Поэтапная оптимизация начнётся с 1 января и продлится до конца 2019 года. Но изменения коснуться лишь маршрутной сети. Коренных изменений в работе общественного транспорта самого длинного в России города пока не предвидится.
Одно из важнейших изменений – введение новых маршрутов — это №1 и №11, которые будут курсировать по Курортному проспекту, ул. Виноградной, ул. Донской, ул. Транспортной и ул. Яна Фабрициуса. Оба рейса будут обслуживать автобусы большой вместимости, а интервал составит менее 5 минут. №1 будет ходить с Донской в сторону Краснодарского кольца, а №11 будет идти ему на встречу, начиная двигаться с Донской в сторону ул. Виноградная. Соответственно будут отменены дублирующие их — №1, 17 и 47 маршруты, сообщает пресс-служба администрации города-курорта.
Ещё одним нововведением будет перевод части пригородных маршрутов на городские — многотарифные. В частности, это касается Адлерского и Лазаревского направлений. Например, маршруты №125 и №155 станут городскими. Таким образом для льготных категорий населения будет возможность пользоваться проездным билетом и доехать до Адлера и Лазаревское, на пригородных маршрутах со скидкой 50%.
Также в городе планируется замена автобусов малой вместимости — это Богданы и Хёндаи. На их смену придёт транспорт, оснащённый кондиционерами, пандусами для маломобильных пассажиров и терминалами для безналичной оплаты проезда.
Несмотря на то, что общественный транспорт Сочи всё больше учитывает потребности как маломобильных, так и льготных категорий населения, его работу пока нельзя назвать удовлетворительной. И доказательство тому — личный автотранспорт, заполняющий центр города в рабочие и выходные дни. Проблема не в нехватке парковочных мест, а в неоптимизированной системе общественного транспорта. Только удобное для горожан работа общественного транспорта заставит автомобилиста отказаться от машины в его пользу.
Как автомобилист с 20-летним стажем могу сходу назвать две причины, по которым я не воспользуюсь общественным транспортом несмотря на его очевидную дешевизну по сравнению с поездкой на автомобиле. Во-первых, слишком раннее для курортного города окончание работы общественного транспорта. В 22:00 уехать в Завокзальный район из центра практически нереально. Да, к особым мероприятиям продлевают работу, но это разово. Во многих туристических городах уже давно либо появляются специальные маршруты ночных автобусов, связывающие весь город, либо действует двойной ночной тариф.
Во-вторых, система автобусных маршрутов завязана на пересадку в центре. Да, это позволяет обеспечить выгодную для перевозчика загрузку автобусов, но неудобна мне, как жителю. Например, попасть из Завокзального на Макаренко можно только с пересадкой, хотя микрорайоны находятся по соседству. Но даже если и есть необходимый вам маршрут из одной точки города в другую, ходить он может очень редко и вы, чтобы не стоять долго в ожидании автобуса на остановке, вновь предпочитаете перемещение на машине. Стимулировать горожан пользоваться общественным транспортом с пересадками во многих городах помогает введение либо билетов на час (то есть вы можете воспользоваться одним и тем же билетом в течении часа), либо давая определённое время на пересадку, в течении которого можно воспользоваться одним и тем же билетом. Но эта система требует введения иных способов оплаты, фиксирующих время входа и выхода пассажира из автобусов.
Так или иначе простая оптимизация маршрутной сети будет недостаточной мерой для налаживания удобной для горожан работы общественного транспорта курорта. Для преломления ситуации с ростом количества частного автотранспорта, спровоцированного постройкой дорог и развязок к олимпиаде, нужно комплексное решение.