22 октября на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера принято решение по определению правового статуса главных архитекторов регионов и закреплению их полномочий.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендовал Минстрою ускорить разработку и внесение в Правительство соответствующих изменений в Закон «Об архитектурной деятельности в РФ».
«Есть поручение президента, в соответствии с которым главные архитекторы должны возглавлять органы, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, напрямую подчиняться высшему должностному лицу субъекта. Несмотря на это, должность главного архитектора во многих регионах носит номинальный характер, не позволяющий влиять на принятие решений в области архитектуры и градостроительства», – рассказал председатель комитета Олег Мельниченко.
При подготовке решения Комитет отправил запросы в 85 регионов. Опрос показал, что только в 31 субъекте Федерации есть профильный орган исполнительной власти, занимающийся вопросами архитектуры и градостроительства. В остальных субъектах решения в этой сфере принимает комплексный орган исполнительной власти, который параллельно работает в области строительства и ЖКХ. Кроме того, есть города, в которых должность главного архитектора отсутствует совсем или носит номинальный характер.
«Зачастую в региональных законах отсутствуют чёткие требования к стажу и прочему. Это конкурсная процедура, которая допускает определённые исключения в небольших населённых пунктах. Надо также понимать, что для выстраивания общей структуры органов архитектуры и градостроительства недостаточно только структур на уровне субъектов Федерации, необходимо и их выстраивание на уровне муниципалитетов», – отметил представитель Минстроя Сергей Гончаров.
Он также добавил, что в Минстрое создана рабочая группа по корректировке закона об архитектурной деятельности.
«Мы поддерживаем усиление роли главного архитектора, дискуссионным остаётся вопрос о целесообразности выделения отдельных органов исполнительной власти, которые будут непосредственно курировать данные правоотношения», – сообщил чиновник.
Главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов прокомментировал проблему:
«Главный архитектор – это и инженер по сетям, и экономист, и социолог, и градостроитель. Меня сначала учили шесть лет, потом – три года аспирантуры, затем – 15 лет практики, включая преподавательскую. После этого всего я подумал, что имею право пойти на должность главного архитектора. То, что сейчас мои коллеги – бывшие сотрудники ГАИ или сельхозпредприятий, – это унизительно для профессии, для русской архитектуры и советской архитектурной школы».
Очень часто в городах по привычке руководителя департамента архитектуры муниципалитета называют главным архитектором, что не совсем верно. Да, бывают случаи, когда эти должности совмещены, но чаще города предпочитали отказываться от должности главного архитектора и расширять список квалификационных требований соискателям на должность директора департамента архитектуры и градостроительства с включением в него таких специальностей, как «экономика и управление» и «юриспруденция». Так было и в Сочи до декабря прошлого года, когда были приняты новые квалификационные требования к служащим департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи. В них прописано, что возглавлять департамент архитектуры должен главный архитектор города, имеющий профильное образование.
Как будет в новой администрации города, формируемой недавно избранным главой города А.С. Копайгородским покажет время.