменима в сооружениях с небольшим углом ската. Она позволяет деликатно исполнить все нюансы, переломы и переходы сложной крыши, а также лаконично и стильно смотрится и в простой двускатной».

Проекты Красовского Ю. Ф.:

Сергей Прокофьев, анализируя в статье философию Красовского, пишет:

«Дом по Францычу – это новая идеология соотношения основных объёмов дом–участок–бассейн–беседка–зона барбекю, основная задача – объединение всех ингредиентов в единый жилой организм. И привычные пропорции — десять соток, огороженные забором и торчащий посередине дом, десять на десять в четыре этажа – это не про нас. А вот лабиринт из лесенок, дорожек, террас, навесов, беседок и как доминанта – дом, расположившийся в разных уровнях – это наш рецепт, та художественная форма, создаваемая архитектором, главный принцип которой – взаимосвязь всех объектов и приведение их к единой жилой среде. Задача хоть и трудная, но выполнимая, и, как ни крути, главная проблема – всем договориться и захотеть».

И опять цитируем Сергея Прокофьева, потому что лучше не скажешь:

«Юрий Францевич Красовский – это архитектор, превращающий холодный камень и стекло, дерево и черепицу в те самые добрые и любимые вещи, которые, становясь старше, понимаем и ценим все больше и больше – домашний уют, современный комфорт, теплоту близких людей, семейный ужин у камина, с бокалом горячего глинтвейна или чего-нибудь национального.˂…˃В рамках небольшой обзорной статьи, обозначив довольно глобальные вопросы в начале, мы чуть-чуть поговорили о том, какое оно — это «красиво» и откуда берется. Пример архитектурного преображения Красной поляны и творчество Юрия Францевича Красовского, прежде всего, ценны тем, что произошел это феномен слияния потребностей и возможностей заказчика, таланта архитектора, социального и природного потенциала места, причем произошел вполне спонтанным и естественным образом: просто все так захотели, и это прекрасно».

А друзья не устают рассказывать о Юрии Францевиче:

«Умение находить себе дополняющие фигуры сам Красовский считает своей сильной стороной. Именно это позволяет ему сосредотачиваться на творческих аспектах работы архитектора, без риска работать на полку и редко видеть воплощенные проекты», — пишет об архитекторе Александр Галкин.

Юрий Красовский и дизайнер Кристина Бяльская, победители конкурса AD в номинации «Лучший загородный дом», 2015 год

В последние годы Юрий Францевич Красовский работает в паре с архитектором Александром Афанасьевым в Архитектурной мастерской «Красовский-Афанасьев».

Очень хочется, чтобы созданный Красовским стиль и архитектурный облик посёлка Красная Поляна стал законом для чиновников, архитекторов, заказчиков. Уникальное место требует особых правил: живописные окрестности радуют глаз шикарной природой, а поселок будто спрятан от посторонних глаз горными массивами и сохранен в своем первозданном, поистине необыкновенном виде самой природой.

Использованные материалы:

  • Интернет-издание о Сочи «SCAPP». URL: https://sochi.scapp.ru, 31.08.2018, статья «Архитектор Свердлов».
  • Интернет-издание «Архитектура Сочи». URL: https://arch-sochi.ru
  • Прокофьев С. // журнал «Парадный квартал». Статья «Земля Францича или фоторепортаж с подтекстом». 2009.
  • Галкин А. А. Архитектурный бренд Красной Поляны.

«Архитектура Сочи»

Если Вам важно и нужно то, о чём мы пишем, поддержите нас: Благодарим!
Rate this post

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.