9 марта 1916 г. образовалось акционерное общество «Курорт Лиран» с основным капиталом в полтора миллиона рублей, разделённых на 30 000 акций по 50 руб. каждая.
Общество купило в Головинке имение Михаила Михайловича Перепелицына (230 десятин) с целью открыть с текущего лечебного сезона свою деятельность.
Названо общество в честь знаменитого лирана – тюльпанного дерева, растущего на месте Головинского укрепления времён Кавказской войны. Учредители планировали создать курорт европейского типа с разбивкой на его территории улиц, площадей, парков, с возведением церкви, гостиниц, санаториев, торговых рядов, почты, аптеки, складов, молочной фермы, со строительством водопровода и канализации, с последующей электрификацией и телефонизацией курорта.
Директором правления акционерного общества «Курорт Лиран» был избран инженер и архитектор Алексей Иванович Зазерский (1878 – 1942), который совместно со своим коллегой Львом Александровичем Ильиным (1880 – 1942, будущим первым главным архитектором Петербурга) разработал комплексный проект застройки будущего курортного поселения в соответствии с идеей Эбинизера Говарда, которая начала победное шествие по миру на рубеже XIX-ХХ веков и оказала влияние на всё современное градостроительство. Это так называемый город-сад.
Концепция говардовского города-сада основывается на идее планомерного, а не стихийного роста городов и посёлков, их комплексного, а не фрагментарного благоустройства. Город-сад проектируется и возводится как единое композиционное целое, с комплексным решением художественно-планировочных, транспортных, лечебно-хозяйственных и других задач. При этом:
- учитываются конкретные историко-географические условия;
- используются традиции пейзажного градостроительства;
- производится усадебное членение территории жилой застройки;
- учитывается специфика национального художественного опыта архитектуры;
- отдаётся предпочтение индивидуальному типу жилого дома с садами и надворными постройками;
- реализуется комплексный характер застройки и благоустройства территории, в ходе которого формируется общественный центр и развитая инфраструктура: школы, больницы, общественные собрания, клубы, детские сады, ясли, рынки, библиотеки и т. п., а также устраиваются общественные сады и бульвары.
Проект курорта «Лиран», разработанный в 1912 году, обосновывался следующими мыслями:
«Представляя собой в климатическом отношении золотую середину, Головинское имение может служить как летним, так и зимним курортом. Купанье в море, с его прекрасным пляжем, восхождение на горы, оберегающие местность от туманов и ветров, – вот летние развлечения. Они сменяются ловлей форелей в прозрачных водах Шахэ, охотой в лесах нагорной части урочища, где можно встретить ещё медведя.
Такова в общих чертах та местность, которая выбрана ныне для устройства образцового курорта и дачного поселения.
По мысли устроителей «Курорта Лиран» в общий план устройства курорта входит разбивка его на участки для возведения частных построек, и сооружение целого ряда общественных зданий: церкви, курзала, гостиниц, санатории, купален, школы садоводства, молочной фермы, торговых рядов, а наряду с этим устройство улиц, дорог, площадей, парков и садов, электрического освещения, телефона, трамваев, водопровода, канализации и т.п.
Главную курзальную часть курорта, где будут сосредоточены наиболее крупные общественные сооружения, предположено построить в нижней полосе имения, около моря, полотна и станции строящейся Черноморской железной дороги, на месте старого черкесского сада. Разбросанные в разных частях имения дачные участки будут соединены с этой частью курорта, между собой и берегом моря широкими, аллеями и дорогами, которые будут обсажены деревьями и кустами роз вперемешку с цветочными клумбами и газонами.
«Курортъ Лиран» будет представлять из себя одно из тех мест культурных и привлекательных, о которых все у нас мечтают… но на которые ездят любоваться за границу».
Как ни странно, начавшаяся Первая Мировая война увеличила интерес к Сочи. Русская интеллигенция, привыкшая ежегодно лечиться за границей, наполняя собой преимущественно германские и австрийские курорты, пережила много ужасов, попав в плен к немцам в момент начала войны. Вся печать была полна статьями о том бедствии, которое пережила в то время русская курортная публика. А.В. Тарнопольский, основатель «Кавказской Ривьеры» также оказался в начале войны в Европе, видимо, знакомясь с тамошней постановкой курортного дела. Вся публика в последующие годы хлынула на российские курорты.
В Сочи в это время создаётся несколько проектов новых климатических станций – «Лиран» в Головинке, на склоне Ахуна, на Красной Поляне. А.В. Тарнопольский создал проект освоения минеральных источников Чвижепсе, а в 1917 году учредил Товарищество горно-морской климатической станции «Лазурный Берег», около Хосты.
Но революция и последовавшая за ней гражданская война коренным образом изменила направление развития курорта Сочи. И Алексей Иванович Зазерский, и Лев Александрович Ильин благополучно пережили события 1917 года и до конца своих дней (оба погибли в блокадном Ленинграде) трудились на благо ставшего социалистическим Отечества. Однако Курорт «Лиран» так и не вырос в устье реки Шахе.
[tp_search_shortcodes id=2 origin=»» destination=»»]