Привлекательность города складывается из мелочей. В Советское время благоустройству Сочи уделялось большое внимание, даже технические сооружения и автобусные остановки превращались в произведения искусств. Качественно исполненные, многие из них сохранились до наших дней.
Вот, например, остановка «Цирк» на Курортном проспекте, строительство которой было завершено в апреле 1968 года. Раньше остановка называлась парк «Дендрарий» и, выходя из автобусов, туристов встречали цветные мозаичные павлины. Советский модернизм был ярким, запоминающимся и главное — уникальным.
Остановочный павильон представляет собой синтез искусств. Он выполнен по проекту сочинского архитектора В. М. Морозова (автор сочинского Автовокзала) и инженера — Э. Дёминова. Складчатый навес из бетона парит, опираясь лишь на небольшую стену. Сейчас сложно разглядеть былую лёгкость, остановку вокруг сильно застроили.
Автор мозаичной композиции — художник Давид Залманович Двоскин и его сын Игорь, которые работали в сочинском художественном фонде РСФСР.
Вот здесь автор оставил свои инициалы «ДЗД».
К Олимпиаде мозаичное панно обновили, покрасив сверху краской. Смотрится такой ремонт плохо. Плюс ко всему уникальную мозаику теперь не разглядеть, потому что сверху повесили рекламу, схему города, расписание автобусов и электронное табло. Знак остановки и урна для мусора тоже неудачно расположены.
Может городу стоит попросить помощи у специалистов, которые будут заниматься восстановлением мозаичного комплекса Церетели. Не мешало бы восстановить остановочный павильон. Вернуть ему былой шик, перенести на другое место, закрывающие панно схемы и расписания.
К сожалению, «краска — наше всё». Достаточно посмотреть на здание сочинского цирка.
Нынешней весной в Екатеринбурге снесли один из самых заметных памятников советского модернизма — недостроенную телебашню, на защиту которой встали историки, урбанисты и просто обычные люди. По всей стране подобные сооружения постепенно приходят в упадок. Немного их осталось и в Восточной Европе — на смену серому бетону и простым формам приходят другие архитектурные творения. Некоторых это совсем не радует.
В Москве несколько лет назад жители встали на защиту Ленинского проспекта в Москве, который предполагалось превратить в магистраль с многоуровневыми развязками и т.д. Меня тогда тоже взволновала эта ситуация, потому что эта улица, где прошла моя студенческая пора, была бы безвозвратно погублена. В защиту выступило и архитектурное сообщество, потому что Ленинский проспект считается образцом градостроительства. Проспект удалось отстоять.
Здания Ленинского проспекта, площади, пересечения с улицами и проспектами, устремленными к величественному зданию МГУ на Ленинских горах, представляют собой «простые формы», но удивительно гармонично сложенные в единый ансамбль. Конечно, такие образцы нашей культуры и истории необходимо сохранять.