Домой История Конец эпохи гуманистической архитектуры Оскара Нимейера

Конец эпохи гуманистической архитектуры Оскара Нимейера

4777
0

15 декабря исполнится 105 лет со дня рождения  знаменитого бразильского архитектора-модерниста  Оскара Нимейера  (Niemeyer Soares Filho Oscar). Увы, в прошлую среду, 5 декабря 2012 года, он ушел из жизни, не дожив всего 10 дней до своего юбилея . В Бразилии был объявлен национальный траур.  Похоронен  Оскар Нимейер в своём родном городе Рио-де-Жанейро.


© archinect.com

За 70 лет архитектор спроектировал более 600 строений и  работал до самой смерти. Его творчество оказало не менее заметное влияние на советскую архитектуру 1960-1970-х, чем работы Мис  ван дер Роэ  или Ле Корбюзье. В частности, сочинская архитектура того периода впитала в себя основные идеи модернизма, что нашло своё отражение, в первую очередь, в иной, по сравнению с неоклассической архитектурой, пластике форм.

Оскара Нимейера часто называют «скульптором-монументалистом, чем архитектором» за динамизм и чувственность форм его архитектуры. Его манера характерна обилием плавных кривых.
В своих мемуарах  Немейер писал:

«Меня не привлекают прямые углы и прямые, неизменные и четкие линии, созданные человеком. Меня привлекают кривые, свободные и чувственные. Те кривые, которые мы можем видеть в горных силуэтах, в форме морских волн, на теле любимой женщины»

Творчество Оскара Нимейера можно условно  поделить на пять этапов:

Первый этап (1940-1943) — Пампулья. В творчестве сочетание истинно бразильских элементов в переплетении с универсальными.
Второй этап(1943-1953) — архитектор находится в поиске новых художественных возможностей, смело сочетает железобетон и скульптуру, не забывая о ландшафте.
Третий этап (1953-1965) — активно работает над архитектурным обликом столицы Бразилии, использует экспрессионизм в строительстве.
Четвёртый этап(1965-1989) — вынужденная эмиграция в Европу. Здесь изучает  культурное наследие античности. Работает во Франции, Италии, Алжире.
Пятый этап (1989-2012) — период музеев и мемориалов.

В 1988 году, в возрасте 81 года, Нимейер получил главную архитектурную награду мира — Притцкеровскую премию.
В 2007 году президент России Владимир Путин наградил  Нимейера  орденом Дружбы, отметив его заслуги в развитии российско–бразильских отношений.

1940 год.
Комплекс Пампулья. Бразилия.


© flickr.com

1940 год.
Церковь св. Франциска Ассизского, Пампулья.


© flickr.com

1947 год.
Здание ООН в Нью-Йорке.


© фото: Daniel Acker/Bloomberg

 

1951 год
Жилой комплекс в Копан — Бразилия


© russonobrasil.com

 

1952 год.
Собственный дом близ Рио-де-Жанейро.


© boiteaoutils.blogspot.ru

 

1957 год.
Приходская церковь


© archinews.ru

1958 год.
Государственный театр Бразилии.


© archinews.ru


© townevolution.ru

1957 год.
Дворец  Рассвета (Алворада) – официальная резиденция президента Бразилии.


© tourweek.ru


© archinews.ru

1958 год.
Собор Пресвятой Девы Марии  в Бразилии.


© flickr.com


© www.europalibera.org

1958 год.
Площадь Трёх властей. Бразилиа.

Здание Национального Конгресса . Бразилиа.

© art.ioso.ru

1962 год.
Дворец Верховного суда Бразилии.


© artdeco2011.ru

1962 год.
Выставочный комплекс в Триполи. Ливан.


© Фото: по Styliane Philippou

1962 год.
Дворец Итамарати, Бразилиа. Бразилия.


© AFP/ Michael Kappeler

1966 год.
ЦК Французской коммунистической партии. Франция.

1966 год.
Отель Casino Park. Мадейра.


© archidialog.com

1972 год.
Культурный центр «Вулкан». Франция.


© europalibera.org


© www2.archi.fr

 1972 год.
Telebrás Headquarters Бразилиа. Бразилия.

1981 год.
Музей Индейца, Бразилиа.

1983 год.
Самбадром в Рио-де-Жанейро. Бразилия.



© archdaily.com

1987 год.
Мемориал Латинской Америки.

1991 год.
Латиноамериканский парламент.


© flickr.com

1991 год.
Музей современного искусства,  Нитерой.

1999 год.
Аудитория Ибирапуэра, Сан-Паулу, Бразилия.


© darriuss.livejournal.com

2000 год.
Аудитория  Равелло.  Италия


© archicentral.com

2000 год.
Здание Бразильской ассоциации адвокатов. Бразилия.

2001 год.
Музей Оскара Нимейера «Всевидящий глаз» в городе Куритиба. Бразилия.

2003 год.
Административный центр штата Минас-Жерайс, Белу-Оризонти.


© skyscrapercity.com

Национальный музей Бразилиа. Бразилия.


© artdeco2011.ru

2003 год.
Павильон Галереи Серпентайн. Великобритания.



© niemeyer.org.br

2006 год.
Башня для городского парка, в Natal.


© patu24horas.blogspot.ru

2006 год.
Культурный центр в г. Авилесе. Испания.


© ondiseno.com


© archrecord.construction.com

Телевизионная башня Бразилиа. Бразилия.

2007 год.
Культурный центр в городе Вальпараисо Чили.

2008 год.
Здание «Кабо-Бранко» в Жуан-Песоа.


© фото:Vinicius Andrade

Здание Федерального электорального суда в Бразилиа.


© darriuss.livejournal.com

Уход последнего великого модерниста символичен: вместе с ним уходит и модернизм в классическом его понимании. Города, построенные по канонам классической модернисткой парадигмы оказались ограниченными и нежизнеспособными, поэтому все чаще звучит призыв сделать современные города удобными для жизни. В волю наигравшись с формой, объемом и современными материалами, архитекторы обратили свой взор с объекта на окружающую среду и пространство, уделяя больше внимания развитию экоустойчивой архитектуры и архитектуре общественных пространств.  И если раньше города рассматривались с высоты птичьего полета, то сегодня во главу угла ставится восприятие городской ткани человеком сквозь призму его жизненных потребностей.

«Архитектура Сочи»

по материалам: niemeyer.org.br

5/5 - (1 голос)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписатьсяi без комментирования.