Домой Город Идентичность Историко географический регион Зихия или почему Сочи не Кубань

Историко географический регион Зихия или почему Сочи не Кубань

5420
0

Никита Кондряков

В начале этой статьи позволю сделать небольшую преамбулу.

Поскольку в последние годы многократно усилилась до этого не столь проявленная «кубанизация» причерноморского региона, включающая введение общего для всего Краснодарского края обязательного предмета «кубановедение» (который согласно ответу Минобрнауки РФ не может относится к разряду обязательного предмета учебного курса РФ, а может быть только дополнительным предметом в вариативной составляющей общего курса по выбору образовательного учреждения), назрела очевидная необходимость ещё раз объяснить, что черноморское побережье Краснодарского края – это не Кубань.

Для начала следует определиться, что же есть «Кубань». Кубань – это прежде всего одноименная река. Но Кубань, это ещё и определённый историко-географический регион. Если рассматривать время появления гидронима «Кубань», то этот гидроним в нынешнем прочтении появляется где-то лишь в 18 веке. Практически синхронно по времени (десятки лет) появляется регион Кубань, который непосредственно связан с местом переселения Верного Черноморского Казачьего Войска (малая часть оставшихся запорожских казаков из Сечи) на правобережье р. Кубань в конце 18 века. Вплоть до середины 19 века регион левобережья р. Кубань именовался «Закубанье».

Таким образом, очевидно, что историко-географический регион «Кубань» во-первых, достаточно молод по времени (чуть более 200 лет), а во-вторых ограничен правобережьем р.Кубань, т.к. левобережье уже называлось Закубаньем ещё в 19 веке. В Российской Империи возникло такое территориально-административное образование, как Кубанская область, которое просуществовало всего 58 лет. Если Кубанская область была создана в 1860 году, то в 1866 году был создан Черноморский округ, который не входил в состав Кубанской области. В 1888 году году Черноморский округ в виду малочисленности населения был присоединён к Кубанской области. Однако, в 1896 году Черноморский округ стал снова самостоятельным и преобразован в Черноморскую губернию. В составе Кубанской области Черноморский округ административно находился всего 8 лет. Вот эти восемь лет, это пожалуй всё существующее время, которое хоть как бы административно связывало Черноморское побережье Кавказа с термином «Кубань».

Если, в свою очередь, историко-географический регион Кубань и молод и достаточно локализован, то для причерноморья от Крыма до Сочи существовал свой историко-географический регион, существовавший под названием Зихия или Джигетия (уже источников вплоть до 19 века). Как регион Зихия (упоминание народа зихи в данном регионе гораздо древнее) упоминается у Императора Византии Константина Багрянородного в 10 веке нашей эры.

Карта французского картографа Гийома Де Лиля (1675–1726 гг.) изданная в 1742 году и составленная по сведениям К. Багрянородного, Императора Византии X века

По его же описанию протяженность Зихии около 450 км и южной границей с Абазгией является Никопсия. Территорию расположения Никопсии (в ней тем более появилась так называемая Зихская Епархия, которая значительно позже перемещена с Никопсии в Тамань, не изменив названия) практически удалось локализовать в районе г. Сочи. Она отмечена более чем 20-ю раннехристианскими базиликами, самые древние из которых датируются VI веком и по факту являются одними из древнейших на территории РФ. Византийские базилики практически отмечали места выхода к Чёрному морю одного из ответвлений Великого Шёлкового Пути – Даринского. Торговля шёлком была одним из стратегических направлений экономического развития Византийской Империи и совершенно не случайно уже в эпоху развитого средневековья, стандартная для средневековых морских карт Европы Белая Зихия (Альба Зихия) на карте Андреа Бъянко изданная в 1436 году была названа Чали Зихия – Шёлковая Зихия (Чыля – Шылэ достаточно общее для осетин, чеченцев, кабардинцев, абазин обозначение шёлка).

Чали Зихия Андреа Бъянко 1436 г.
Из абазинско-русского словаря

Венецианские и Генуэзские торговцы различали Альба Зихию и Мауро Зихию. Эти названия появляются на компасных картах с 1318 года у Весконте и существуют на них вплоть до полноценного господства на Чёрном море Османской Империи.

Альба Зихия, Мауро Зихия и порт Сочи ( Sacho) у португальского мореплавателя и картографа Joao Freire

Можно было бы подумать, что с появлением турок исчезнет и историко-географическое название региона. Однако этого не произошло. Даже в 19 веке регион продолжали называть Джигетией – это грузинская трансформация и народа зихи – джихи и региона Зихия – Джихия – Джигетия. Я думаю, все знают и термин «джигит» и термин «джигитовка» и теперь становится достаточно очевидна история – корни его происхождения. Далее позволю себе процитировать сборник:

«Одно из первых упоминаний о Джигетии оставил нам Вахушти Багратиони (1696–1757), до этого времени Джигетия входила в территорию Зихии (Зихская епархия Константинопольской церкви просуществовала до конца XIII века). Упоминания о джигетах оставляли многочисленные путешественники, посетившие Джигетию в середине XVIII – начале XIX вв. Среди них можно отметить: М. Пейсонеля, Юлиуса фон Клапрота, Жак-Виктор-Эдуард Тетбу де Мариньи, Фредерика Дюбуа де Монперэ, Федора Федоровича Торнау, Эдмунда Спенсера, Джеймса Белла, Джона Лонгворта и других. Из публикуемых материалов явствует, что в середине XVIII века (1750– 1760-е гг.) абазины, в том числе и джигеты, считали себя «благочестивыми христианами». С 1785 года ситуация в корне изменилась и на территории Джигетии вооруженным путем начал насаждаться ислам. Гонения на представителей старого христианско-языческого духовенства происходили вплоть до конца Кавказской войны. Таким образом, в конце XVIII – середине XIX вв. среди джигетов происходил процесс коренной ломки религиозных воззрений. Необходимо добавить, что в том же 1785 году, наряду с насаждением ислама, черкесская аристократия у убыхов, шапсугов и натухайцев потеряла власть над простолюдинами. В результате этого, черкесские общества соседей джигетов оказались децентрализованы. Однако, в эпоху коренной ломки абазины, в том числе и джигеты, сумели сохранить историческую власть князей. Именно это обстоятельство позволило в ближайшем будущем абазинцам инкорпорироваться в состав Российской империи. Если учесть, что численность населения у причерноморских джигетов составляла от 10 до 12 тыс. человек, а Джигетия располагалась между Черкесией и Абхазией, то становится очевидным, что политика джигетских князей должна была учитывать интересы всех соседей. Важно отметить, что Documents and Materials on the History of Jigetia… (7) совершая набеги друг на друга, черкесы и абхазы пересекали территорию Джигетии, а сами джигеты сохраняли в этой ситуации нейтралитет. Что касается горной Джигетии, то она имела несколько обществ: Аибга, Ачипсоу, Псху. Интересно то, что абхазское горное общество Цебельда и горные общества Джигетии признавали зависимость одного князя – князя Моршани (в некоторых источниках Маршаниа – А.Ч.). Численность населения горной Джигетии составляла от 5 до 10 тыс. человек. Населяли горную Джигетию воинственные абазинцы, которые часто ходили в набеги на Абхазию. Важно отметить, что набегами, в своем большинстве, занимались только горные общества, которые нападали на прибрежные общества, Так, например, в набеги на причерноморских джигетов ходили горные убыхи. В документах отражены свидетельства о том, что причерноморские джигеты набегами практически не занимались. Мстить горным обществам за набеги было бесперспективно, так как горные общества были защищены естественными укреплениями – ущельями. В период Кавказской войны на территории Джигетии было заложено два русских укрепления: укрепление в Гагре, основанное летом 1830 года (на территории средневековой крепости) и укрепление Святого Духа. Закладка второго укрепления состоялась 18 июня 1837 г. Первоначально ему было дано имя – укрепления на мысе Константиновском. Однако 14 января 1838 г. оно было переименовано в укрепление Святого Духа. Русское военное присутствие в Джигетии, наряду с деятельностью Владетеля Абхазии князя Михаила Шервашидзе, привело к тому, что в 1840 году джигетская знать стала рассматривать вопрос о принятии присяги русскому императору. Уже в мае 1840 года Владетель Абхазии сообщал, что Цвандрипские князья Омар, Бослам, Голам и Сосран Цумбаевы изъявили желание вступить в подданство России со всеми своими подвластными. Из князей Цумбаевых Омар приезжал для переговоров еще в 1839 году. Князья приняли присягу, выдали аманата – их брата Беслама, которого отдали на поручительство владетелю Абхазии. Русская администрация дала им в подарок 400 руб. серебром. Владетель Абхазии также их одарил. В 1840 году самостоятельными приставствами становятся также селение Псху и Джигетия (Садзен). В 1841 г. Джигетия официально была подчинена Абхазскому княжеству. Документы свидетельствуют, что политическая слабость джигетов происходила от распрей и кровной вражды, разделявшей не только главные дома Джигетии, но и членов одной и той же фамилии. Главных княжеских домов здесь было четыре: Аридбаевы, Гечи, Цанбаевы, Анчебадзе. Гечи враждовали с Анчебадзевыми и с Цанбаевыми, Цанбаевы – между собой. Племя Цвежское, которое являлось ветвью народа джигетского, находилось в сильной вражде с соседственным домом Аридбаевых и само раздиралось домашними распрями. Русская администрация пыталась помирить джигетов и назначила переговоры в форте Святого Духа на 24 апреля 1852 года. Здесь и Documents and Materials on the History of Jigetia… 8 обнаружилась сила вражды горцев – они не хотели в одном месте, в одно время собираться для совещания. Когда князь Гечи вошел в собрание, то вышел из оного князь Анчебадзе. За князем Анчебадзе ходил начальник 3-го отделения Черноморской береговой линии и привел его почти насильно. В ходе переговоров полковник Колюбакин предложил условия: выдать в аманаты детей, для воспитания их в Сухум-Кале; назначить суды, для окончания всех споров как между домами, так и между членами одного и того же дома; выбрать старшин для наведения полицейского порядка. Эти выбранные лица обязывались: ходатайствовать перед начальством о нуждах народа; передавать народу распоряжения, требования начальства и наблюдать за исполнением приказаний; собирать в случае необходимости по приказу начальства суды, советы, для решения внутренних дел и войско для отражения врагов внешних. 25 апреля джигеты согласились с этими предложениями. Вместе с тем высказали свои просьбы: несколько увеличить выдаваемое количество соли; позволить купцам, прибывающим по билетам с очищенными и оплаченными товарами, торговать в аулах; позволить кочермам очищенным (судам, проверенным на наличие контрабанды – А.Ч.), подвозить товары к Цанрипшу для населения, удаленного от Адлера; употребление людей хорошего дома на службу царскую, то есть прикомандирования их к отрядам за отличия; определение, если возможно, некоторого количества товаров для беспошлинного ввоза, как это было прежде по особому разрешению начальства. Тем не менее, дело на этом практически встало. Джигетский пристав сообщил полковнику Колюбакину, что предложение о выдаче аманатов успеха не имеет, ввиду вмешательства хаджи Керендука Берзека. Одни только князья Анчебадзе выдали аманата, который был доставлен в Сухум-Кале и определен в Азиатскую школу. Князья же Гечевы, Цамбаевы и Аридбаевы потребовали: «дозволения им свободного вывоза в Турцию девок и пропуска из Абхазии товаров, а также отпуска им соли в неограниченном количестве. При этом князья заявили, что ограничение по этим статьям они считают притеснением» (Документ 47). Дом князей Анчебадзе остался непоколебим. Анчебадзевы изъявили желание переселиться в Абхазию. Со всей очевидностью можно утверждать, что переселилась большая часть рода Анчебадзе, хотя были и такие, которые остались в Джигетии. Благодаря поддержке владетеля Абхазии князя Михаила Шервашидзе, род Анчабадзе быстро достиг высокого положения в Абхазии, став одним из наиболее влиятельных абхазских родов. Причинами такого возвышения стала общая нестабильная ситуация в Абхазии. Необходимо понимать, что со времени принятия Владетелями Абхазии христианства, Абхазия стала территорией для набегов исламизированных черкесских племён, например, горных убыхов. Владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе в своей политике назначал князей Анчебадзе управителями своих имений и поручал им защиту своих Documents and Materials on the History of Jigetia… (9) владений на случай вторжения извне. Если представить, что князья Анчабадзе были людьми не очень богатыми, то управление в имениях Владетеля Абхазии для них было делом чести. Однако примерить всех джигетов так и не получилось. В марте 1854 года джигеты осуществляли помощь вьючными животными войскам Магомета Амина.

В 1864 году, после окончания Кавказской войны, часть населения Джигетии (имеется в виду ближайшая к убыхам) покинула свои земли и отбыла в Турцию.» 1.

Так или иначе, мы по факту имеем чрезвычайно стойкое во времени упоминание в различных источниках историко-культурного региона Зихия, который, в свою очередь, был связан с упоминанием народа зихи, которых упоминает ещё Страбон в I веке нашей эры в труде «География», книга XI. Упоминание региона «Зихия» в 10 веке, народа «зихи», в первом веке.

Вариант значения «зих» в абазинском языке

Чуть измененная Зихия в термине Джигетия доживает до 19 века. Практически две тысячи лет без особых изменений. Возникает вопрос – имеет ли место быть для определения не исторического, как обычно считается, а именно историко-географического региона Зихия? Ответ, думаю, вполне очевиден. Территория Зихии-Джигетии особо никогда не менялась. Тот факт, что от прежней Зихии в 19 веке сохранилась лишь одна выделенная Джигетия особо не говорит ни о чем. И корректно ли, к названию историко-географического региона, просуществовавшего и не изменившего своего названия как регион со времён Византии практически до настоящего времени навешивать 200-летний ярлык историко-географического региона Кубань, которая очень далеко? Конечно же нет! И это даже в рамки среднешкольных понятий о географии не укладывается – переносить выжженную солнцем степь на влажные субтропические предгорья Кавказа у Чёрного моря. Географическое месторасположение не может не откладывать отпечаток и на ментальность местного населения. В степи у народа ментальность одна, а здесь в предгорьях Кавказа – совсем иная. И так будет всегда. Потому, преподавание предмета Кубановедение изначально даже по названию ( разные историко-географические регионы) ошибочно как минимум на Черноморском побережье Краснодарского края, как минимум. А выбор, учить своих детей Кубановедению или нет – за вами. На самом деле не обязаловка. В аттестате для любого ВУЗа страны (кроме Краснодарского края) оценка по «Кубановедению» — это оценка неизвестно за что и к чему. Она не обязательна и учитываться не будет. Ответ Минобрнауки РФ прилагается к статье.

«Архитектура Сочи»

  1. Документы и материалы по истории Джигетии (1750–1868 гг.). Сборник документальных материалов / Под ред. А.А. Черкасова. — Сочи: Научный издательский дом «Исследователь», 2016. — 267 с.
4.2/5 - (5 голосов)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.